Фабрика Воображения. Полностью

Дарья Паясь
Фабрика Воображения.

Вступление.

Жил-был на свете один мальчик. И он был очень одинокий, несмотря на то, что у него было целых три старших брата и сестра. И мама.
Вся семья жила в небольшом красивом домике на самом берегу бесконечного синего моря. Как я и сказала, домик был совсем небольшой, в нём было всего три комнаты: кухня, комната мамы и комната детей. Саше — а именно так зовут нашего героя — совсем не нравилось жить в такой тесноте, старшие братья его всегда обижали, а сестре было скучно с Сашей — она постоянно что-то читала или учила. Мама вечно была занята: «Саша, не мешайся под ногами», «Саша, не видишь, я готовлю», «Уйди, ради Бога, я занята!»
Саша постоянно чувствовал себя никому не нужным, одиноким. «Как бы мне хотелось найти настоящего друга!» Но друзей у него не было, не было даже просто знакомых. В школу он не ходил, потому что на том острове, где он жил со своей семьёй, её не было. Равно как и торговых центров, кинотеатров, кондитерских и книжных. И вообще не было ничего и никого. Раз в месяц к ним прилетал вертолёт с едой, одеждой и книгами.
Единственное, что Саше по-настоящему нравилось и что спасало его от одиночества и скуки — это рисование. Он часто приходил на берег моря и рисовал... Рисовал всё подряд — чаек, драконов, море, корабли, сундуки с сокровищами... Когда мама была не занята, она разглядывала рисунки Саши и «самые интересные и необычные» вставляла в рамки и развешивала по комнатам.
Однажды Саша нарисовал черепаху, на панцире которой стоял огромный замок из белоснежного кирпича. Черепаха спокойно летела над морем, в сторону берега, и Саша представлял, как она медленно двигает лапами и поворачивает голову — туда, сюда... Глаза у черепахи были зелёные-зелёные, как трава, и добрые-добрые, как у дедушки на фотографии. Саша никому не показывал этот рисунок, даже маме. Про себя он называл его «Большая Черепаха» и часто думал: «А что, интересно, в том замке? Может быть, Шоколадная Фабрика, а? Или Фабрика Мыльных Пузырей? А может, Фабрика Воздушных Шариков?»

Самой ценной вещью в доме Саши был старый кожаный альбом. Нет, не с рисунками Саши, и даже не с семейными фотографиями, а другой, очень загадочный альбом. Он стоял на самой верхней полке книжного шкафа, и, даже встав на табуретку, до него невозможно было дотянуться. Когда Саша просил маму его достать, она говорила что-то вроде: «Не сейчас, я очень занята, иди лучше помоги братьям убраться в комнате». Этот альбом Саша помнит всю свою сознательную жизнь. Но он ни разу не видел, что скрывается за толстым кожаным переплётом. 
Но однажды Саше очень захотелось посмотреть, что же такого секретного в этом альбоме. Поздно вечером, когда все уже заснули, Саша прокрался в кухню, подвинул к книжному шкафу стол, на стол поставил табурет и достал альбом с верхней полки. Какой же он старый... Ему куда больше лет, чем Саше,  куда больше десяти лет! Альбом пах сыростью, стариной, был весь пыльный. Саша еле сдержался, чтобы не расчихаться и не разбудить всех. 
Саша сел в старое продавленное кресло и открыл альбом... Внутри Саши стучало «бух... бух... бух...», но так, будто бы сердца на прежнем месте давно уже нет, и теперь оно качает кровь в ушах, или в пятках.
Первая страница была почти пустая, если не считать маленькой фотографии в самой середине. На фотографии - красивый человек. Лицо у него было строгое, как будто бы он собирался сказать: «Зачем ты взял его, а? Что тебе не спится?» Саша уже собирался закрыть альбом, как вдруг он увидел, что под фотографией подпись: «Саше от папы на День рождения».

На миг сердце Саши совсем замерло — и в ушах, и в пятках. Стало как-то холодно, а потом сразу жарко. «Нет, это никак не возможно!» Саша удивился, во-первых, потому, что папы у него не было. Саша его ни разу в жизни не видел. Знал только загадочную приставку к своему имени — Владимирович, и то, что когда-то давным-давно, тысячу лет назад, когда Саша только родился, к острову подошёл огромный корабль и забрал папу. Саша не знал, что папа тогда сказал, но он сказал, что обязательно вернётся, как только проплывёт на корабле вокруг земного шара.   
Во-вторых, он удивился потому, что альбом был для него... Для Саши... Не для Владика, не для Димки, и не для Тимурки, и даже не для Алисы. Но всё-таки больше его потряс именно сам факт существования альбома.   
Пару минут Саша просидел молча. «Нет... нет... это невозможно! Невозможно!» Собравшись с силами и проглотив комок в горле, Саша взялся за лист и начал медленно его переворачивать, как вдруг в соседней комнате зажёгся свет — мама проснулась!  Саша быстро захлопнул альбом, залез на стол, на табурет, впихнул альбом между книг и побежал в свою комнату. Братья и сестра давно спали, Саша пробрался к своей кровати и укрылся с головой одеялом. Ох, слишком громко бьётся сердце! Кажется, что сейчас все проснутся, сначала Владик, потом Дима, а потом и Тимур, а потом и сестра Алиса... А потом проснутся птицы... Они поднимутся огромной стаей и будут летать, летать над островом всю ночь, пока у них не отвалятся крылья. А потом проснутся волны на море, проснутся корабли, матросы и капитаны. Проснётся далёкий материк, проснётся вся планета... Люди будут вскакивать со своих кроватей и думать: «Чьё же сердце так громко бьётся? Неужели это сердце Саши, который живёт на далёком острове?» А Саша будет тихонько лежать под одеялом и считать овец, что бы поскорее успокоить своё сердце и заснуть.
- Так чьё же сердце так громко бьётся? - Одеяло резко слетело с Саши, в глаза ударил резкий свет прикроватной лампы. Мама...
- Саша, зачем ты полез в шкаф с книгами? - Голос у мамы был тихий, но в ушах Саши отдавался гораздо громче, чем его собственное сердце. - Я же прекрасно знаю, что ты хотел посмотреть на альбом. Саша, ты бы сам всё узнал, потом, когда наступит подходящий момент...
- Мама! Я хочу сейчас! Сейчас подходящий момент! У меня есть папа, я же знаю…
- Саша, конечно, он у тебя есть, никто и не говорил, что у тебя его нет.
- Вот в том-то и дело: никто мне ничего не говорил!
Саша замолк и стал слушать своё сердце: оно успокоилось. Не поднимутся уже птицы над островом, не проснутся волны на море и не узнает о Саше далёкий материк. 
- Саша, папа у тебя был и всегда будет. Этот альбом он хотел подарить тебе на день рождения, когда ты немного подрастёшь. Когда тебе будет, скажем, пятнадцать лет. Но ты ещё маленький. Подожди немного... 
- Нет! Я уже большой! Что в этом альбоме?
Мама тяжело вздохнула, посмотрела на Сашу и вышла из комнаты. Саша думал, что она ушла к себе, но вскоре она вернулась с альбомом в руках.
- Возьми его, - тихо сказала мама.
И вот холодный кожаный переплёт у Саши в руках. Запах сырости и старины...
- Открой.
Вот и первая страница. Та фотография с подписью. Сегодня вовсе не День рождения Саши, до него ещё долго, но этот альбом в любом случае лучший подарок. 
- Знаешь, твой папа всегда хорошо рисовал. И всегда что-нибудь придумывал. Когда твои братья и сестра были маленькие, он рассказывал им какие-нибудь истории. И когда ты только родился, он рассказал тебе сказку. 
- Что это была за сказка, мама? - Саша сам не заметил, как оказался у мамы на коленях.
- Ох, ты думаешь, я помню? Но... кажется, там было что-то про черепаху... Да-да, точно, про большую черепаху.
- Про большую черепаху? Про огромную-огромную черепаху, которая летала по небу?
- Да, именно про неё. И папа записал эту историю для тебя, чтобы ты прочитал её, когда подрастёшь. И он записал её в этот альбом.
- Именно для меня?
- Именно-именно для тебя. Прочти её.
Саша перелистнул страницу и увидел красивый рисунок. Большая черепаха с замком на спине! Точно такая, как он рисовал! Саша достал из своей тумбочки рисунок и сравнил. Очень похоже! Даже бойницы, и башенки, и чайки над морем, а особенно добрые глаза черепахи. И маленький домик на самом берегу, в сторону которого летела черепаха. 
- Что это за рисунок у тебя в руках? - спросила мама.
- Это нарисовал я... А это — папа...
Саша пролистал дальше.
«Дорогой Александр!» - это папа написал ему письмо! Будто бы рука, тёплая и мягкая, протянулась через года, через море, через всю планету — через всё...
«Вот мы с тобой и встретились. Я помню тебя, когда ты был маленьким-маленьким мальчиком, который не умел читать, не умел рисовать, но очень хотел. И это сразу было видно, как видно, что пойдёт дождь, если собираются тучи, или видно, что весь день над морем будет светить солнце, если тучи разошлись и горизонт чист. А теперь ты уже совсем большой! Умеешь читать и писать. И ты рисуешь. Я знаю, и не спрашивай, почему. Как бы мне хотелось сейчас тебя увидеть! Не знаю, хочешь ли ты увидеть меня, ведь ты меня даже не помнишь. А как ты меня можешь помнить? Ведь последний раз мы виделись десять лет назад. Или одиннадцать, или даже пятнадцать. Не важно. И даже если тебе девять лет, и даже если тебе четырнадцать, я хочу, чтобы ты всегда мог вернуться назад. В детство. А лучше, чтобы оно совсем не кончалось. И всегда было с тобой. А сейчас я расскажу тебе старую сказку, которую уже рассказывал тебе, когда ты помещался у меня на одной ладони. Ты, конечно же, её совсем не помнишь, и я хочу её тебе напомнить» -  Вот что было в письме.
Саша пролистал дальше. Листы тихо шуршали, как волны, и Саше даже показалось, что он чувствует запах морской соли.
На следующем листе опять был рисунок. Там была изображена голова слона, на которой росло небольшое дерево. А на хоботе слона красная надпись: «Фабрика Воображения».

Саша нетерпеливо перелистнул страницу и начал читать.


1.

Давным-давно жил на белом свете мальчик. И звали его Саша. Он жил счастливо в маленьком домике на самом берегу бесконечного синего моря, в окружении белых чаек и буревестников. С ним жили три его брата и сестра  и их мама. Саше было десять лет. Он уже умел хорошо читать, писать и рисовать, хотя и не ходил в школу. Саша часто выходил на берег моря, садился и рисовал. Он рисовал море, пляж, чаек, разных животных. А однажды он нарисовал красивую черепаху. Черепаха была огромная, больше любого вертолёта или самолёта, больше любого дома, больше слона и больше кита. А на панцире этой черепахи был огромный замок из белого кирпича. Окна его светились приветливым жёлтым светом. Что же такое придумать, что будет в этом замке? Может быть, там Шоколадная Фабрика? Или Фабрика Мороженого? Или может Фабрика Воздушных Шариков? Саша долго думал, и, наконец, придумал, что там будет Фабрика Воображения, и там будет всё-всё-всё, что только можно вообразить, и даже то, что нельзя вообразить. «Как бы мне хотелось попасть на такую фабрику...» - часто думал Саша.
И вот однажды...

...Свет был давно потушен, книжка лежала на тумбочке, а братья и сестра уже давно смотрели сны. Но Саше не спалось. Он крутился с одного бока на другой, укрывался с головой или вообще скидывал одеяло. Но уснуть никак не получалось, в голову лезли непонятные мысли, да и эти птицы за окном уж больно громко щебетали, будто бы специально, чтобы Саша не заснул до утра. «Пойду, прогуляюсь по пляжу. Может быть, мне удастся заснуть…» - подумал Саша и вышел во двор, прямо в пижаме и босиком. 
Ноги его по щиколотку погрузились в мягкий песок, кажущийся в темноте серебряным. С моря повеяло прохладой, почувствовался запах соли. В лесу за домом щебетали птицы... Нет, погодите-ка, не щебетали. В лесу было тихо, будто бы никаких птиц там никогда не было. Так тихо, что Саша испугался. Зато море зашумело, заволновалось, поднялись белые гребни пены. И тут... сверху голос:
- Малыш, поднимайся ко мне!
Саша поднял голову и обомлел — прямо над ним, закрывая собою луну и звёзды, в воздухе висела черепаха... Огромная зелёная черепаха, с огромными когтистыми лапами. Черепаха выгнула шею, посмотрела вниз и подмигнула Саше своим огромным добрым зелёным глазом. На спине черепахи был замок... Прекрасный замок из белого кирпича, окна которого светились приветливым жёлтым светом.
- Ну что ты глазеешь? Никогда Черепах не видел что ли? Забирайся! - И тут только Саша заметил, что с черепахи свисает верёвочная лестница.
- А кто вы? - спросил Саша, взявшись за лестницу.
- Я? Ха-ха-ха! Неужели ты не знаешь, кто я?! Вот смешной...
- Ну... Вы — черепаха?
- Черепаха?! С ума сошёл! Какая же я Черепаха! Неужели ты не догадался?
- Нет, не догадался.
- Тогда поднимайся скорее ко мне!
Секунда на размышление, и вот уже Саша лезет по верёвочной лестнице на спину Черепахи.
Пять минут, десять минут... Когда же лестница кончится?! И вот, наконец, Саша держится руками за тёплый панцирь Черепахи.
- Давай, помогу. - Чья-то рука хватает Сашу за шиворот и втаскивает наверх.
Невероятно! Саша стоит совсем не на Черепахе, а на площади, выложенной мелкими белыми кирпичиками. Но... нет, всё-таки на Черепахе — вот же она, повернула свою голову назад и посмотрела на Сашу, а потом открыла свой беззубый рот и улыбнулась.
- Не знал, что черепахи умеют улыбаться... - пробурчал себе под нос Саша.
- Ещё как умеют! Это, наверное, черепахи не умеют улыбаться, а Черепахи, такие как эта — запросто! - Незнакомец белозубо улыбнулся.
- А вы-то кто? - спросил Саша. Высоченный чёрный  цилиндр; тёмные чёрные очки; странное полосатое чёрно-белое пальто с кучей карманов, с высоким стоячим воротником и с огромными блестящими красными пуговицами; чёрные брюки и чёрные-белые ботинки, как у клоунов. Чуть не забыл — часы. На шее на длинной золотой цепочке — золотые часы. Вот и весь незнакомец.
- Я? А разве ты меня не знаешь? Как ты можешь меня не знать? Меня же все знают!
- Видимо, все, кроме меня.
Незнакомец наклонился к Саше. Тёмные очки съехали на кончик носа, и показались два пронзительных зелёных глаза.
Он протянул руку в полосатой чёрно-белой перчатке:
- Тогда будем знакомы: Девон Шепарт.
- Саша... просто Саша.
- Ну, теперь-то ты точно не можешь сказать, что не знаешь меня! - Девон выпрямился, поправил очки и улыбнулся.
- Да, наверное... А... У вас такое странное имя... Вы, наверное, не местный?
- Я похож на местного?
- Ну, вообще-то, тут нет местных. Здесь, кроме нас, никто не живёт.
- Тогда почему же ты спрашиваешь?
- М… Тогда, что это за замок?
- Замок? Ха-ха! Это вовсе не замок! Будь он замком, от него был бы ключ, и его пришлось бы повесить на дверь. Да к тому же, он был бы совсем другой формы!
- Нет, я думал о другом замке…
- Иногда достаточно просто не думать! Ты очень странный... В любом случае, это вовсе не замок. Это — Фабрика.
- Фабрика? - Глаза Саши загорелись. - Фабрика Воображения?
- Воображения? - Рот Девона как-то странно скривился, очки дёрнулись — он нахмурился. - Ты знал!
- Я не мог не знать, я же её придумал.
- Ты? Это просто невозможно! Фабрике уже очень много лет, куда больше, чем тебе. Нет, это просто невозможно.
«Какой он странный... Я же точно знаю, что недавно рисовал такую черепаху, и такой з... такую Фабрику...» - подумал Саша. А вслух сказал:
- Ну, раз это Фабрика, то что же на ней производится?
- Ничего.
- Какая же это Фабрика, если на ней ничего не производится?
- Вовсе не обязательно что-то производить! Но чтобы ты больше ко мне не приставал, я скажу, что на этой Фабрике упаковывают.
- Упаковывают? А что?
- Да всё, что угодно! Знаешь, это очень необычная Фабрика. И, более того скажу, - самая лучшая Фабрика на свете!
Фабрика действительно была прекрасна — высокие белоснежные стены; арки с какими-то узорами; огромные башни уходят вверх, в ночное небо... Нет, погодите-ка, небо было вовсе не ночное... Когда Саша поднимался по верёвочной лестнице, он был готов поклясться, что кругом кромешная тьма, самая-самая настоящая ночь, но сейчас — небо было прозрачно-голубым, горизонт чистым и светило солнце. «Просто невероятно...» - подумал Саша.
- Мне кажется, меня ждёт ещё много всего невероятного... – вслух сказал он.
- Так и есть, мой маленький друг. Здесь столько всего невероятного, что тебе и не снилось! Может, начнём нашу экскурсию? - Девон величественным жестом указал на чёрные чугунные ворота Фабрики Воображения.
- Пожалуй.
Девон хлопнул в ладоши, и ворота медленно, со скрипом отворились, пропуская посетителей. «Ох, это же просто...» - уже было подумал Саша, но потом вспомнил, что «здесь столько всего невероятного, что ему и не снилось» и решил приберечь все восторги на потом.
Ускорив шаг, и немного опередив Сашу, Девон взбежал на крыльцо Фабрики и остановился перед высокими двустворчатыми белыми дверьми с рельефным изображением головы слона, на хоботе которого красовалась надпись: «Фабрика Воображения».
Обернувшись к мальчику, Девон громко произнёс:
- Добро пожаловать на Самую Прекрасную в Мире Фабрику! Фабрику Воображения! Надеюсь, Вам, Дорогой Гость, понравится моя Фабрика! Хорошего отдыха!
Девон снова хлопнул в ладоши. Двери резко распахнулись. Саша быстро поднялся на крыльцо и встал рядом с Девоном.
- Приключение начинается, - Девон взял Сашу за руку и шагнул за порог.

 
2.

В огромном белом зале было тихо. Высокий потолок («Но ведь снаружи он не настолько высокий...» - подумал Саша), высокие чёрные шкафы с книгами, полосатые чёрно-белые диваны. Какой-то тихий шорох... Нет, шёпот. От шкафов? Книги... Саша подошёл ближе к одному из шкафов и прислушался. «...Ты кому продал стул? – спросил Остап позванивающим шёпотом. Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьём…» «Что за ерунда?» - подумал Саша, тем не менее, он уже слышал где-то эти слова, только ни как не мог вспомнить, где именно. Мальчик снова прислушался. «...Но был у них и один секрет. Причем больше всего на свете они боялись, что кто-нибудь о нем узнает... Дурсли даже представить себе не могли, что с ними будет, если выплывет правда...» - доносилось с другого конца полки.
- Да что же это такое? - уже вслух спросил Саша.
- Книги. - Саша обернулся: позади него стоял Девон и держал в руках одну из книг. - «Двенадцать стульев»! Читал? Я не сомневался.
Девон открыл книгу, и шёпот стал куда громче: «...Адрес? – Я его первый раз в жизни видел. – Первый раз в жизни? – Ей-богу… »
- Они... сами себя читают? - тихо спросил Саша, взял с полки другую книгу и открыл её на первой странице. «...Я больше не стремился к увлекательным вылазкам с привилегией заглядывать в человеческие души. Только для Гэтсби, человека, чьим именем названа эта...» Саша закрыл книгу и поставил на место.
- Самочитающие книги! - гордо объявил Девон.
- Самочитающие? Это шутка такая?
- Пф... Ты бы так не говорил, если бы увидел мою самоиграющую гитару и саморисующий карандаш!
- Само... вы серьёзно?
- Серьёзнее некуда! - Девон поставил книгу на место и пошёл дальше. Саша поспешил за ним.

Шаги Саши и Девона глухим эхом отзывались от потолка и стен, становилось жутко. Саша посмотрел себе под ноги — красный ковёр. 
- Это — Гостевая комната. Когда ко мне приходят гости, мы с ними читаем или пьём здесь чай. Я, знаешь ли, очень люблю пить чай! Я постоянно его пью! - Тут Девон нагнулся и взял с непонятно откуда появившегося столика чашку с чаем. Отхлебнув из неё немного, он продолжил: - Гости у меня бывают довольно редко, но если бывают, то я обязательно приглашаю их переночевать у меня. Для таких случаев у меня есть специальная комната — вон там, за той дверью... - Голос Девона уносился куда-то вверх, под бесконечно высокий потолок, отдавался где-то там и возвращался в виде эха: «ой ерью... ой ерью...»
Зал был очень длинный, ряды диванов всё не прекращались, шкафов с книгами меньше не становилось. Прошло, может быть, три часа, а может и все четыре. Саша уже устал идти, ноги у него подгибались, хотелось спать. Он уже зевнул раз, другой, как вдруг прямо перед его носом появилась дверь, так неожиданно, что он чуть не врезался в неё носом.
- Мне кажется, ты устал? Давай теперь перейдём в другой зал!


3.

Дверь распахнулась (Девону даже не пришлось хлопать), и Саша увидел огромную зелёную поляну. Над ней носились стайки разноцветных птиц, бабочек, стрекоз. Какое красивое место! Какая зелёная мягкая трава под ногами, как приятно она шуршит, как приятно щекочет босые ноги.
- А это — первый Цех! - объявил Девон.
- И что здесь производят?
- Ничего! Ничего не производят!
- А, ну да, я забыл... Тогда, что же здесь упаковывают?
- Неужели ты не догадался?
Саша ещё раз огляделся. Зелёная шелковая трава о чём-то шепчется, высокие деревья слегка покачивают своими зелёными макушками, будто бы кланяются и говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте... Проходите, проходите, проходите...» А вот ручей. Куда-то бежит, торопится и кричит на бегу: «Я бы с вами поздоровался, но мне нужно торопиться, я ужасно опаздываю!» Птицы: «Ох! Гости! Гости! Рады! Рады! Мы вам рады!» Проносятся мимо, чуть не задевая нос, ухо! Приходится закрываться от них руками. Цветы кивают разноцветными головками, прогибаясь под тяжестью серебряной росы: «А вот и вы... вот и вы...» И всё так тихо, ни единого лишнего звука, только спокойное шуршание, журчание...
- ...Звуки? - несмело спросил Саша
- Как ни странно, ты прав!
Девон посмотрел вверх, вниз, вправо, влево, удовлетворённо улыбнулся и продолжил:
- Рад, что ты догадался! Даже удивлён... Да, здесь упаковывают звуки. Дают им оболочку. Дают им то, через что они могут проявить себя. Дают им... хранилище. Что за мир без звуков? Ты представляешь себе мир без звуков?
- Нет...
- И я нет. Звуки есть повсюду! Звуки есть в шелесте травы, в скрипе деревьев, в шуме дождя, в шёпоте волн... Ты от них никуда не денешься. Они всегда с тобой. Везде и всюду. Итак, это — Цех Звуков, - торжественно объявил Девон и наклонился к Саше. Тогда очки его опять съехали на кончик носа, и показались яркие зелёные глаза.
- А зачем вам такие тёмные очки? Здесь не так уж и светло, - сказал Саша.
- Вот глупый! Тебе они тоже понадобятся, если ты будешь жить на этой Фабрике так долго, как я. Ты же просто не представляешь, как здесь бывает светло! Знаешь, просто ужасно жить вечным днём. Я никогда не видел ночи! Не видел луны, звёзд... Вот скажи, Саша, ты видел ночь?
- Конечно, видел. Ночь — это почти половина моей жизни. Правда, я ночью сплю...
- А я никогда не видел ночь. Никогда, представь себе! Я даже не представляю, как она выглядит.  И как она выглядит?..
- Ну... она тёмная... Кругом темнота...
- А откуда берётся эта темнота?
- Не знаю. Она просто появляется откуда-то...
- Появляется? Правда? - засмеялся Девон. - А я всегда думал что темнота, это отсутствие... Чего, Саша?
Мальчик задумался. Отсутствие? Темнота есть тогда, когда нет…
- ...Света?
- Точно! Ты абсолютно прав! Я бы ни за что не догадался! - Девон засмеялся и захлопал в ладоши.
- Но... Вы сами мне подсказали.
- Я ничего тебе не подсказывал! Если бы подсказывал, я бы сделал так... - Девон наклонился к Саше и прошептал ему в самое ухо: «Света...» - Но я ведь так не сделал!
- Да... точно...
- Кстати, вот и наш следующий Цех...
Саша почему-то ожидал услышать: «Цех Света», но услышал:
- Цех Движения!
И снова непонятно откуда взялась дверь. Девон дотронулся до неё рукой, и она распахнулась.


4.

Тут же в глаза Саше ударил яркий свет.
- Надень-ка это! - Девон подал ему тёмные очки.
Глазам сразу стало приятно.
Огромная пустая комната. На полосатом чёрно-белом ковре — невысокий красный кривоногий столик. На нём — шар. Шар со снегом, какие дарят на Новый год. Обычно внутри или маленький домик, или  Дед Мороз с огромным мешком за спиной. Так приятно смотреть, как снег медленно кружит, кружит, а потом опускается на дно... Но какое отношение этот шар со снегом имеет к Цеху Движения?
- Подойди ближе, Саша, - сказал Девон и слегка подтолкнул мальчика к столику.
Саша подошёл к столику. Нет, это был вовсе не шар со снегом... Это был шар... с ним самим! Да, в шаре стоял маленький мальчик Саша, а позади него — маленький Девон, перед ними — кривоногий столик с шаром. А в шаре... Совсем малюсенькие Саша и Девон, малюсенький стол с шаром, в котором... Впрочем, всё ясно.
- Как же это возможно! Это — невероятно!
- Ох, сколько всего невероятно ты сегодня увидишь! - улыбнулся Девон и поправил цилиндр. Его маленькая копия в шаре тоже улыбнулась и поправила цилиндр.
- А может, это сон? Может, я уже уснул, и мне снится сон? Вы — сон, шар — сон, Черепаха — сон...
- Тогда это самый невероятный сон из всех, какие ты когда-либо видел!
Девон хлопнул в ладоши, и вместо шара на столе оказалось две полосатые чёрно-белые чашки чая.
- Не хочешь ли чаю? А я очень хочу!
- Спасибо, - сказал Саша и протянул руку к чашке, но та обиженно зашипела и уползла! Да-да! Просто подскочила, расплескав весь чай, растянулась, как кусок пластилина, и уползла, высовывая длинный красный язык и шипя.
- Что... что это было? - Саша удивлённо обернулся к Девону. Тот держал в руках маленькую чёрно-белую змейку.
- Невероятно, правда? Я тоже люблю чай! - Змейка заползла Девону в рукав, а потом вылезла из-под воротника.
«Ох… Что здесь творится? Что же это за невероятная Фабрика?..» - подумал Саша, но вслух спросил:
- А почему этот цех называется Цехом Движения?
- Неужели ты не понял? Это же проще простого! Могу натолкнуть тебя на мысль: любое движущееся тело обладает...
- Я не знаю...
- Неужели ты... не читал учебник по физике?! - Девон так сморщился, что его очки полезли на лоб.
- Нет, не читал. Я не ходил в школу. На моём острове нет школы. И даже  торговых центров, кинотеатров, кондитерских и книжных нет.
- Бедный мальчик... Так вот знай — любое движущееся тело обладает энергией!
- А какое это имеет отношение к названию цеха?
- А ты оглянись...
Саша оглянулся. Он был готов поклясться, что, когда он заходил в эту комнату, она была абсолютно пустой! Но сейчас... все стены были покрыты розетками! Да, обычными белыми розетками, в которые обычно втыкают вилки.
- Что? Что здесь делают эти розетки? Почему я раньше их не заметил? – воскликнул Саша.
- Потому что ты не смотрел, – ответил Девон и развёл руками.
А теперь… что за чудеса? Из каждой розетки начали выползать змеи! Их вылезало всё больше и больше. Одна за другой, одна за другой… 
…И вот уже стены двигались... Стены состояли из сотен, тысяч, миллионов движущихся белых змей... Их хвосты переплетались между собой, то здесь, то там появлялись красные языки. Слышалось тихое шуршание, шипение, шёпот. Как же много змей! Живые стены! Движущиеся стены!
- Теперь-то ты понял, какое отношение энергия имеет к этому Цеху? Я сказал, что  любое движущееся тело обладает энергией, но ведь само движение возникает посредством энергии! И теперь ты понял, почему этот Цех так называется? Здесь всё движется. Потолок, посмотри на потолок, те же змеи, верно? А теперь посмотри, на чём ты стоишь!
Саша подпрыгнул от неожиданности: он стоял на чём-то прозрачном, а под ним, и под Девоном, и под столиком, да под всей комнатой! - сотни и тысячи полосатый чёрно-белых змей! 
- Всё в движении. В вечном движении! А знаешь, что будет в этом шаре, когда мы выйдем из комнаты? Здесь будет змеи. Они будет ползать вокруг шара, в котором ползают змеи вокруг шара, в котором снова ползают змеи... И так бесконечно! Представь! Бесконечно! Никогда не останавливаются! Никогда не знают покоя! Ты когда-нибудь видел абсолютный покой?
- Ну... да... Когда на море нет бури, или когда над лесом нет ветра...
- Правда? А чайки и птицы в это время что делают? А ты? А твои братья и сестра? А мама? А люди на всей земле? Как ты думаешь, а может настать такой момент, когда всё остановится? Когда все люди на всём земном шаре остановятся. Просто встанут как вкопанные. И их наручные часы перестанут ходить, и птицы над ними зависнут в воздухе, и все самолёты, вертолёты, машины... Всё, что создал человек, все механизмы остановятся. Всё! Всё будет молчать, спать, и вечно стоять на одном месте... Волны, облака. Представь, как было бы ужасно!
- Да, это было ужасно.
- Но сейчас-то это не так. Сейчас — всё в движении. Всё вокруг. Воздух, змеи. Даже твой чай, - Девон засмеялся. - Вот почему это - Цех Движения. Движение проявляет себя через эту комнату. Да и не только через эту комнату. Движение всегда проявляет себя через всё. Оно лезет отовсюду... Оно есть везде... А теперь: наше путешествие продолжается. Сними-ка свои очки и брось куда угодно... Вот так...
Снова непонятно откуда появившаяся дверь. А за ней...


5.

...Коридор.
Саша остановился на пороге и огляделся. Бесконечные стены с огромными картинами в массивных золочёных рамах.... Стены уносятся куда-то вдаль, будто бы бегут и кричат: «Догоняйте! Догоняйте! Но не забудьте на бегу посмотреть на наши картины! Смотрите на них, смотрите, ха-ха, вы же нас в жизни не догоните, мы же бесконечные! Бесконечные!..» На полу коридора мягкий красный ковёр. 
- И что же это за Цех?
- Цех? Да, раньше это был Цех Изображений, но сейчас я называю его Галереей. Смотри, и любуйся... Но знаешь, это очень необычная Галерея! Самая необычная Галерея из всех Галерей, какие только существуют! Посмотри на мои часы, - Девон протянул Саше свои часы. - Сколько времени?
- Двенадцать. 
- Запомни. А потом, когда выйдем из Галереи, мы посмотри, сколько будет времени. А теперь — можешь посмотреть на картины.
Саша сделал шаг на ковёр и — вжууух!!! - его понесло со страшной скоростью вперёд! Несёт и несёт мимо картин! Быстрее, быстрее, наперегонки со стенами!
- Девон! Девон! Что происходит?! Как мне остановиться? - кричал Саша, летя вперёд, вперёд, всё дальше и дальше...
- Просто скажи языку: «Стоп!» - послышалось где-то рядом: Девон вместе с ним летел вперёд, но ему это явно нравилось, он снял цилиндр и его чёрные волосы трепетали на ветру, а с лица не сходила улыбка.
- Языку?! – воскликнул Саша.
- Да, посмотри вниз! - мальчик посмотрел себе под ноги и обомлел — он стоял вовсе не на красном ковре, а на языке! На чьём-то длиннющем розовом языке! - Ну же, скажи «Стоп!», а то мы так пролетим всю Галерею и ничего не увидим!
- Стоп! - крикнул Саша дрожащим от волнения голосом.
Он не удержался на ногах и упал — так резко всё остановилось, но голова продолжала кружиться. Картина, нет, две картины, нет, четыре... Девон, нет, два Девона... Саша пощупал поверхность под собой — ковёр, просто мягкий ковёр.
- Как же это возможно?!
- Откуда же нам знать? - ехидный голос справа.
- Глупый! Откуда нам знать! - голос слева.
- Кто это говорит? - спросил Саша, поднимаясь и отряхиваясь. Вокруг только бесконечное множество картин в золочёных рамах.
- О, это мои прабабушки и прадедушки, а так же прапра, прапрапра, прапрапрапра, прапрапрапрапра, прапрапрапрапрапра и прапрапрапрапрапрапра, ну и ещё всякие пра. Ах, и ещё один прапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрадедушка, но такой старый, что уже и не говорит. А остальные ещё как говорят! Болтают просто без умолку! Раньше их портреты висели по всей Фабрике, и я даже каждый день стирал с них пыль, но они так много болтали, что я решил перевесить их всех в Галерею, к двоюродным, троюродным, четвероюродным, петеюродным а так же шестиюродным дядям и тётям. Ах, совсем забыл семиюродную тётю... Пусть болтают с ними.
- Девон! Они просто ужасные собеседники! Они же нарисованные! - сказала какая-то важная дама в странной розовой шапочке.
- Да, они же нарисованные! - поддакнул ей старик в академической шапочке из соседней рамы.
- Прапрапрапрапрабабушка и прапрапрапрапрадедушка, вы же тоже нарисованные! - сказал Девон, оборачиваясь к портретам и разводя руками.
- Да что ты говоришь! Нарисованные! Это же надо было такое выдумать! Скажи ещё, что ты - живой! Ха-ха! - захохотал жирный тип в такой же жирной раме.
- Правильно дедушка говорит! Нечаво распускать язык покуда не живой!
- Вот-вот! Не курица, что бы кудахтать! Хватит болтать!
- Да-да, ну-ка хватит болтать! Картины! Мы-то картины?!
- Видали мы живых и поживее тебя...
- Костлявый больно...
- Живее всех живых!
- Вот я-то как раз живой, а вы — молчать! Вас давно нет! Что же вы вечно лезете? Я и так уже вас перевесил.
- Ну-ка помолчи, ну-ка помолчи!.. Сейчас будет сериал… - донесся слабый голос какой-то особо пухлой бабули из рамы. Кроме неё на портрете был запечатлён телевизор и тарелка с попкорном.
И тут все картины заговорили разом:
- Перевесь от меня эту старую каргу! Она для меня слишком стара!
- Да что ты говоришь?! Кто это старая карга?
- Да ты, ты карга!
- ...Костлявый больно...
- Радио громче!
- Ась? Я в наушниках.
- Эй, осёл, прочисти слуховой аппарат!
- Я-то осёл?!
- Заткните свои рты! Язык у вас без костей! А у меня сериал!
- Опять ты свой «Направляющий свет» пересматриваешь?
- Дед дело говорит — ты его уже шесть раз пересматривала!
- Замолчите. Ничего вы не понимаете в сериалах...
- Хватит! - крикнул Девон, и портреты разом замолкли. - Да что вы постоянно спорите?! Не буду я больше к вам приходить! Вы же даже не заметили, что у нас гость.
- Ась? Я в наушниках.
- Да кому нужны твои наушники…
- А я-то заметила, что здесь этот глупый! Да-да, первая заметила!
- Да нешто ты заметила первая, а? Вот как была дура, так и осталась!
- Всё, всё, бабули, дедули! Мы вас поняли. Саша, командуй, - замахал руками Девон.
Саша, до этого молча разглядывающий болтливые портреты, крикнул:
- Поехали!
И вот уже все прапрапрапрабабушки и прапрапрапрадедушки смазались в одну разноцветную массу, и язык понёс путников куда-то вдаль. 
- Ух, наконец-то от них отделались! Я не думал, что они сегодня будут такими болтливыми! – перевёл дух Девон. - Кажется, нам уже хватит лететь, скажи-ка языку, чтобы он остановился.
- Стоп! - крикнул Саша.
Язык резко замер, снова превратившись в красный ковёр. Картины на стенах были совсем другие. Это были пейзажи, самые разные. Там были и жаркие пустыни, и непроходимые джунгли, и шумные водопады, и бескрайние прерии, и холодные ледники. 
- Ну как? Какая картина тебе больше всего нравится? - улыбнулся Девон, подойдя к одной из картин и обернувшись к Саше.
Саша немного покрутился, посмотрел, и указал на картину, которая была за спиной Девона.
- Эта.
На картине была изображена бескрайняя прерия, посреди которой стояли два чёрных четвероногих и двухголовых силуэта всадников.
- Уверен? Ну же, подойди к ней и посмотри внимательнее.
Саша подошёл и ахнул: одна из лошадей встала на дыбы, а другая начала бить копытом! 
- Э-ге-гей! Мальчик! Э-ге-гей! - крикнул один из всадников и умчался куда-то. Тут же второй всадник сорвался с места и помчался за первым, подгоняя лошадь кнутом.
- Они... живые? - несмело спросил Саша, отходя от картины.
- А мы с тобой нарисованные? Ха-ха!  Нет, они — картина, их нарисовал какой-то художник. Хочешь посмотреть, куда они поскакали?
- Ну... конечно хочу!


6.

- Тогда вперёд! - Девон схватил Сашу за руку и прыгнул прямо в картину! Вместо того чтобы столкнуться со стеной, Саша почувствовал под ногами... стремена. Да, он сидел на лошади! Или не на лошади? Под ним определённо было седло — самое настоящее, кожаное, пахнущее сеном и лошадиным навозом, но перед ним — вовсе не могучая шея прекрасной лошади, а лохматая голова огромного серого волкодава. Собака!
Справа сидел улыбающийся Девон на кривоногой полосатой зебре.
- Ты когда-нибудь ездил на собаках?
- Я их даже ни разу не видел... Только на картинках.
- Значит, мама не покупала тебе щенка? У тебя не было собаки? - Девон нахмурился.
- Нет.
- В этом нет ничего страшного! - засветился улыбкой Девон. - Тебе невероятно повезло! Не каждый мальчик может прокатиться на самой настоящей скаковой собаке. Знаешь, это намного интереснее, чем на лошади. Это просто невероятно умная собака! Ты можешь называть её как угодно, но я бы посоветовал тебе имя Роза. Она к нему уже привыкла.
Роза повернула свою серую лохматую морду к Саше и как-то косо посмотрела на него.
- Чего это она на меня так смотрит?..
- Ты ей понравился. Кстати, моя зебра - Мелодия. Итак, просто возьми в руки повод, да, вот эту длинную верёвку... и немного потяни на себя.
Саша так и сделал, испытав при это странное чувство. Любой бы на его месте испытал странное чувство, сидя в седле на собаке, на которой вместо ошейника была уздечка.
Как только повод натянулся, Роза сделала пару шагов назад, при этом Саша чуть не выпал из седла.
- Спокойно, спокойно! Не пугайся! А теперь легонько стукни пятками Розе под бока.
Саша привстал в седле и сделал так, как сказал Девон. И собака сорвалась с места! Саша резко отклонился назад и снова чуть не вывалился из седла, но удержался. Девон, догоняя на своей Мелодии Сашу, кричал:
- Осторожно! Держись-ка за рожок на седле. Да, вот эта.. э... штучка на седле прямо перед тобой! Да, правильно! А теперь немного потяни повод на себя, чтобы Роза шла медленнее — рысью.
Саша потянул повод, и собака перешла на рысь.
- Всё, всё, хорошо. Видишь, в этом нет ничего страшно! Она сама знает, что делать! - улыбнулся Девон.
Вдруг Роза остановилась, изогнулась всем телом, подняла огромную заднюю лапу и принялась чесать мохнатый бок. Поводья вылетели у Саши из рук, и сам он уже почти висел в седле. Тут огромная серая голова с длинными серыми бровями и бородой повернулась к уже успевшему принять исходное положение Саше и проговорила человеческим голосом:
- Если честно, таких глупых всадников мне в жизни не приходилось видеть!
- Ну... э... извините... Я первый раз сижу в седле, тем более на собаке... - смутился Саша.
- Так вот запомни, малыш, только от тебя завит твоя жизнь, да и моя тоже. Так что не подведи!
- Э... как скажите, - тихонько сказал Саша и шёпотом обратился к Девону: - Почему ты не сказал, что это говорящая собака?..
Девон так же шёпотом ответил:
- А разве в этом есть что-то особенное? Я думал, ты уже привык к тому, что у нас тут всё говорящее... А вот, посмотри-ка туда, это наши Всадники! Скорее, подгоняй Розу! - Девон указал на горизонт, и его зебра, быстро перебирая короткими ножками, умчалась.
Саша неуклюже подпрыгнул в седле, и Роза тронулась с места гордой рысью. Лапы её мягко ступали по земле, хвост сзади весело мотался из стороны в сторону.
- Я, конечно, дико извиняюсь, но... я не совсем умею вами управлять... Не могли бы вы ехать немного побыстрее? - попросил Саша.
- Во-первых, я тебе не паровоз, чтобы ехать, а во-вторых, это тебе решать... - И вот уже ветер свистит у Саши в ушах: Роза несётся прекрасным галопом через пески, быстро сокращая расстояние до Девона на Мелодии и поднимая тучи пыли. 
- Наконец-то догнал! - крикнул Девон, когда Саша на Розе поравнялся  с ним. - Скорее, а то ведь улизнут! - И зебра вместе со своим седоком рванули вперёд ещё быстрее.
На этот раз Розу не пришлось упрашивать — она сама ускорилась и через некоторое время поравнялась с Мелодией.
И вот прямо перед Сашей и Девоном скачут два Всадника, пригнувшись к седлу и подгоняя своих чёрных лошадей кнутами. Это же как в книге! Как в кино! Саша и Девон – ковбои. Они скачут через прерию за невероятно опасными преступниками! И только они смогут их остановить, или умрут под колёсами поезда... Поезда? Погодите-ка, на картине не было поезда! Но вот он, мчится по рельсам, гудит, гремит, ревёт и будто бы кричит: «Не смейте подходить!  Собью-у-у! Убью-у-у!»
- Откуда здесь поезд? - спросил Девона Саша, стараясь перекричать гул.
- Поезд? Готов поклясться, это подстроили Всадники, чтобы мы не смогли их догнать! Но мы-то хитрее их, пришпорь-ка Розу, мы сделаем по-хитрому! Тяни повод на себя, ударяй по бокам! Мы прыгаем!
Саша резко ударил Розе пятками по бокам, натянул повод и...
…Роза рванула вверх изо всех сил и оказалась на крыше поезда! Да, прямо на крыше несущегося через прерию поезда! Гул стоял невероятный, поезд сотрясался и будто бы старался скинуть с себя незадачливых блюстителей закона.
- Всё не так сложно! - донёсся до Саши сквозь гул голос Девона. - Давай за мной! - чёрно-белый зебриный круп и чёрно-белое пальто скрылись в густом сизо-жёлтом облаке пара, Саша развернул Розу и за Мелодией нырнул в туман.
Ничего не видно, кругом только пар... Но гул не исчез - Саша всё ещё на крыше поезда.
- Я их вижу... Беги за мной... – на мгновение клубы пара разошлись, и Саша снова увидел чёрно-белое пятно. Саша пришпорил Розу (и в который раз поймал себя на мысли, что выглядит это довольно странно). - Видишь этот люк? Прыгай! - послышался голос Девона откуда-то снизу, прямо из поезда.
Саша нагнулся и посмотрел под ноги собаки — действительно, люк, да какой огромный! Туда запросто влезла бы и лошадь!


7.

Розе не пришлось ничего говорить, она сама прыгнула в люк, и оказалась вместе с седоком... в вагоне метро! Да, это точно было метро, в окнах проносились тёмные стены, на лавочках сидели хмурые пассажиры, которые читали газеты или слушали музыку. Они даже не замечали зебру и гигантского волкодава!
Вот и Девон.
- Нам выходить на станции водопадов, - скомандовал Девон. - Это недалеко.
Завизжали тормоза, вагон дёрнулся и замолк. Двери распахнулись, и противный женский голос объявил:
- Станция спортивная.
А за окнами был… спортзал. Самый настоящий спортзал. Поезд стоял как раз посередине волейбольной площадки. Вокруг бегали волейболисты в синей спортивной форме и разминались. 
Из вагона кто-то вышел, двери захлопнулись, и вагон зашумел дальше, плавно покачиваясь.
- Станция переливания крови, - объявил голос.
На этот раз из окон вагона виднелся длинный белый коридор, белые двери с табличками и снующие туда-сюда врачи в халатах.
Опять кто-то вышел, кто-то зашёл, и вагон затрясся дальше. 
И вот:
- Станция водопадов.
- Это наша! Выходим, Саша, - сказал Девон, и его Мелодия аккуратно выпрыгнула из вагона на…
…Берег быстрой горной реки. Водопад. Вода, срывающаяся с огромной высоты, несёт свои бурные воды по широкому руслу реки, шумя, брызгая, поднимая густой пар.
Саша обернулся – вагона метро не было, только влажные стволы деревьев и кусты. Он хотел уже спросить Девона, как это возможно, но понял, что это будет очень глупый вопрос.
Девон спешился и повёл Мелодию к воде.
- Ну что ты сидишь? Я тоже пить хочу! - сказала Роза и стряхнула седока вместе с седлом. Саша свалился на мокрую землю, едва не ударившись о камни.
- Осторожнее!
- Не хочешь ли чаю? - ласково спросил Девон, указывая на чёрно-белый столик в тени деревьев и на два красных стульчика. - Не бойся, твоя чашка больше не превратится в змею!
- Ну, хорошо... Спасибо... - Саша встал и подошёл к столику, едва не поскользнувшись на мокрой скользкой глинистой земле.
И вот они уже сидят, пьют чай, слушают шум водопада и смотрят на зебру и собаку, принимающих ванну в ледяной горной реке. Саша хотел было удивиться, как это им не холодно, но потом подумал, что это всё равно ничего не даст.
- А наши Всадники не убегут? - спросил Саша, отхлебнув чаю из красной кружки.
- Помнишь, в Галереи я просил запомнить тебя сколько времени?
- Да, помню.
- Так вот смотри, - Девон протянул Саше свои золотые часы и улыбнулся.
- Пять минут первого... Как это?
- Погоня совсем не заняла у нас времени. Пять минут мы находимся здесь. А когда мы продолжим погоню, время снова остановится. Здорово, правда?
- Но ведь в Галерее мы ещё не гнались, а время уже остановилось!
- А откуда начался наш путь? Правильно, из Галереи. Следовательно, Галерея принимает участие в погоне! Здорово, не так ли?
- Да уж, здорово... Но так непонятно...
- Ты уже мог бы привыкнуть, что всё так непонятно. Кстати, ты знаешь, что это за Цех?
- А это тоже Цех?
- Конечно! Это же Фабрика, забыл?
- Разве мы всё ещё на Фабрике, всё ещё на Черепахе?
- Ну разумеется! А ты как думал? А это - Цех Уюта.
- А почему?
- Подумай. Почему Цех Звуков так называется? А Цех Движения? Ну а Цех Изображений в конце концов?
- Звук проявляет себя через Цех Звуков, а движение — через Цех Движение, изображения — Галерея... Здесь проявляет себя уют?
- Ну конечно! - Девон откинулся назад и снял очки и цилиндр. - Как здесь уютно! Я люблю здесь отдыхать. И пить чай, - Девон отхлебнул из своей кружки.
Впервые Саша увидел Девона таким, каким он был без очков и шляпы. Большие зелёные глаза, которые будто бы улыбаются, чёрные взъерошенные волосы.
- А сколько вам лет? - спросил Саша.
- Мне? Ха-ха! - Девон засмеялся. - Мно-ого! Очень много! Ты, наверное, не знаешь такой цифры!
- Знаете, я бы дал вам лет пятьдесят...
- Пятьдесят? Так мало?
- Ну, вообще-то я пошутил. По правде, вы выглядите не больше чем на тридцать...
- Правда? Какой же ты милый мальчик. Возьми кекс, - и Девон протянул Саше кекс, которого, мальчик готов был поклясться! - секунду назад в руке Девона не было.
- Мне кажется, вы — волшебник.
- Волшебник? Почему ты так решил?
- Потому что вы можете творить невероятные вещи! Как появляются двери? Как ковёр превращается в язык? Как мы попали в картину? Откуда взялись зебра и собака? И как мы смогли забраться на несущийся поезд? Как мы оказались в метро? А как мы оказались здесь? Вы же — волшебник!
- А мне кажется, волшебник — ты.
- Я? Я же просто мальчик, и мне снится просто сон.
- Тогда чему ты удивляешься? - белозубо улыбнулся Девон. Тут он насторожился: - Слышишь? Что это там? Посмотри-ка! Там, за водопадом!
- Что? Я ничего не вижу... - как бы Саша не вглядывался, он ничего кроме сплошной стены воды не видел.
- Да вон же! Посмотри! Ну-ка, бросай чашку! Да-да, бросай туда! (Саша бросил чашку на траву и тут же обнаружил, что это вовсе не чашка, а змея.) Садись на Розу, погоня продолжается!
Девон быстро надел очки и цилиндр и ловко вскочил на уже подбежавшую к нему Мелодию.
- Что ты стоишь, глазами хлопаешь! Садись, и поскакали!
Саша зацепился за седло, подтянулся и взгромоздился на широкую собачью спину.
- До чего же ты неуклюжий, - пробурчала та.
- Простите...
- Подгоняй! Подгоняй Розу! Они не уйдут! - кричал Девон, несясь по реке к водопаду.
Саша дёрнул поводья, и собака побежала.
- И что, куда дальше? - спросил Саша
- Помнишь, как ловко Роза вскочила на несущийся поезд? Тут ещё проще! Дай Розе под бока и натяни повод!
Саша, немного смутившись, так и сделал, и вот Роза вслед за зеброй летит по воздуху... Полёт длился не дольше секунды, а потом — вжууух! - позади стена воды, горная река позади. А впереди...


8.

…Полный зал. Кинотеатр. Саша и Девон верхом на своих скакунах стоят прямо перед огромным белым экраном.
Странно, но их никто даже не заметил. Пока кино не началось, зрители перешёптывались и с нетерпением поглядывали на свой попкорн. 
- Где мы оказались? - спросил Саша.
- Я полагаю, там, где наши Всадники. Мы же за ними гонимся. Правильно я понимаю?
- Наверное, правильно.
- Ты видишь их здесь? - Девон снял очки и оглядел зал. - Я — нет.
- И я нет.
Вдруг зал оживился: кино началось.
- Вот же они! - закричал Девон, показывая на экран.
Действительно, на экране через прерию мчались, поднимая клубы пыли, два всадника на чёрных лошадях.
- За ними! За ними! - Не успел Саша опомниться, как Девон оказался на экране и помахал ему оттуда: - Прыгай, скорее!
«Была, не была!» - подумал Саша и натянул поводья.
Рывок — и Саша верхом на Розе на экране. На экране? Нет, он посреди прерии. А зрительного зала как не бывало.
- Вперёд, вперёд! - кричал Девон, несясь за горизонт. - Догоняй!
Саша пришпорил собаку и начал догонять Девона. Всадники на чёрных конях уносились куда-то вдаль, оставляя за собой только жёлто-бурые облака пыли.
- Девон, уфф... зачем мы за ними гонимся? - тяжело дыша, спросил Саша, когда поравнялся с Девоном.
- Быстрее! Быстрее! - всё кричал Девон, дико улыбаясь и придерживая шляпу.
Так они и неслись через прерию, по жаре, по сухой земле, за загадочными чёрными Всадниками. Саша не знал, сколько прошло времени, но он уже порядочно устал, и ему хотелось пить. Странно, но Роза и Мелодия ничуть не сбавили ход, будто бы совсем не устали.
Вдруг Всадники исчезли. Просто исчезли. Вот было два чёрных силуэта на горизонте — а вот и нет.
- Девон, куда они делись?!
- Спокойно! Я знаю, где они! Осторожно...
Перед Сашей и Девоном неизвестным образом, прямо из воздуха, появилась дверь и сама собой отворилась.
- Вперёд! Вперёд!
За дверью — лес.
Тёмный лес... Такие странные чёрные деревья... Ни одного листочка, ни одной травинки, ни одного звука... Всадников не видно.
Девон с Сашей гуськом шли по узенькой тропке между чёрных стволов. Девон — впереди, Саша — позади. Под собачьими лапами тихонько похрустывали веточки, и становилось как-то жутко. 
- Цех Темноты... Ну, помнишь, того, чего нет, - шёпотом сообщил Девон. - Ты же помнишь, ты сам догадался, что такое темнота.
- Помню. А этот Цех называется Цехом Темноты потому что Темнота проявляет себя через это место? Да? - догадался Саша и сам себе улыбнулся: наконец-то усвоил.
- Нет, с чего ты взял! Что за вздор! - удивился Девон и полуобернулся к Саше.
- А... вы же сами говорили... Тогда почему же?
- Потому что, если ты не заметил, здесь темно, - сказал Девон, снова отвернувшись, таким тоном, как если бы он сказал «Неужели ты не знаешь, что наша планета называется Земля?!»
- Логично...
- Ещё бы не логично! Знаешь, Саша, логика — вот мой конёк, - и Девон улыбнулся такой доброй и светлой улыбкой, какой Саша никогда ещё в жизни не видел.


9.

Мальчик улыбнулся в ответ и... услышал стук копыт и цоканье когтей. Стук и цоканье, вместо зловещего хруста. Они шли по асфальту, а вокруг — огромная толпа нарядно одетых людей, музыка, шум, голоса, шуршание шин.
- Где это мы?
- Наверное, там, где наши Всадники, - сказал Девон. - А ты как думаешь?
- Я думаю, мы на каком-то параде, - ответил Саша, когда его Роза поравнялась с Мелодией.
- Да, это какой-то парад. А где же Всадники? Погоди-ка, я их вижу! Вон там, в толпе! - через секунду полосатое чёрно-белое пальто и чёрно-белый зебриный круп уже мелькали далеко впереди.
- Н-но! - крикнул Саша и стукнул Розу пятками под бока.
- Не глупая, понимаю! - пробурчала та, поднялась, совсем как лошадь, на дыбы и побежала за Мелодией.
А вот и чёрно-белая спина, вот и высокий цилиндр.
- Девон! Подожди нас! - крикнул Саша.
- Быстрее! Быстрее! - всё, что ответил Девон. - Я их вижу! - И вдруг его зебра остановилась,  как вкопанная. – Постой, кажется, их тут нет...
Саша поравнялся с ним:
- А куда же они делись?!
- Я думаю, туда.
И снова непонятно откуда взявшаяся дверь.
- Вперёд! Они точно там!

Морской берег... Прекрасный солнечный морской берег. Золотой песок, серебряные волны, прозрачное голубое небо. Как же Саша любит этот пейзаж! Он всю жизнь жил на берегу моря и больше всего на свете его любил.
- Ну же! Догоняем! - Девон пришпорил зебру, и они помчались прямо по волнам вперёд, вперёд...
- Н-но! - крикнул Саша, и Роза побежала широким галопом, высунув язык и мотая длинным хвостом.
Как же это прекрасно - мчаться на собаке (а вот тут было бы уместнее сказать «на лошади», но раз так получилось...) по волнам, по морской пене, по мокрому от воды оранжевому песку! Ветер что-то шепчет в волосах, мягкие солёные капли щекочут щёки, лоб, руки. 
- Ты только посмотри! Наши Всадники!
И правда, впереди, среди волн, виднелись чёрные силуэты двух Всадников. Они скакали с невероятной скоростью, но расстояние между ними и Сашей с Девоном быстро сокращалось.
И вот уже брызги не попадали на лицо и руки Саши, их вообще больше не было, потому что Роза… летела! Летела над морем, летела над Всадниками! Летела над всем миром! Как это странно и одновременно здорово! И совсем-совсем не страшно! Саша посмотрел в сторону — рядом летит зебра, на на ней — улыбающийся Девон. И вдруг Роза обернулась к Саше и сказала:
- Я уже очень устала и хочу отдохнуть. Дальше ты справишься и без меня, - и исчезла. Превратилась в сизую дымку, растворилась в воздухе! Поводья выскользнули из пальцев мальчика и Саша, дико крича от ужаса и хватаясь за воздух, камнем полетел вниз! Он не видел, где Девон, где море и где Всадники, он не видел ничего, потому что страх застилал ему глаза. Как же страшно! Сердце вот-вот вырвется из тесной клетки рёбер... Но скоро оно навсегда остановится... Вот и кончились приключения Саши. Вот и кончилось его путешествие по Фабрике Воображения, вот и кончилась его жизнь. Сейчас он разобьётся - и всё. Саша зажмурился... и...
 

10.

...Ничего не произошло. Он сидел на лошади. Только задом наперёд. И перед ним был чёрный круп и чёрный хвост, а под чёрными копытами со страшной скоростью проносился тёмно-жёлтый мокрый песок. Саша сидел позади одного из Всадников, в его же седле. Тот, казалось, его не замечал.
«Я жив, я жив, я жив...» - твердил он про себя и сердце потихоньку успокаивалось.
- Саша! - послышалось слева. Это был Девон. Он тоже сидел задом наперёд позади Всадника. - Наши скакуны уже очень устали. А мы справимся и без них, правда? Как ты думаешь, куда скачут Всадники?
Как же было Саше приятно слышать этот невозмутимый спокойный голос! Как же было приятно видеть это странное чёрно-белое пальто и непонятные чёрные очки!
- Девон... Как же я рад...
- Да, я тоже… Но мы не так уж и долго не виделись… - сказал Девон, держась за цилиндр, чтобы тот не улетел. - Друг мой, как ты думаешь, может нам стоит сесть нормально, я то так не слишком удобно... - предложил Девон. - Только аккуратно.
- Отличная идея.
Саша осторожно перекинул правую ногу на левую сторону, а потом левую — на правую. Перед ним вместо лошадиного крупа нарисовалась широченная спина в чёрном костюме. Над спиной — лысая голова на мощной шее, и чёрная шляпа, как у ковбоев.
Саша посмотрел направо: Девон тоже сидел нормально и держался за мощные плечи Всадника.
Так они неслись вместе с Всадниками на прекрасных чёрных лошадях по волнам, чувствуя на лице солёные брызги.
- Ну как, Саша, мы сделали своё дело? Мы догнали Всадников? - спросил Девон и наклонил голову так, что его очки съехали на кончик носа, и показались два больших зелёных глаза.
- Думаю, да, - ответил мальчик и улыбнулся. - Но кто же они? Кто эти Всадники?
- А вот этого, мне кажется, мы никогда не узнаем.
- Может быть, нужно у них просто спросить? - нахмурился Саша.
- Попробуй. Но не думаю, что у тебя что-нибудь получится.
И Саша громко сказал, чтобы Всадник его услышал:
- Простите, уважаемый Всадник...
А Всадник исчез. Растворился, обратился в туманное облако и испарился. Пропал. Саша взял поводья и посмотрел на Девона:
- Его нет! Он пропал! - и увидел, что Девон тоже сидит в седле один и держит поводья.
- Я же сказал, что ничего хорошего из этого не выйдет.
- А если бы я ему ничего не сказал, он бы не испарился? Я его у...убил?.. - с ужасом спросил Саша.
- Он бы в любом случае рано или поздно испарился. Ты же не можешь убить того, кого нет.
- Как это — нет?
Но Девон ничего не ответил. Они молча скакали куда-то в бесконечность, куда-то за горизонт, куда-то вдоль берега моря.



11.

- Знаешь, друг мой, всё когда-то заканчивается, - сказал Девон и натянул поводья. Его чёрный конь, фыркнув, остановился. - Да, и наше путешествие подходит к концу, каким бы невероятным оно ни было.
Саша тоже остановил своего коня.
- Как подходит к концу? - Из глаз Саши сами собой полились слёзы. - Я думал, всё только начинается!
- Саша, ты же уже взрослый, - и Девон привычно наклонился, очки его сползли на кончик носа, и показались добрые зелёные глаза. - Ты же понимаешь, что когда заканчивается одно приключение, начинается другое. Ты прав, всё только начинается! Тебе пора домой. А мне пора на Фабрику.
- А... разве... мы не... не... на Фабрик-ке? - Саша никак не мог совладать со своим голосом. К горлу подступал горький комок, и слёзы лились сами собой. 
Девон спешился, подошёл к коню Саши и улыбнулся:
- Посмотри-ка наверх.
Саша слез с коня и запрокинул голову. Он увидел над собой огромную Черепаху с прекрасным замком из белого кирпича на спине.
- Но… как?..
- Ты должен был уже усвоить один урок, - Девон наклонился к самому уху Саши: - Иногда достаточно просто не думать. 
Он засмеялся и обнял мальчика.
- Не уходи…
- Я не уйду. Я всегда буду здесь, - так же прошептал Девон и указал на голову Саши.
Песок защекотал ноги Саши, и он обернулся – чёрные кони исчезли, теперь они лёгкой дымкой поднимались над волнами в ночное небо… В ночное? Да, в ночное. Над морем тихо покачивалась луна, подмигивая мальчику своим жёлтым глазом. 
- Вот ты и увидел ночь, - заметил Саша, отходя от Девона. – Правда, она такая тихая и уютная?
- Да. Тебе пора домой, - Девон указал на маленький домик, стоящий на границе леса и пляжа.
- До свидания, Девон Шепарт.
- До свидания, Саша, просто Саша, - сверкнули пронзительные зелёные глаза и тут же исчезли, оставив только воспоминание.