Из истории села Дану

Виктор Панько
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ДАНУ

1. ПЕРВОБЫТНЫЕ КОСТИ ЭПОХИ БРОНЗЫ

     В апреле 2003 года я, будучи руководителем краеведческого кружка Глоденского районного Центра детского творчества при Теоретическом лицее села Дану, организовал  очередную экскурсию с членами кружка.
     В тот день мы пошли на окраину села в северо-западной его части к источнику, который в Дануле называют «татарска керница».
    По преданию колодец этот был сооружен еще татарами, якобы проживавшими когда-то в наших краях. Каких-либо подтверждений, или сведений о татарах, скорее всего, не существует, видимо, народная память склонна все  древнее, архаичное относить к периодам нашей истории, связанным с владычеством турок или татар.  Наименования «татарский колодец» известны и в других населенных пунктах , в частности, колодец с таким названием есть на окраине города Глодень, рядом с автовокзалом.
    Рассказал детям об истории села Дану, о том, что по преданию недалеко от этого места, на территории бывшего школьного участка, когда-то были найдены в земле останки средневекового воина в металлических доспехах. О том, что во время строительства железной дороги «Рэуцел - Глодень» проводились  раскопки в зоне строительства дороги. Обратил внимание детей на то, каким образом археологи обнаруживают интересующие их места древних поселений или захоронений.
- Начинают с того, что  копается обычная канава, шириной около метра, которая  называется «шурф». Глубина ее небольшая, зависит от толщины верхнего слоя почвы. Он, этот верхний слой, снимается, а под ним обнаруживается однородный слой, скажем, супесчаный или глинистый. Этот второй слой отличается от верхнего по цвету породы, и, если на этом месте когда-то ничего не было, то цвет породы остается равномерным, одинаковым. Копают шурф до тех пор, пока не обнаружат земляное пятно другого цвета: серого, черного или иного. Значит – здесь когда-то вмешался человек. Пятно начинают исследовать. Находят кости, черепки, разные изделия из камня или металла, и по этим признакам узнают, кто и когда проживал в этой местности. Опытные археологи без труда обнаруживают место, где нужно копать, определяя его по известным им признакам…
- А я знаю, где есть такое пятно, - воскликнула Ксюша Чебан. – Там и кости мы находили, да они и теперь там могут быть. Это недалеко отсюда. Пойдемте, я покажу!
      Все дети загорелись желанием поскорее увидеть это место и узнать, что же там такое было в древности.
     Мы прошли с полкилометра в сторону стана тракторной бригады и пруда, называемого у нас «Победа».
      Не доходя до «Победы», мы, оживленно беседуя о предстоящих открытиях, возбужденные любопытством, под предводительством Ксюши Чебан и ее нескольких подружек подошли к отвесной трехметровой глиняной стене, образованной срезом большого холма.Такие места у нас называют «глинище», то есть  своего рода «глиняный карьер».
- Вот, посмотрите! – воскликнула Ксюша, показывая на серое пятно, ясно выделяющееся на желтом фоне стены. – Там мы находили разные кости. Наверное, они там еще есть и теперь.
   Искать желающих покопаться в этом таинственном пятне  не пришлось. Ребята, помогая друг другу, подобрались к пятну и начали разгребать землю, кто палками, кто руками.
    Вскоре в их руках действительно  оказались какие-то очень легкие кости. Среди них были и крупные, но были и помельче, напоминающие кости фаланг пальцев человека.
      Дети, принеся мне эти находки, наперебой спрашивали: «Что это? Чьи это кости? Сколько им лет?».
      Ответов на эти вопросы я не знал.
     -Ребята, успокойтесь! Пока мы этого не знаем, но я повезу эту находку в Кишинев, у меня есть знакомый археолог в Академии наук, Сергей Михайлович Агульников. Он нам все и разъяснит. Наберитесь терпения.
       Я так и сделал. Отвез кости в Кишинев, в Институт Археологии и Этнографии, как он тогда назывался. Показал их научным сотрудникам С.Агульникову и В.Бикбаеву.
     Вот, что ответил в своем письме данульским школьникам Сергей Михайлович:
               
 ЧЛЕНАМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА С.ДАНУ
 ГЛОДЕНСКОГО РАЙОНА

     В Институт Археологии и Этнографии Академии наук  Республики Молдова поступили найденные в грунте кости животных, принадлежащие крупному и мелкому рогатому скоту – 2-3 особи. Судя по сохранности костей и наличию на них темно-коричневого тлена, данные материалы могут датироваться первобытным периодом – Культура Кукутень-Триполье – эпоха бронзы. Дальнейший анализ специалистов позволит уточнить дату этих материалов. Не исключается возможность, что рядом с местом обнаружения костей находится поселение древних людей, с которым и связано данное местонахождение. С целью поиска поселения  необходимо собрать подъемный материал – керамику, кости животных, орудия, которые могут находиться рядом с местом обнаружения костей. Примерный возраст костей -  финал 3-го – начало 2-го тысячелетия до нашей эры.

Научный сотрудник ИАиЭ АН Республики Молдова
С.М.АГУЛЬНИКОВ
                21.04.2003

    Вот такое письмо мы получили от одного из ветеранов-археологов нашей республики, автора множества научных статей по археологии.
    Этот ответ позволяет открыть новую страницу в истории  Дану, свидетельствующую о том, что на территории нашего нынешнего села, основание которого относится к 1787 году,  очень давно проживали древние люди.
                * * *
      Поиск был продолжен через 6 лет. Но в нем участвовали уже другие люди.

               2. СЛЕДЫ ЧЕРНЯХОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДАНУ

      Поистине неповторимой является  наша древняя Молдавская земля. Тысячи тайн хранят от нас  ровесники египетских пирамид - седые курганы, множество которых имеется в нашем районе. Только в окрестностях села Дану насчитывается 7 археологических памятников- курганов.
 В 1986 году Кишиневское издательство «Штиинца» выпустило брошюру «Археологические памятники Глодянского района», написанную кандидатом исторических наук И.Г.Хынку, в которой автор приводит перечень всех курганов, выявленных историками на территории района. Относительно  нынешней коммуны Дану в ней содержится следующая информация:
         С.Дану:
1.Курган двухметровой высоты, диаметром 20 м., известный под названием Накаева могила, расположен к северо-западу от села, на пахотном поле.На насыпи установлен геодезический знак.
2.Курган метровой высоты, диаметром 15 м. Находится к западу от села в полутора километрах южнее Накаевой могилы. Насыпь сильно разровнена вспашкой.
3.Два кургана высотой около двух метров каждый, диаметром по 20 метров,
известные под названием Могилы Ивана Русула, расположены к юго-западу от села, недалеко от южной границы земельных угодий местного хозяйства.
4.Курган полуметровой высоты, диаметром 10 м. Отмечен к югу от восточной окраины села. Насыпь сильно разровнена земельными работами.
5.Курган пятиметровой высоты, диаметром 40 метров расположен к юго-востоку от села около шоссейной дороги, немного южнее границы земельных угодий местного колхоза. На вершине кургана установлен геодезический знак, насыпь частично разрушена строительством шоссе.
6.Курган метровой высоты, диаметром 15 метров находится к юго-востоку от села, почти у самой границы земельных угодий местного совхоза.
7.Курган высотой более двух метров, диаметром 20 м. Расположен к востоку от села, около шоссейной дороги, вблизи северной границы земельных угодий колхоза. На насыпи установлен геодезический знак.
    С.Каменкуца:
Два кургана, из которых один двухметровый, диаметром 20 метров, другой метровый, диаметром 10 метров, выявлены на расстоянии 1 км к востоку от села. Насыпи сильно разровнены вспашкой.
     С.Николаевка:
Селище Николаевка расположено на невысоком мысу правого берега пруда, в полукилометре к востоку от села. На территории древнего поселения четко прослеживаются 15 зольных пятен, которые располагаются  тремя рядами. Здесь же обнаружены остатки черняховского поселения 2-4 в.в. н.э.. В научной литературе селище известно под названием Яблона ХХХП, оно относится к эпохе бронзы и датируется П тысячелетием до н.э..
     Несмотря на такую богатую историю нашего края, мы очень мало знаем ее. В частности, объясняется это тем, что в окрестностях сел коммуны Дану никогда не проводилось археологических раскопок. Но время от времени случай подбрасывает нам ту или иную интересную находку, проливающую свет на наше отдаленное прошлое.
      Не так давно во дворе домовладения Ивана Паскала в селе Дану копали яму, предназначенную для строительства туалета. На глубине около двух метров штык лопаты наткнулся на что-то твердое. Начали копать осторожнее и обнаружили скелет человека, захороненного когда-то лицом в сторону востока. Рядом – черепки какого-то сосуда серого цвета. Не зная как поступать в подобных случаях, кости и черепки оставили на том месте, где они были, и продолжили работу, замуровав стенку бетоном.
      Заинтересовавшись этим случаем, я стал расспрашивать Ивана Паскала, и он рассказал интересную вещь, позволившую определить датировку  захоронения. Оказывается, 13 лет назад в этом же огороде неподалеку от места нынешней находки тоже копали туалет и тоже нашли человеческие кости и керамику серого цвета. Но там был еще и костяной гребень с медными заклепками.
- Не подлежит никакому сомнению! - воскликнул С.М. Агульников, когда я, рассказывая ему по телефону об этих двух находках, упомянул о гребне. – Это – Черняховская культура! Второй – пятый века нашей эры!
     Вот так открытие! Значит, на территории нашего села жили люди еще в раннем средневековье! Круг интересов нашего краеведческого кружка в таком случае значительно увеличивается. Я думаю, ребята будут интересоваться тем, как , когда и где жили восемнадцать веков назад наши «односельчане», чем они занимались, какие у них были обычаи…
    Черняховская культура – раннесредневековая культура, существовавшая на огромной территории нынешней Украины, включая Крым, Молдавии и Румынии в 2 – 4 веках нашей эры. Названа она по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области в 1900-1901 годах. В Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш по названию села в трансильванском жудеце Муреш.
     Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях в наземных жилищах и землянках. Площадь некоторых домов превышала 100 квадратных метров. Стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы - или утрамбовывалась земля, или обмазывали глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.
     На границе распространения Черняховской культуры до настоящего времени сохранились так называемые Змиевы или Траяновы валы.
     Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла на заказ и на рынок. Обнаружены железоделательные горны. Из вулканического туфа изготавливались жернова к мельницам.
      В хождении были римские монеты.
      
                3. ТРЕТИЙ СКЕЛЕТ

     Третий известный мне человеческий скелет, представляющий собой археологическую находку в селе Дану, был найден два года назад  неподалеку от домовладения Ивана Паскала , в огороде Сергея Владимировича Качковского во время прокладки водопровода на глубине около метра.
       По словам Ольги Петровны Качковской непосредственно при скелете не было обнаружено никаких керамических или металлических предметов. Но по направлению прокладываемой трассы водопровода между черноземом и глиняной породой проходил серый слой земли, в котором попадались черепки сосудов серого и красного цвета. Не зная, как поступить с находкой, Сергей Качковский обратился в Глоденский районный отдел полиции. Криминалисты сфотографировали скелет и забрали его с  собой.
      Находка заинтриговала Ольгу Петровну. Она и раньше интересовалась историей родного края. Поэтому обнаруженные в ее огороде черепки собрала , решив, что рано или поздно ими кто-нибудь заинтересуется.
       Примечательно, что керамика, найденная в огороде Качковской О.П. отличается от керамики, обнаруженной в огороде И.Паскала. В частности, сосуды  из серой глины здесь – со значительно более толстыми стенками, работа гончара выглядит более грубой
На одном из черепков Ольга Петровна обнаружила рисунок. Она взяла этот черепок и отвезла его в город Окницу, показать своей подруге Майе Филипповне, заведующей библиотекой, которая собирает материалы для открытия музея в Окнице. Этот черепок теперь там и находится. С датировкой этого третьего скелета и этой керамики, по-видимому, придется повременить. Скорее всего – это 5 – 9 века нашей эры, но без  квалифицированного заключения археологов тут не обойтись.
      Интересный разговор на эту тему состоялся  у меня на днях с известным краеведом и  историком  Сергеем Петровичем Подгородным.. Во время нашей совместной с ним работы над книгой по истории села Лимбений Векь мы имели возможность ознакомиться с особенностями керамики открытого здесь трипольского поселения, существовавшего  тут 3300 лет до нашей эры.
- Сергей Петрович, как же так получается? – спросил я его. – Вы обратили внимание на то, что аккуратность, эстетическое оформление, использование прекрасных узоров на керамике трипольцев значительно  смотрится богаче и привлекательнее, чем у черняховцев  через три с половиной тысячи лет! Это же – удивительно!
- Конечно! – согласился Сергей Петрович. – Конечно, удивительно! Наверное, история цивилизаций имеет тоже свою цикличность. И не случайно говорят, что новое – это хорошо забытое старое.

 
                ***

      Итак, настала пора поговорить серьезно о создании краеведческого музея  в селе Дану, пусть . для начала. – школьного. Этой прекрасной идее – иметь в школе уголок или музей – скоро полвека. Еще учителя истории  Данульской средней школы Василий Георгиевич Горбачев и Виктор Петрович Захаров в 1960-1961 годах собирали материалы для этого. Пытались – Людмила Васильевна Червак, Раиса Федоровна Панчеха. Но инициаторы уезжали в другие места, экспонаты были возвращены владельцам или  бесследно исчезали.
      И вот теперь – эти вот скелеты…. Почему бы нам не смириться с мыслью о том, что если нас не могут побудить к организации музея живые люди, то пусть это сделают страшные скелеты! Тем более, что опыт создания музеев уже есть в Кажбе, Стырче,  Лимбений Векь,  Кухнешть и ряде других сел.
       Первые экспонаты подарили будущему музею  Иван Паскал и Ольга Качковская. Керамика древнейших времен. Ольга Петровна предложила взять хранившийся у нее старинный железнодорожный фонарь. Которому –  более ста лет.