Себе дороже

Ева Азарина
- Не люблю я длинные волосы, - пожаловалась мне Динка, крутясь перед зеркалом.
Я фыркнула:
- Тебе все равно не грозит обладать ими. Ты же лет с шестнадцати стрижешься коротко.
Девушка развернулась ко мне и досадливо уперла руки в бока.
- Влад говорит, что ему нравятся длинные волосы! Вроде как, женственнее это. И ногти ему мои не нравятся – она с сожалением поглядела на свои длинные ухоженные ногти, покрашенные бирюзовым лаком. – Он считает, что это вульгарно.
- Детка, никогда не меняй себя ради мужчины. Это глупо – я просто обожаю читать нравоучения, а тут такой шанс.
- Почему это? – Динка смерила меня снисходительным взглядом и снова повернулась к зеркалу. – Для того чтобы построить крепкие отношения, кто-то должен уступать. А поскольку женщина мудрее, то чаще всего делать уступки должна именно она. В конце - концов, это не такая уж большая жертва для семейного счастья.
- Возможно, сейчас, в моем возрасте это кажется невероятным, но когда-то я тоже была молода. И тоже любила. И мужчины у меня были, и немало.
- Да ну? – Динка весело сверкнула глазами. Видно было, что она пытается меня поддеть, но при этом ей до жути любопытно послушать, что я скажу.
Я со вздохом отложила книгу и задумчиво произнесла:
- Знаешь, когда-то я рассуждала похожим образом. Это сейчас я такая категоричная и нетерпимая. А когда-то я только и делала, что ждала, терпела и подстраивалась под других.
- Ты? Не может быть! – Динкины глаза в этот момент меня очень позабавили. Но воспоминания наполнили грустью.
- Мой мужчина говорил, что моя любовь к нему должна быть выше гордости, самолюбия и характера. Что я должна переломить себя, если не хочу поссориться с ним. А я очень боялась его потерять.
- И что же ты делала?
- А то и делала – ломала себя. Через силу, через гордость и принципы, через «не хочу» и «не буду». Я считала, что счастливая семья, о которой я так мечтала, стоит этих жертв. Я заставляла себя увлекаться тем, что мне не свойственно, научилась разделять его интересы и даже полюбить их, научилась сдерживать злость и обиду, даже когда было совсем невтерпеж. Я стала такой, какой он хотел меня видеть.
- И он же оценил это, не так ли? Он сказал, какая ты молодец?
Я горько покачала головой.
- Он сказал, что не знает, как реагировать. Все мои жертвы так и остались незамеченными. Он заявил, что я стала такой, какой он хотел, но в то же время, он перестал узнавать меня, я стала не собой, что его привело в замешательство. И вроде все идеально, но все равно не то.
Дина возмущенно нахмурилась и забавно вплеснула руками:
- Вот подлец! И что потом?
- Судьба развела нас. Я продолжила учиться, а он уехал покорять мир, потом нашел какую-то длинноногую красотку, женился на ней, через пару лет развелся, опять уехал куда-то за границу, вернулся женатым, лет через десять снова развелся. Где он сейчас – Бог знает. Но я уверена, что он так и мечется в поисках своего идеала.
- А почему ты никого себе не нашла?
- Девочка моя, да зачем мне это? После той истории, я поняла, что жить мечтами о мужчине – себе дороже. Я никогда не умела жить наполовину. Я жила сердцем. Если кричать – то громко, если нет сил – то падать, если любить – то без остатка. Мой мужчина показал, что без остатка-то как раз отдавать себя никому и нельзя. Потому что нет гарантии, что тебя не вышвырнут из чьей-то жизни, как ненужную тряпку или провинившуюся собачонку. А мне нужна была уверенность, что меня никогда не предадут. А потом логично пришла уверенность, что спокойнее быть одной.
Дина растерянно смотрела в пол. Я мягко улыбнулась и приподняла сухими пальцами ее нежный подбородок.
- Девочка, я не говорю, что влюбляться – страшный грех. Я говорю, что если мужчина тебя любит, то он примет тебя любой – косую, кривую, нелепую, глупую, ревущую, истерящую – любую. Если же он не любит тебя, то он будет вечно придумывать отговорки, причины, вечно будет недоволен – а потом просто уйдет, словно вас ничего и не связывало. Для мужчин это проще. Они так приспособлены. А женщины могут годами ждать своего единственного, да так и помереть в ожидании. Поэтому лучше не оттягивать момент разрыва, не пытаться тянуть кота за хвост, как говорится, и уж тем более, не изменять самой себе из-за этого. Делу это не поможет, а силы растеряешь, душу растравишь. Себе дороже.