Мужество, или добродетели второго порядка

Валерий Аллин
    «Так шаг за шагом они перешли к тому, что располагает к порокам, -
     портикам, баням, изысканным пиршествам. Все это по своему невежеству
     они называли цивилизацией, когда это было всего лишь частью их рабства»
              (Тацит о покорении бриттов)

    «Когда мужчина делает то, что он должен несмотря на последствия для себя,
     несмотря на препятствия, опасности и давление - это и есть основа для
     всей человеческой этики» (Уинстон Черчилль)

    «Смелость и мужество - не одно и то же, поэтому мужественные бывают
    смелыми, однако не все смелые мужественны, ведь смелость возникает у
    людей и от мастерства, и от страсти и неистовства, как и сила, мужество
    же - от природы и воспитания души» (Платон "Диалоги")

    «Добродетель - философский термин, означающий положительное нравственное
     свойство характера человека; постоянное деятельное направление воли к
     исполнению нравственного закона» (Википедия).

С древних времён известно, что для уничтожения врага прежде всего нужно уничтожить его мораль. Мужество представляется мне связующим звеном между личной нравственностью и общественной моралью: нет мужества - не будет и высоких моральных норм. Несмотря на невероятную важность мужества для системы моральных и нравственных норм (этика - философское исследование морали и нравственности), мужество не является признанной добродетелью. Мужество - добродетель как бы второго порядка. И тому есть несколько причин. В отличие от добродетелей первого плана (склонности к сочувствию, правдивости и светлости (ясности), относящимися к первому качеству души - чистоте), которые являются прямыми производными божественных качеств (соответственно: Любви, Истины и Света) и однозначны в своём толковании, мужеством не всегда называют проявление именно высокой духовности. Конечно, и склонность к сочувствию (доброта), и мудрость, и ясность подвержены искажению низменными влияниями человеческого тела, но в смысле толкования "запачканы" они всё же не так сильно, как добродетели второго порядка: мужество, порядочность, гениальность, объективность, справедливость, ... В доблестях третьего порядка мы видим лишь отблески божественного. Таковы талант, красота, честность, храбрость, благородство, скромность, разумность, жалость, искренность, склонность к порядку и чистоте, целомудрие и доблести, относящиеся к тем двум другим качествам души, которые дают человеку силу духа (свобода духа, решительность, воздержанность, устойчивость во мнении, спокойствие, чувство долга, чувство чести...). В самом деле, например, талант может иметь отношение как к добрым так и недобрым искусствам, а телесная красота часто не соответствует высокой духовности.

Несовершенство добродетелей второго порядка проявляется в том, что их можно легко спутать с добродетелями третьего порядка и даже с совсем не добродетелями. Например, мужество - в своей основе качество высокодуховное, но в наше его понимание подмешаны и сила духа (одно из качеств души, не имеющее прямого отношения к высокой духовности), и ментальные особенности (храбрость, упрямство, безрассудность, ложное понятие о чести), которые могут иметь совсем уж низменное происхождение, поскольку могут быть пробуждены с помощью снадобий (которые, например, принимали перед боем воины племени Зулу) или алкоголя (у европейцев), патриотической пропагандой (эксплуатация врождённых инстинктов), воспитанием чувства чести, глупым бахвальством или просто животным страхом.

Поэтому с понятием "мужество" нужно быть очень осторожным - носителями мужества в чистом виде могут быть только высокодуховные люди. Именно высокая духовность - истинная причина всех добродетелей второго порядка. Действительно, высокодуховный человек должен обладать всеми добродетелями второго порядка одновременно. Судя по последующему причислению героев к божествам, древние греки отбирали кандидатов в герои именно по принципу высокой духовности. Кстати, древнегреческие герои становились бессмертными до того, как они попадали на Небо.

По мнению Аристотеля, мужество - это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество». Как нужно ценить добро (Любовь), чтобы согласиться умереть за него? Отбросив влияние воспитания, такую любовь к высшей духовной добродетели может дать только истинное понимание - прямой контакт с высшими уровнями духовного мира (в греческой мифологии - общение с богами), для чего нужна душа очень высокой степени чистоты (развития). Такая душа не только передаёт уму понимание высокого, но и одаривает ум осознанием собственного бессмертия (бессмертие - как дар богов). Человек перестаёт воспринимать себя как тело. Смерть ему больше не страшна. Это бесстрашие, основанное на высокой духовности (на осознании себя в качестве бессмертной души) и есть истинное мужество. Без сомнения, такой человек обладает добродетелями первого порядка (доброта, мудрость и светлость). Не зря именно высокодуховные личности жертвующие (и в прямом, и в переносном смысле этого слова) своей жизнью стояли у истоков современных религий морали. То, что нам трудно причислить к святым героев греческой мифологии, только подтверждает разнообразие в толковании мужества, о котором я говорил выше.

И в заключение несколько слов о двух главных причинах мужества. Основанное на высокой духовности отсутствие страха смерти - главнейшая причина мужества: чем более высокодуховен человек, тем на большее мужество он способен. Кстати, добро всегда побеждает зло потому, что чем добрее люди, тем меньше они боятся смерти. Но есть ещё одна причина для мужества. Косвенно она связана с первой. Это - подсознательное желание (желание души) продемонстрировать максимально высокую для себя степень духовности перед лицом смерти. Смерть - всем нам экзаменатор. Умереть достойно - значит до конца быть ориентированным на самый высокие идеалы. Нас Там ждут, и от нашего конца зависит не стыдно ли будет нам смотреть в глаза своим друзьям и наставникам. Причина этого желания в нашей подсознательной уверенности в существовании мира Идей и в понимании его исключительной для нас ценности. В конце концов, мужество - это шанс уйти в Верхний мир (выйти из колеса сансары) в момент смерти.

(ссылки и обсуждение в ЖЖ: (http://val000.livejournal.com/358002.html))