Галиполи

Эрнесто Мария Кемплеань
Однажды, в один жаркий июльский вечер, я шел по пляжу турецкого города Галиполи(Гелибоу). В городе уже второй день не стихали массовые антиправительственные демонстрации. Полиция, демонстранты, турецкий спецназ, крики, проклятия в адрес Эрдогана... И тут, среди этого ада, преисподней, которая казалось сейчас взорвется, словно атомная бомба в тридцать мегатонн и разнесет все вокруг, я увидел одинокую свечу посреди пляжа. Одну маленькую свечку... И четыре розы рядом... на мои глаза невольно навернулись слезы... Неужели... Они помнят... Пока что полиция сдерживала толпу, так, что у меня было время.... немного, совсем чуть чуть... Я опустился на колени... и представил... Тысячи молодых людей... Пока еще они шутят, смеются, им кажется, что все не так страшно.... Но вот уже через какой-то час... Весь пляж усыпан телами погибших... Вокруг кровь... Стонут раненые... некому им помочь... И неужели это повторится? неужели люди до сих пор будут тешить себя иллюзиями? Тогда, почти сто лет назад это был Мировой Пожар.... Каждый тешил себя иллюзией того, что он сильнейший,достойнейший, не понимая, что ровно этим же  себя тешут все остальные... А сейчас... Сейчас... этот образ себя-непобедимого живет в каждом и у каждого он свой... И эти образы ведут борьбу между собой... Вот такая вот реальная война иллюзий...
Вдруг ко мне сзади подбежала женщина-полицейский.
-Сэр! Сэр! Бегите, мы больше не можем их сдерживать! Они убьют вас!- крикнула она по-английски. Я огляделся... Полиция отступала... толпа, словно амёба, захватывая из своими ложноножками поглощала тех из них кто оказался не столь проворен или не столь бесчестен чтобы бежать...
-Мне некуда уходить, - спокойно ответил я, - от всего не убежишь.
- Вы думаете, им не хотелось бежать? - спросил я, указывая на свечу.
- Кому, им?
- Вы знаете, что это за город? Его историю?
Мой вопрос явно удивил женщину в такое время...
-Гелибоу.
-Это сейчас он так называется. А тогда, он назывался Галиполи.
- Когда, тогда?
- В 1915. Здесь, во время Дарданельской Операции погибло 117 592 человека. Разве вы не учили историю?
Женщине теперь уже было не до меня.  Через несколько минут ко мне подошли пятеро молодых людей, вооруженные монтировками, кастетами и чем-то еще.
- Ты христианин
-Нет.
Мусульманин?
- Нет.
-Так кто же ты, черт возьми? - рявкнул один из них.
- Бог один, сказал я. А то как вы его называете - это всего лишь его имена. Это иллюзии, которые вы сами себе придумали. И из-за этих иллюзий вы убиваете друг друга? То же самое и ваше правительство. Это иллюзия, которую вы сами себе придумали. А сврегнув его, чего вы в сердцах хотите, вы придумаете себе новое правительство, новую иллюзию. И так будет вечно. Помните историю. Ваш прапрапрадед, Селим, был великим человеком, - сказал я, указывая на одного из молодых людей.
- Я даже отца своего не знаю! Я был сиротой! - в ярости крикнул мне он  на смеси английского и турецкого.
-Зато вашего предка звали Мехмет Вехип-паша,- ответил я и, показал турку фотографию его родственника предусмотрительно сохраненную мной в планшете. Его товарищи ахнули. Неотличимость лиц поразила их. Оставив свечу догорать я развернулся и ушел.
Через несколько дней демонстрации в городе стихли. Жизнь востанавливалась.
Я вернулся на тот самый пляж. Женщина-полицейский сидела там и смотрела вдаль.
-Ваше имя, Ёзгур, замечательно подходит под ваш характер, - сказал я ей.
Она обернулась.
- Откуда вы его знаете? Вы еще живы? Я видела, как к вам подошли те пятеро...
- Жив. Они ничего мне не сделали.
- Как вам это удалось? Они убивали всех, кто не похож на мусульман?
- Это иллюзия.