17. Мама работает в госпитале

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Гимназия им. А.Л. Кекина в Ростове Ярославской обл. В годы войны здесь располагался Эвакогоспиталь №4930.


Нам повезло, – маму приняли на работу в эвакогоспиталь №4930. Я помню его точное название и номер. Они врезались в мою память. Эта работа пришла очень во-время, потому что у нас не было ничего – ни денег, на которые можно было бы что-то купить из еды или заплатить за жилье, ни вещей, на которые можно было бы что-нибудь выменять.

И вдруг в декабре 1943 г. мы съезжаем в какой-то спешке из дома на Красной улице. Первую ночь мы ночевали в штабе на письменных столах, было холодно, и мы не снимали пальто и валенки. Ящики были пустые, но в одном я обнаружил три запала от гранат, и я их припрятал, никому ничего не сказав. На следующий день мама сняла комнату в доме на Пролетарской 46. Мы там и жили до отъезда в Ленинград. Пролетарская улица шла параллельно берегу озера Неро, но зимой оно замерзало, и по нему ездили на санях и ходили пешком с одного берега на другой.

Госпиталь находился неподалеку на другой улице, которая была перпендикулярна Пролетарской (кажется, Окружная?), в длинном массивном трехэтажном здании школы за красивой железной оградой. Вероятно, это здание было построено еще до революции: потолки были высокие а помещения – очень большие. Я представлял себе, что это была гимназия, и напридумывал себе всякие сюжеты, как тут были преподаватели латыни и греческого, работали классные дамы и многое другое. Возможно, так оно и было. Рядом со зданием, с его внутренней стороны была спортивная площадка, а дальше шел большой заросший сад, даже, скорее, парк, за которым давно никто не ухаживал.

Мама сначала работала заведующей столовой. Начальник госпиталя ее быстро оценил и вскоре назначил начпродом (начальником продовольственного отдела), а потом и своим заместителем по материально-техническим вопросам – начматом. Она уходила рано утром, а приходила поздно вечером. Куда-то постоянно уезжала. Приезжала усталая и буквально валилась с ног. Но больше мы с Аллочкой не голодали.

Помню самую первую еду в столовой госпиталя. Нас с Аллочкой посадили за стол, и нам принесли по тарелке жидкой каши, типа манной, но мало похожей на ту, которую я ел до войны и не любил. В середине каши был маленький кружочек растаявшего жира. Мама сидела рядом, но каши перед ней не было. Тогда я об этом не подумал, а сегодня понимаю, что она отдала нам свою еду, положенную персоналу. Мама посмотрела на нас с какой-то торжествующей горделивой улыбкой, которую я помню даже сегодня. Эта улыбка означала радость от того, что мы, наконец, получаем полноценную еду, гордость, что мама решила эту проблему, удовлетворение от того, что ее мы, дети теперь будем сыты.

Я нашел в интернете это здание. Это, действительно была гимназия. Она была построена в 1910 году на деньги купца А.Л. Кекина. Он завещал все свои деньги и всю недвижимость городу Ростову и просил построить на эти деньги гимназию, университет, железную дорогу до Петербурга и многое другое. Гимназию успели построить, подготовили документы в правительство с просьбой разрешить создание университета, но подать их не успели - грянула Февральская революция.
 
Теперь гимназии, которая расположена в этом здании, присвоили имя А.Л. Кекина.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/31/350