Музыканты нашего края

Виктор Панько
  МУЗЫКАНТЫ  НАШЕГО  КРАЯ


     Кому доводилось в детстве слышать игру духового оркестра, тот обязательно запомнит то чувство, которое она вызывает в человеке. Это - поистине неповторимое чувство! Здесь и радость, и удивление, и необыкновенный подъем, и ощущение какого-то волшебного воздействия музыки на всего тебя.
    Конечно, все эти чувства возбуждаются самим произведением, вложенными в него идеями и образами композитора, будь то отдельный автор или сам народ.  Но не меньше тут зависит и от тех, кто воплощает эти идеи и образы в жизнь - от музыкантов. И, кажется мне, что нет принципиальной разницы между прославленными музыкантами, покоряющими своим искусством изысканную публику на сценах Парижа, Лондона, Вены или  Санкт-Петербурга, и безвестными сельскими музыкантами, играющими на свадьбе в Каменкуце для собравшихся здесь немногочисленных зрителей этого села.
     Есть между ними то общее, которое объединяет и тех и других. Они  - МУЗЫКАНТЫ!
     Сельские музыканты -это те люди, которые являются свидетелями самых значительных событий в жизни почти всех людей - от рождения до смерти. Они - наиболее осведомленные люди по вопросам, касаю¬щимся обычаев и обрядов, сохраняющихся в народе на протяжении многих поколений.
     Большой интерес представляет собой личность музыканта. Как правило, это - человек одаренный. Он должен быть одаренным в силу специфики его деятельности: обладать хорошим музыкальным слухом, прекрасной памятью, в частности, - музыкальной,  и так далее.К сожалению, мы очень мало знаем о музыкантах нашего края, особенно о тех, кого уже нет в живых. О многих из них еще ходят в народе легенды, которые никто не записывает и не собирает, и они потихоньку исчезают из памяти народа.
    Это - несправедливо. Я думаю, есть настоятельная необходимость собрать материалы, фотографии, воспоминания, легенды и написать книгу о музыкантах нашего края -людях талантливых и своеобразных.
Многие из них были известны далеко за пределами своих сел и районов, как, например, оркестры Боднарей из Яблоаны, Гавруши Нагорняка из Дану, Ганюши (Игната Бербича ) из Кухнешть, духовой оркестр под управлением Георгия Ильича Панько из Дану, слепой музыкант Сергей Морарь из Кухнешть и многие другие.
Мы не должны забывать тех, кто нас учил, кто передавал нам свой опыт и богатство своей души.
     По воспоминаниям старожилов в селе Дану в XIX веке своих музыкантов не было. В начале XX века наиболее состоятельные  жители нанимали на свадьбы группу музыкантов из села Кухнешть. Руководителем ее был Стынгач. В эту группу входили музыканты, игравшие на скрипках, кларнете, трубах.
Данульцы были очень высокого мнения об исполнительском мастерстве руководителя оркестра Стынгача, который, по выражению одного из вспоминавших - Ивана Деонисиевича Урсула, «на скрипке не играл - а плакал».Музыканты нанимались также из Рышкан, из Балатины.
    Музыкальных семей в Дану, как вспомина¬ют старожилы, было не так уж мало. Упоминают братьев Тревка, братьев Нагорняков (Гавриила и Василия), братьев Букатка (Петра и Ивана), братьев Редько Павла и Ивана.
Наиболее многочисленной и широко известной в округе была «музыкальная семья»  Михайленко «Кочаны».  Иван  и Георгий играли на корне¬тах, Дмитрий - на баритоне, Иван Иванович - на дроби.
      Одна из групп, обучалась у музыканта по фамилии Альбина из Рышкан. В первые годы после обучения стала своеобразным центром, вокруг которого вращалась моло¬дежь. Она начинала приобретать все большую известность как «Музыка Гавруши», оркестр, которым руководил Гавриил Данилович Нагорняк.
     В 1922 году Г.Д.Нагорняк служил в армии в духовом оркестре в Бельцах.Придя из армии, он уже был сфор¬мировавшимся музыкантом. Постепенно он усовершенствовал свои знания нотной грамоты, овладел всеми духовыми инстру¬ментами. Это дало ему возможность самому уже обучать музыкантов. К примеру, в 1935 году Г.Д.Нагорняк обучал группу музыкан¬тов, среди которых были подростки Урсул Иван Деонисиевич и Урсул Николай Васильевич.Впоследствии Нагорняк обучил музыкантов духовых оркестров в ряде сел района Глодень и прилежащих районов, в частности духовой оркестр Глоденского Дома культуры.
    И в довоенные, и в послевоенные годы «Музыка Гавруши» получила широкую из¬вестность. Г.Д.Нагорняк приглашал, в случае необходимости, и братьев Михайленко, и дру¬гих односельчан, умевших играть на музыка¬льных инструментах. Вскоре многие из музыкантов его оркестра стали настоящими виртуозами, как, например, братья Иван и Сергей Дущаки. Первый из них в совершенст¬ве владел тромбоном, а второй - кларнетом.
    Большой интерес представляют воспоминания дочери Г.Д. Нагорняка, Галины Гавриловны Морощук, проживавшей в селе Дану. Приводим их с некоторыми сокращениями:
    «Отца, как музыканта, я помню примерно с 1935 года. Он играл на  трубе. Позже я узнала, что он очень рано проявил интерес к музыке. И вот,  когда ему было 16 лет, мой дедушка отдает его учиться  игре на духовых инструментах.
   В то время в Рышканах жила знаменитая семья музыкантов. Семья  Альбина-Александр, Анатолий и Григорий. У одного из них - Александра - отец начал учиться.Александр Альбина приезжал на бричке (дедушка его привозил домой). Он давал отцу уроки музыки и уезжал. Потом, спустя некоторое время, опять приезжал, контролировал, и так – пока не закончилось учение. Потом Александр Альбина стал брать его с собой в оркестр на  свадьбы, на балы, и так отец и приучился  играть самостоятельно.
Потом отец организовал коллектив музыкантов в нашем селе. Одних научил здесь, на месте, другие приходили к нему на разных сел: Чучуля, Кухнешты, Балана, Николаевки, Яблоны. Так сложился коллектив из 10-12 человек. Отец владел всеми инструментами. Но сам играл на трубе.
Окончательную школу мастерства он прошел в армии, будучи призван на действительную военную службу в Бэлць. Там он играл в полковом оркестре.
После армии он опять организовал духовой оркестр в селе Дану и  стал его капельмейстером. Оркестр пользовался большим успехом.  За ним приезжали почти из всех районов Севера Молдовы. А когда играли возле реки Прут, то с той стороны Прута приходили и нанимали музыку к себе.
Музыканты переправлялись через реку на лодках  и играли свадьбы.
На свадьбы в другие районы в то время летом ездили на повозках, зимой – на санях. В дождь, и в снег, в морозные дни им приходилось играть по полтора суток.
Перед  каждым выездом музыканты собирались у нас дома, и с ними отец проводил занятия. В перерывах между свадьбами они разучивали  новые вещи по нотам. А если нужно было идти на свадьбу, то просто повторяли свою программу, и так  все годы.
     Когда началась война, все разошлись по назначению. Отец попал на  Второй Украинский Фронт в 150  артиллерийский дивизион. Он возглавлял духовой оркестр. Так  с музыкой он дошёл до Чехословакии.
Не раз он вспоминал интересный эпизод. На границе Румынии с  Венгрией встретились несколько музыкальных коллективов-военных   оркестров: русские, болгарские и югославские. Соединились, но  никто не знал  языка - все чужие.  А когда заговорил по-музыкантски (это - особый  жаргон) - все сразу оживились,  поняли друг друга. Тогда и образовался  сводный оркестр.
     После войны в селе Дану  отец снова организовал духовой оркестр. Он играл на свадьбах, общественных мероприятиях, собраниях, спортивных праздниках, участвовал в фестивалях, занимая  призовые места.
После 1950 года отца обучал группу молодых ребят в Глодянах ( при Доме культуры) Стурзовке, Ушурее Рышканского района, Кишкаренах. До сих пор старожилы  нашего села и все, кому довелось знать и слышать игру этих  музыкантов, вспоминают эти минуты с благодарностью.
    До преклонных лет любил играть. Он черпал материал отовсюду: имел свою музыкальную библиотечку, а когда  появилось радио, ловил понравившуюся мелодию на слух и потом разучивал ее с группой. А когда уже не мог играть (у него была одышка) - присутствовал и задавал лишь тон, и музыканты играли – он был доволен. Жаль, что это все ушло в прошлое».
    Эти воспоминания Галины Гавриловны позволяют глубже понять значение оркестра Г.Д. Нагорняка в культурной жизни нашего региона и роль руководителя оркестра. По воспоминаниям Г.Г. Морощук музыканты кроме духовых инструментов, при исполнении некоторых мелодий использовали дополнительные средства: сурдины, кастаньеты, тамбурин, треугольник Тренга. Сохранилось немало фотографий, связанных с жизнью Г.Д. Нагорняка.
     Чуть позже, а возможно, и параллельно с «Музыкой Гавруши», в Дану  сформировался ещё один духовой оркестр, организатором которого был Георгий Ильич Пань-ко, знавший музыкальную грамоту и ноты со времени службы в армии. На старинной фотографии, сохранившейся в Дануле изображены 7 музыкантов. Сидят: Иван Иванович Михайленко, Штефан Деревянский, Георгий Ильич Панько, стоят: Николай Кириллович  Чебанюк, Алексей Тучак, Александр Панько («Ивана Ганисииного»). У барабана - Иван Антонович Манчук (Погиб в 1945 году).
Это - часть духового оркестра «Паньки» А полный его состав довоенного периода таков:
Панько Георгий Ильич, Панько, Арсений Ильич, Панько Александр Ильич,
Панько Александр Иванович  («Ивана Ганисииного»), Чебанюк Николай Кириллович, Тучак Алексей, Урсул Иван Дионисиевич, Урсул Николай Васильевич, Урсул Федор Николаевич и другие, которые приглашались в оркестр Георгием Ильичом Панько.
      Этот  оркестр набирал силу и пользовался любовью и уважением жителей села и всей округи и оставил добрый след в их памяти. К сожалению, этому коллективу пришлось существовать в таком составе недолго. Мирная жизнь была прервана войной, и судьба оказалась к нему слишком уж жестокой. С войны не вернулись Арсений Ильич Панько, Александр Ильич Панько, Александр Иванович Панько («Ивана Ганисииного»), Николай Васильевич Урсул, Иван Антонович Манчук. Возможно, все они могли бы быть блестящими музыкантами…
     В первые послевоенные годы под руководством Георгия Ильича Панько сформировался обновленный  состав этого оркестра: Георгий Ильич Панько, Семен Хтема, Иван Дионисиевич Урсул, Николай Кириллович Чебанюк,  Иван Степанович Букатка,Сергей Степанович Дущак, Иван Степанович Дущак, Фёдор Николаевич Урсул, Иван Петрович Букатарь, Георгий  Михайленко, Николай Михайленко.
Впоследствии Георгий Ильич обучал духовые оркестры в селах Каменкуца, Шаптебань, Балан (два состава), Балатина, Ушурей и др…
    С годами состав оркестра пополнялся новыми участниками, и он просуществовал более 30 лет.
                *  *  *
      Как я уже отмечал, в 30-х-60-х годах ХХ века в селе Дану большую славу  завоевали два духовых оркестра: Гавриила Даниловича Нагорняка и Георгия Ильича Панько. Это – музыканты старшего поколения. К концу века их сменили другие коллективы музыкантов и талантливые индивидуальные исполнители, судьба каждого  из которых достойна отдельного описания, хотя бы лишь только потому, что это были талантливые люди.
 Поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться на династии Панько, из гнезда которой вышли одаренные музыканты и талантливые организаторы, такие, как Георгий Ильич, Петр Иванович и Павел Николаевич  Панько.
     Георгий Ильич, как уже отмечалось, руководил духовым оркестром в Дану.
     Павел Николаевич, будучи директором Глодянской средней школы №2, руководил учительским хором, а являясь заведующим Рышканским районным отделом народного образования и впоследствии - начальником Управления школ Министерства народного образования Молдавской ССР, немало сделал для совершенствования  эстетического воспитания учащихся республики.
     Петр Иванович Панько  около 30 лет руководил эстрадным оркестром при Бельцком Доме офицеров. Этот человек выдающихся способностей и трагической судьбы оставил свой след в культурной жизни города Бэлць и окружающих сельских районов.
  Рассказать о каждом их них следовало бы еще и потому, что их уже нет в живых, и потому, что всё меньше становится тех людей, кто их знал и, если это не сделать, то получится, что их как будто бы и вовсе никогда не было  (если не считать оставшихся обрывков воспоминаний о них у ближайших родственников).
  Чтобы это сделать, вернемся на мгновение в далекий ХIX век.
У Ильи Дмитриевича Панько, родившегося в Дануле в 1874 году семья была многочисленной и, судя по всему, все его дети обладали большими музыкальными способностями. Георгий, Арсений и Александр Ильичи, как уже отмечалось, входили в первоначальный состав духового оркестра Г.И. Панько.
 Два других брата, Николай и Иван Ильичи, хотя сами и не были музыкантами, но передали свои способности детям и внукам. Павел Николаевич проявил себя как дирижер и вокалист, Лидия Николаевна пела в учительском хоре.
  Петр Иванович играл на всех духовых инструментах и аккордеоне, Дмитрий Иванович, на гармони, Мария Ивановна прекрасно пела и знала фольклорные песни, а её  сын – Виктор Иванович Романюк был непревзойденным тромбонистом и выпустил несколько аудиокассет со своими авторскими песнями. Василий Иванович Панько - знаток песен и прекрасно владел аккордеоном.
     Творческая биография Петра Ивановича Панько связана с военными оркестрами города Тирасполя первых послевоенных лет, побывал он и в Германии. Он был высококвалифицированным токарем на одном из заводов Бельц, а в свободное время  играл. В 1960-х годах он одним из первых в республике создал джаз-оркестр при Бельцком Доме офицеров.
Как явствует из воспоминаний  старожилов и фотодокументов, многие  из воспитанников духовых оркестров села Дану владели не только одним духовым инструментом, но и несколькими другими, а были и такие, кто, кроме игры в оркестре, превосходно владел модным в то время аккордеоном.             Одним из них был Иван Степанович Редько, переехавший на постоянное  место жительства в Глодяны и ставший тут известным аккордеонистом.
Он обучил игре на этом инструменте много детей. Можно сказать и о том, что творчество и общительный, доброжелательный характер Ивана Степановича оказали положительное влияние на формирование нынешнего известного в Молдове  артиста Иона Басса, который работал в одно время директором Глодянского районного Дома культуры и жил у И.С. Редько на квартире.
Сохранилась фотография Иона Басса, подаренная семье Редько, с надписью: «На память мною уважаемым Любочке и Ивану Степановичу. Артист Ион Басс. г. Кишинев, 16.4.63 г.»
    Другой воспитанник духового оркестра, ставший известным как аккордеонист, - Николай Кириллович Чебанюк. Овладев в совершенстве аккордеоном, он играл самостоятельно, а иногда . вместе с талантливым аккордеонистом Ефимием Георгиевичем Градинарем.
Если первые два получили азы музыкальной грамоты в духовом оркестре, то Е.Г. Градинарь в 1937 году специально обучался игре на аккордеоне. Обучал его полтора года слепой пианист Сергей Морарь, родом из села Кухнешть, окончивший, по преданию, консерваторию в Яссах, куда он поступил после Первой мировой войны по ходатайству каких-то высоких военных чинов.
 Е.Г. Градинарь играл на аккордеоне 33 года.