Мурка - история из жизни

Книга Нина Владимировна
Н. В. Книга

М У Р К А

Р а с с к а з


(История из жизни).


Этот рассказ я посвящаю всем влюбленным.



Попутчики мои, наконец, уснули и в купе воцарилась долгожданная тишина. За окном мелькают редкие огни полустанков и сентябрьская ночь разливается темным пятном. Хорошо вспоминается под стук колес. И воспоминания, почему-то очень далекие теснятся в моей памяти одно за другим, достигая, наконец, своей «точки кипения» и рука сама тянется за карандашом.
Мы жили тогда рядом с воинской частью. Магазин и клуб находились на ее территории. Магазин делился пополам. С одной стороны обслуживали военных, а с другой - всех остальных. В выходные мы с сестрой обычно проводили в городе, тогда еще Ленинграде. Ходили на премьеры спектаклей, посещали музеи, встречались с друзьями. В армейский клуб мы заглядывали редко, так как густой запах гуталина от сотен пар сапог просто «валил с ног». После окончания фильма все спешили на свежий воздух. Я старалась успеть в первых рядах и в узком проходе ,случайно,
наступила на полу чей-то длинной шинели. В маленьком, ярко-освященном коридоре, ко мне поворачивается военный и я сразу извиняюсь. Владелец шинели, высокий солдатик с худым лицом и очень короткой стрижкой, улыбается мне и предлагает проводить до КПП. "Наверное кто-то из вновь прибывших", - подумала я и согласилась.
До КПП идти недалеко,но мы успеваем пообщаться. Я узнаю, что нового знакомого зовут Сашей, что только вчера он приехал из "учебки", где провел полгода, учился на собаковода. И как видно успешно, так как на погоне выделяется одна красная полоска - ефрейтор. Прощаясь, Саша неожиданно спросил:"Можно я Вам напишу?" Немного подумав, я говорю ему свой адрес и мы расстаемся.
Вскоре от Александра пришло первое письмо, с удивительно-трогательными, нежными стихами, автором которых, как оказалось, был его друг. Потом это было вовсе неважно, так как я уже с нетерпением ждала его писем и очень огорчалась, когда они не приходили. Это означало, что Саша уехал на полевые ученья, со своей ротой.
Возвращаясь из техникума, я уже издалека видела белый конверт в почтовом ящике и ускоряла шаг.
Однажды Александр сообщил, что в воскресенье у него увольнение и мы сможем куда-то поехать на весь день, отдохнуть. Выбрали Петродворец. Саша давно мечтал побывать «на фонтанах». Это был жаркий, июньский день. Вечером уставшие, но довольные мы возвращались домой. Саша сказал, что теперь он сможет не на долго приходить к реке, после проверки и развода собак для ночной охраны объектов.
Спускаясь с крутого берега, я уже издалека видела Сашу. Он сидел на камне с большим букетом цветов. В основном это были ромашки и желтые лилии, которые росли у самой воды. Мы включали негромко музыку и гуляли по тропинке среди густых зарослей, чтобы не привлекать чье-либо внимание. Саша рассказывал о жизни «на гражданке», о своей любимой Украине,где он родился и вырос, делился своими планами. Мне он уже давно объяснился в любви, сказал, что это у него впервые.
Однажды мы слушали по «Маяку» концерт по заявкам. Одна девушка поздравляла своего друга, который тоже служил в армии, с днем рождения. Назвалась она почему-то Муркой. Саша сказал, что ему повезло больше, чем тому парню. Его любовь, его Мурка, рядом с ним. Я очень разозлилась и запретила ему так меня называть. Но Саша, к сожалению, об этом забывал и в моменты внезапно нахлынувшей нежности, называл меня только Мурочкой.


Приближался конец августа. Густой туман по вечерам окутывал речку, увлажнял прибрежную траву. С каждым днем воздух становился прохладнее. Моя строгая мама запретила мне гулять до одиннадцати часов. Я сказала об этом Саше. Сначала он принялся меня уговаривать, но когда понял, что бесполезно, заплакал. Саша всхлипывал как ребенок и глядя на его вздрагивающие плечи, мне хотелось обнять его и сказать что-то очень хорошее, нежное. Но вместо этого я сказала сухое:»Пока!» и поспешила домой, чтобы лишний раз не расстраивать маму.
Саша, наверное, как-то по своему переживал мой внезапный уход и ...совсем закрылся. Письма перестали приходить, обиделся, подумала я.
Утром, спеша на электричку, я слышала лай собак, который доносился с территории воинской части. Почему собаки лаяли только по утрам? - не знаю. Может быть они так напоминали собаководам, что пора их уже кормить. А может быть так приветствовали друг друга после ночного расставания? Прислушиваясь к лаю собак, мне казалось, что Саша тоже лает вместе с ними... Выражая так недовольство своей жизнью, возмущаясь ее несправедливостью.
В один из зимних, морозных дней, я задержалась в городе и решила идти домой через воинскую часть, так было короче. В части было уже тихо, проверка давно закончилась и начался отбой. Проходя через КПП, я обратила внимание на старшего сержанта, который сидел за столом , согнувшись над книгой. Я поздоровалась и направилась к двери. «Привет, Мурка!» _ услышала я в ответ. Мне показалось, что электрический ток прошел через все мое тело. Обернувшись, я встретила незнакомый взгляд и наглую улыбку. «Каков наглец», - думала я про себя. «Мурку я тебе никогда не прощу.»
Приближался новый год. В поисках подарков, я опять задержалась в городе и спешила домой через часть. Подойдя к КПП, я увидела на крыльце темную фигуру. В ней я узнала Барсика (я так окрестила тогда дежурного). Но этот негодник не хочет меня пропускать. Сначала он принес мне свои «тысячу извинений». Потом сказал, что пропустит, если я приму его скромный, новогодний подарок. Я так устала, что пришлось согласиться. Барсик нырнул в кусты и вынес из них небольшую, очень пушистую елочку. Я невольно расплылась в улыбке. А этот негодник тут же этим воспользовался и назначил мне свидание в двух километрах от нашего поселка, там где его взвод будет в карауле.
Елочку мы нарядили вместе с сестрой и братом и очень весело встретили новый год вместе с нашими родственниками. В гости к нам приехала наша любимая тетушка Зоя — старшая папина сестра и наша двоюродная сестра Надя. Укладываясь спать, тетушка расспросила нас о кавалерах. Сестра встречалась тогда с курсантом морской академии — Володей Кирпишовым, дома мы его называли «кирпичом». Надя переписывалась с мальчиком из ее родного города, Великого Устюга. Я была старше их на год и мне было стыдно сказать тете, что пока ни с кем не встречаюсь. Я сказала, что мне не очень-то везет с парнями, почему-то плаксы больше встречаются. Сказала и о последнем знакомстве. Тетушка посоветовала его продолжить.
К вечеру мороз усилился и я решила пробежаться до места моего свидания, два километра. Подойдя к условленному месту, увидела, что меня уже ждут. Приблизившись, я просто онемела. Пере до мной стоял Саша. Он сказал, что уже знает на кого я его променяла. «Сначала я хотел дать ему по физиономии», - изрек Саша. Так что же не дал?» - спросила я. «Витька -(так звали моего нового знакомого) очень хороший друг и я нахожусь у него в подчинении. Ты меня прости за все. А вам я желаю счастья». Александр хотел еще что-то добавить, но не решился. Затем он резко развернулся и скрылся в темноте. За что я должна прощать, не знаю, остается только разгадывать эту загадку.
Не успев прийти в себя, я услышала скрип приближающихся шагов, с другой стороны. Виктор поздоровался и мы пошли по узкой дорожке в сторону шоссе. Светила яркая луна. Снег переливался в ее сиянии и искрился каждой, отдельной снежинкой. Мороз пробирал до костей. В считанные минуты Виктор рассказал о себе. Родился он в Тульской области. Жил с родителями в поселке городского типа. Там закончил среднюю школу. В этой же школе работала учителем его мама. Из Ленинграда уезжать не хочет, город ему очень понравился. Сказал, что по окончании службы в армии, а служить осталось пол года, он будет поступать в технологический институт, на физико-математический факультет. Сказал, что в Петергофе у него живет родная тетка. Семьи у нее нет и он сможет пока у нее остановиться. Я слушала Виктора и думала: счастливый человек, все у него распланировано на десять лет вперед и по тому с какой уверенностью он говорил об этом, можно не сомневаться, что именно так все и будет.
Витя был очень занят и по-этому виделись мы редко. Мне всегда с ним было интересно. Он мог поддержать любую тему, был очень начитан. От него исходило какое-то спокойствие, я бы даже сказала, какая-то житейская мудрость. По-этому его всегда хотелось его слушать, не хотелось перебивать, смотреть в его огромные, зеленые глаза, на длинные, загибающие ресницы.
Однажды Виктор сказал, что завтра придет знакомиться с моими родителями. Не подумав, я брякнула, что они будут завтра дома только к вечеру. «Ничего,» - сказал Виктор, -»я подожду.»
На следующий день была суббота. Родители были, конечно, дома. С утра мы с сестрой все мыли и чистили в доме, как и в каждую субботу. Время приближалось уже к обеду, но я так и не смогла сказать родителям о Викторе. Посмотрев в окно, я увидела, что Витя идет уже от калитки по бетонной дорожке, к дому. Одет он был в парадную форму, а в руке держал небольшой чемодан. Отец его тоже заметил и улыбаясь посмотрел на меня. Сердце стучало так, что заглушало все остальные звуки. Виктор постучал в дверь и все дружно ему ответили:»Войдите!» Был он среднего роста, но очень плотного телосложения. На одной руке Виктор мог поднять меня и брата одновременно. С правой стороны всю его грудь закрывали значки, только с цифрой 1. Первым это заметил отец и сказал, что никогда не видел столько отличных значков. После знакомства, мама пригласила Виктора к столу, обед уже был готов. Витя вел себя очень уверенно, легко отвечал на все вопросы, пытался шутить. Вечером он уезжал домой, к родителям и я пошла провожать его до станции. Два километра мы шли не спеша, дурачились и без конца целовались. Придя на платформу, обнаружили, что от всех значков осталось только два. Виктор без сожаления снял и остальные. Подошел поезд. Из тамбура Витя помахал мне рукой, на прощание. Я тоже помахала ему рукой.
Заглянув в себя, я не обнаружила там никакой грусти. И первая мысль, которая пришла, была почему-то о Саше. Ведь у него тоже скоро дембель, знать бы когда?
На следующий день я столкнулась с ним у своей калитки. Он крепко обнял меня, так мы стояли и молчали. О чем думал Саша, я не знаю. Я думала о том, что мне будет не хватать его грустных глаз, его улыбки, его объяснений в любви. Затем он резко отошел от меня и побежал в казарму. Я смотрела ему в след, пытаясь угадать его рост. Был он, конечно, не ниже метра девяносто, но узкие плечи и не большая сутулость делали его чуточку короче.
Через несколько дней, возвращаясь из магазина, я обернулась на громкий топот ног по асфальту. На бешеной скорости ко мне приближался Саша. В руках он держал винтовку. «Я увидел тебя и не сдержался, убежал с поста!» Саша обнял меня порывисто. «Я очень люблю тебя, Мурочка, будь счастлива!» - сказал Саша и через секунду уже отдалялся от меня. Я не знаю, что тогда произошло в моей душе? Сердце переполняла какая-то тупая боль, но почему-то очень приятным теплом она разливалась по всему телу. «Я тоже люблю тебя!» - кричала я ему в след. В такие моменты, нам всегда хочется остановить время и «открутить пленку чуть-чуть назад». Но увы! Время движется только вперед, унося с собой прошедшие события и оставляя нас со своими сомнениями, удивлениями, переживаниями, в общем со своими «думками».
Вскоре от Виктора пришло письмо. Он писал, что скучает, что уже заказал билеты на поезд. Я не знала, что писать Виктору, но была уверена, что от моего ответа все-равно ничего не зависит. Он обязательно приедет и будет выполнять «свою пятилетку».
В техникуме началась летняя сессия. Возвращаясь домой, я обнаружила на веранде огромный букет гладиолусов и по маминой счастливой улыбке поняла, что «жених» уже здесь. Виктор подошел неслышно и закрыл мне руками глаза. Ладошки у него были очень большие, легко узнаваемые. Одет он был «с иголочки» и действительно очень напоминал жениха. Мы гуляли с ним по поселку и все прохожие оборачивались нам в след.
Витя сказал, что тетка встретила его очень хорошо и что вчера ему удалось побывать в институте, отвезти документы. Экзамены только первого августа и времени на подготовку предостаточно, после армии у него будет еще и льгота при поступлении. Сказал, что сегодня отвез документы на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение), на ученика слесаря. «Почему на ЛОМО?» - спросила я . «А чтобы было удобно к тебе ездить на выходные», - ответил он. Я просто обомлела. «Витя, ты собираешься ко мне на выходные, но ведь пока даже не сказал, что любишь меня!» - возмущалась я. «Конечно люблю, разве так не видно». «Может быть кому-то и видно, а вот я даже не догадывалась!» «Я уже все решил. Свадьба у нас будет на день молодежи,27 июня, через год. А пока узнаем друг друга по-лучше. Отношений пока близких не будет, это я тебе обещаю. Надеюсь, что ты согласна.» Я слушала Виктора и не находила слов для ответа. Но ощущение было такое: я должна сейчас, не медля, сама себе подписать приговор.
Как и обещал, Витя приезжал на все выходные. В институт он поступил в первом туре и на работе каждый месяц сдавал на новый разряд. Родителям он очень нравился. Помогал всегда по хозяйству: носил воду, колол дрова, копал с нами картошку. Зимой катался с братом на лыжах. Нас с сестрой возил на санках. Мы все очень привыкли к нему и уже считали его членом нашей семьи.
Его родители очень скучали. Писали ему письма и ждали в гости на новый год. Мы с сестрой проводили его на скорый поезд, до Москвы.
У меня началась зимняя сессия. В один из дней я сидела у окна и готовилась к зачету. В доме уже все спали. Вдруг в окно легонько постучали. Я одела пальто и вышла на крыльцо. Пере до мной стоял Саша и улыбался. Он поднял меня на руки и крепко прижал к себе, осыпав поцелуями все лицо. «Я не могу без тебя, Мурочка, пробовал, не получается!» Господи! Как же я была рада его видеть! На Саше было теплое полупальто, меховая шапка, лицо округлилось, огромные глаза сверкали как зарницы. По-моему, это был уже совсем другой Саша. Он сказал, что уже побывал в воинской части и в курсе наших отношений с Виктором. Я сказала ему, что пока ничего не решила, должна еще доучиться, летом госэкзамены. Саша сказал,что больше не хочет меня терять и будет ждать меня дома, сразу после экзаменов. В этот момент в коридоре загорелся свет и мы стали прощаться. При расставании Саша отдал мне почтовый конверт. Придя в комнату, я быстро открыла конверт. В нем лежало письмо и фотография Саши, где он уже в штатском. На одном дыхании я прочла его письмо, а фотографию закрепила на трейляже, с обратной стороны, чтобы могла любоваться перед сном.
Конечно, моя жизнь просто не могла не измениться. Внешне, пожалуй, все выглядело по-прежнему. Но в моей беспокойной душе кипели не шуточные страсти. Я жила теперь только своими необузданными фантазиями. Боже, какое это было счастье окунаться в них с самого утра и плавать, и плавать до поздней ночи. В свои тайны я никого не посвящала, ни с кем не хотела делиться своими переживаниями.
Вскоре вернулся Виктор и привез нам огромный пакет тульских пряников и приветы от его родителей. Сказал, что весной они приедут сами, знакомиться.
Так получилось, что праздник «восьмое марта» в тот год совпал с субботой. Как обычно, с утра мы все мыли в доме. Виктор приехал очень рано. Поздравил нас с сестрой с праздником. Уборка была в самом разгаре. Валентина повернула зеркало трейляжа, чтобы протереть пыль и все увидели фотографию Саши, с которой он нам мило улыбался. В комнате сразу воцарилась тишина, только часы мирно тикали на стене. Первым очнулся Виктор. «Он что, здесь был? О чем вы разговаривали? Ты что, любишь его?» - без конца задавал Виктор свои вопросы. Я молчала, как рыба, как будто все слова забыла сразу. Но Витя ждал ответа и я слегка кивнула головой. Он одел куртку и молча пошел к двери. У двери он обернулся и сказал:»Хотелось бы взглянуть на тебя лет через десять, через двадцать». Затем раздались его быстрые, удаляющие шаги и скрип калитки. «Ну что ты стоишь, беги, догони его, скажи, что пошутила!» - сказала мне сестра. «Зачем?» - думала я про себя. «Может быть и хорошо, что так получилось, нельзя же бегать «за двумя зайцами сразу», нельзя читать чужие письма, просто нельзя и все.
Первая мысль, которая пришла в голову,была почему-то о маме. А что же я ей скажу, когда мама вернется из санатория? Наверное, опустив глазки, скажу ей:»Прости меня, дорогая мамочка, что не оправдала твоих надежд, что замуж мне еще рано, надо немного подрасти, стать более серьезной, более ответственной, ведь жизнь продолжается...»




Июль, 2013 год. Санкт-Петербург---Студеное.