31. Последнее лето в Ростове

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Панорама Ростовского кремля (современный снимок)


Отпраздновали Победу, и начались обычные дни. Я закончил 3-й класс на отлично. Я, как и прошлым летом проводил время либо в госпитальном саду, либо с мальчишками. Как и прежде, Аллочка всегда была со мной.

Сад (скорее, парк) был сзади здания. Когда я побывал в Ростове в 80-х, этого сада-парка я не обнаружил, наверное, его вырубили и застроили.

Теперь мы все стали старше на год и осваивали новые территории. Главной целью наших походов в новые места был полуразрушенный ростовский кремль. Конечно, я знал место, которое Ростов Великий занимал в истории Руси. Нам об этом рассказывала и учительница, да и прочел я к тому времени какие-то книжки по истории русских княжеств.

Кремль никто не охранял. Он довольно хорошо сохранился – многие стены, башни. Мы рассказывали друг другу легенды о томящихся в подвалах Кремля узниках, и с замиранием сердца спускались в полузасыпанные подвалы в поисках их прикованных скелетов. Мы все время сего-то искали там. Нам казалось, что если мы будем внимательны, то найдем что-то неизвестное никому, откроем новую страничку в истории Ростовского княжества. Нам никто не мешал. Много дней мы потратили на то, чтобы облазить все доступные места в Кремле, но, к сожалению, мы ничего интересного не нашли.

Сейчас осталось только ощущение, что тогда мы прикоснулись к древней истории этого края. И осталось благоговение перед древностью. Перед строителями Кремля. Перед теми, кто жил в ту эпоху на этой земле.

Мы, по-прежнему, ходили на уже освоенный нами берег озера Неро. Он был, как и раньше совсем запущен, пожалуй, в этом году даже больше – зарос труднопроходимой травой, а вода совсем заилилась.

Однажды мы договорились с ребятами, что устроим салют в честь Победы. Каждый из нас принес патроны (гильзы, снаряженные порохом и пулями), а у меня были припрятаны три запала от гранат. Мы развели костер, и когда он разгорелся, бросили туда патроны и запалы. Через некоторое время патроны стали взрываться. Это было похоже на стрельбу. Боясь, что пули попадут в нас, мы побежали. Что-то чиркнуло мне по низу спины, но я не обратил внимания. Вечером я обнаружил засохшую кровь на трусах, а на теле ( с помощью двух зеркал) длинный разрез. Я не сказал маме об этом, и там все зажило само собой. Правда, пониже спины остался большой шрам. Наверное, надо было зашить этот разрез.  Скорее всего по спине мне чиркнул, какой-нибудь маленький осколочек, возможно, от запала.

Из тюрьмы вышел хозяйский сын Вася. Ему было лет 20. Почему он не был в армии, я не знаю. Сидел он за драку. Но сейчас он был тихий. Целый день он обычно слонялся по двору и сам с собой играл в очко. И меня научил играть тоже. Карты мелькали в его руках, как приклеенные или расходились веером. Он предлагал сыграть по маленькой, но мама запретила мне играть на деньги. На щелбаны я тоже не захотел играть, – понимал, что мало моему лбу не будет. Через некоторое время я стал избегать Васю, – с ним было неинтересно. Говорил он на блатном жаргоне – ботал по фене, и, кроме карт, ничего другого не знал.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/28/215