Путешествие в прошлое

Карин Андреас
Воротнаванк

С вами случалось такое - прочитав или услышав название местности или исторического памятника, сердце забилось гулко и что-то необъяснимое смутно пытается выплыть из глубин памяти?

2008г. Лежу в постели, болею. Единственно доступное занятие – размышлять, вспоминать что-то, сопоставлять прошедшие события - в моей жизни и в семье. В голове рождаются какие-то образы или воспоминания?

1988г. Пытаюсь сосредоточиться на программе, девчонки в отделе болтают.
- Ну что ты там копаешься? - говорит мне одна из них с досадой.
- Танцую, – чувствую, что потеряла нить мыслей.
- Строишь из себя королеву, не хочешь общаться с нами.
- Я потомок сюникской царицы.
"Они не понимают, что мы на работе?"


Сюник. Тысяча какой-то год, враги опять посягают на независимость маленького царства, на жизнь его подданных. В церкви собрались мужчины всех знатных семей. Ближе к алтарю стоит трон, на нем сидит царица. Перед нею столик, она что-то пишет, хмуря брови. Царица, отрываясь от письма, смотрит на одного из вельмож, кивает головой.

- С разрешения царицы, - вельможа обращается к присутствующим. - Что ответим врагу на его наглые требования отступиться от нашей веры и платить ему дань?
- Будем сражаться! - восклицает самый молодой из князей.
- Другие мнения есть?
- Нет, разве можно думать по-другому, - возмущаются князья.
- Может, ответить как-то неопределенно? Потянем время, дождемся помощи, - неуверенно говорит кто-то.
- Враг не станет ждать, будет разорять села и крепости, - пылко говорит молодой князь.
- Значит не стоит терять время на разговоры, - заключает вельможа,- каждый знает, что ему делать.
Со своего места встает епископ.
- Бог нам в помощь! – осеняет присутствующих крестом.
Князья расходятся, группируясь и обсуждая что-то на ходу.

Из бокового помещения в зал входит кормилица с младенцем на руках, идет к царице. Царица, закончив писать, сворачивает лист в трубочку и ставит печать.
- Спрячь, - отдает свиток кормилице, - это доказательство ее царского происхождения.
Кормилица прячет свиток в складках своего длинного платья.
Царица достает два кошелька из бархата.
- Здесь золотые монеты на расходы, держи при себе. Если будут угрожать разбойники, откупись, - царица отдает кошелек кормилице.
- Этот спрячь, чтоб никто не мог найти, - царица отдает второй кошелек, - здесь семейные реликвии, украшения девочки. Если мы потеряем друг друга, воспитай ее как свою дочь, научи всему. Замуж отдай за парня работящего, знающего ремесло и любящего ее. Эти украшения она должна беречь и передать своей дочери или внучке.
- Если все закончится не в нашу пользу, иди в...
Царица замолкла, окинув взглядом задержавшихся в церкви. Некоторым она не доверяет и заметила их присутствие.
- Дарпас, - говорит громко. Наклонившись к ребенку, целует в лоб, смотрит на кормилицу и шепчет, - М...
- Я все поняла, моя царица, - кормилица качает головой, - выполню, как велите.
- Там все готово к вашему приезду, тебе помогут, - царица осеняет их крестом, - храни вас бог!

К кормилице подходит священник:
- дождемся пока все выйдут из церкви.

Вельможа обращается к царице:
- государыня, Вам следует укрыться в надежной крепости, моя к Вашим услугам.
К ним идет молодой князь.
- Нет, - решительно говорит царица, - я не стану прятаться от врагов, буду сражаться с ними. Пусть враги знают, что против них сражаются царица и знать. Вы научили меня держаться в седле и пользоваться оружием.
- Я буду рядом с царицей! - восклицает молодой князь.
Вместе они выходят из церкви.

Церковь опустела, в ней остались только кормилица с ребенком на руках и священник, который запирает дверь на деревянный засов.
в центре зала священник, отсчитав одному ему известное число плиток, давит на тайный рычаг, поднимает и сдвигает плитку. Жестом зовет кормилицу. Она подходит, заглядывает внутрь пола, видит деревянную лестницу, ведущую вниз и монаха с лампой в руке.
- Спускайся, не бойся, - подбадривает священник, - дай мне ребенка, я помогу.
Отдав ребенка священнику, кормилица спускается. Стоя на лестнице, монах берет малышку и передает ее кормилице. Под полом церкви большое пространство - в глубине горят свечи, на полу сидят дети разных возрастов.


2000г. Знакомый сделал мне абонемент в интернет-клуб, открытый международной организацией. Услуга за интернет платная, но намного дешевле, чем в интернет - кафе. Нужно самому "бронировать" компьютер, за которым можно сидеть час в неделю. Этот клуб хорош тем, что его обслуживает специалист, к которому можно подойти с вопросом. Там я познакомилась с возможностями интернета.

Рассматривая фотографии церквей, увидела развалины монастырского комплекса Воротнаванк (церковь на Воротане – арм.). В названии есть что-то щемящее, знакомое, но я его раньше не видела и ничего о нем не слышала.

Август 2003г. Мы едем в маршрутке - из душного Еревана сбегаем в прохладу гор. Подруга оставила своих дочек двойняшек 16-ти лет на моем попечении. Везу их к своим родичам в Сисиан. Это Анна – капризная, высокая девица и ее сестра Диана – более покладистая, низкого роста.

Сисиан – провинциальный городок в горах, там прохладно, в нем и округе есть много интересных мест. От Еревана до Сисиана около 220 км. Почти час едем до гор и все это время справа хорошо виден Арарат.
- Чем дальше от Еревана, тем лучше твое настроение, - замечает одна из девочек.
Въезжаем в необычайно красивые горы и я получаю удовольствие, глядя в окно.
- Смотрите налево, там исполины Елпина, - говорю девочкам, - жаль, что именно в этом месте дорогу сократили, есть считанные минуты, чтобы насладиться красными скалами, которые похожи на гигантские лица.

Дорога отремонтирована и теперь не так тяжело преодолевать подъемы и повороты горной дороги, как это было лет десять назад. В хорошей машине приятно сидеть и смотреть на серпантин, который змейкой бежит среди гор. Справа показалась река Арпа, она долго будет сопровождать нас в пути. Пейзажи меняются стремительно: половину пути еще ощущается жара и горы будто лысые - трава на них выгорела и деревьев мало. Вторая половина пути другая - с гор дует прохладный ветер, деревьев становится больше, холмы покрывают ковры из цветов.

По традиции маршрутка останавливается у придорожного кафе.
- Стоим 15 минут, раньше уедем, раньше доберемся, - говорит водитель.
Выходим, чтобы прогуляться и съесть пару бутербродов.

Дальше дорога жмется к скалам, вровень с ней, справа течет река Арпа. Вдруг трасса резко взмывает вверх. Вот и Воротанский перевал - высота около 2400 метров над уровнем моря. Проезжаем символичные ворота и маршрутка останавливается на пять минут у родника - это тоже традиция. Туман и моросит дождь. Девочки удивлены – после жары в Ереване трудно поверить, что в двух часах езды туман и дождь.

Теперь дорога идет на спуск, едем быстрее, на душе радостно – гораздо прохладней и легко дышится. Справа озеро. Подъезжаем к развилке и сворачиваем в сторону Сисиана. Дорога справа ведет к водопаду Шаки. От водопада до Сисиана всего 3 км.

В центре Сисиана выходим из маршрутки и идем к дому моего дяди.
- Что-то на город не похож, - замечает Анна.
- По сравнению с Ереваном здесь тихо, как в деревне, в основном одноэтажные и двухэтажные дома, но есть и пятиэтажки.

Тетя встречает нас с улыбкой и торопливо накрывает на стол.
За обедом обмениваемся новостями.
- К нам надолго? – интересуется тетя. – Есть конкретные планы?
- На три дня. Хорошо бы договориться с таксистом, чтобы отвез нас в монастырь Татев, к водопаду Шаки и еще куда-нибудь.
Договариваюсь с ее зятем, Арамом – он будет нас возить по окрестностям Сисиана.

В этот день гуляем по городу, идем в церковь. Церковь расположена на холме, видна практически с любого места городка и сохранила древнее название поселения – Сисаван, построена в седьмом веке. Есть предание, что жители, спасаясь от врага, вошли в церковь и закрылись в ней. Враги обложили церковь дровами, подожгли и ушли уверенные, что она сгорит вместе с жителями. Но церковь сделана из базальта - она лишь почернела от пожара, а жители спаслись.

Внутри церкви мы посмотрели микроминиатюры Эдуарда Казаряна, которые он подарил своему родному городу. Он создавал микроминиатюры в игольном ушке, в волосе, половинке рисового зерна. Их можно рассмотреть только под микроскопом.

Стоя возле церкви, получаем удовольствие от панорамы городка и окружающих гор. Река Воротан делит город пополам. Холмы вокруг песочного цвета – покрыты травой, выгоревшей под жаркими лучами солнца.

Утром встаю рано, выхожу во двор. Небо затянуто тучами, кажется, из густых серых туч вот-вот хлынет дождь.
- Всегда у вас так? - говорю удивленно тете.
- Ты не смотри на тучки. Через час тучки уйдут в горы.

Завтракаем и ждем Арама, надеясь, что потеплеет.

- Поедем по окрестностям, - прошу Арама, когда садимся в машину.

Едем не спеша, дорога идет в гору, потом выравнивается – едем по горному плато. Тучи висят и не собираются расходиться.
- Справа Зорац Карер (камни силы), также известен как Караундж, наш армянский "Стоунхендж", древняя обсерватория, - поясняет Арам, указывая на большие камни.
- Посмотрим на обратном пути.

Кругом холмы. На холмах камни заросшие мхом, которые кажутся остатками древних строений. Может быть, холмы скрывают остатки княжеских дворцов?
- Справа на холме Воротнаванк, - объясняет Арам и сворачивает к нему.
Стоит башенный кран, ведутся реставрационные работы.

Выходим из машины, накрапывает дождь. Подходим к главной церкви. На ней старая табличка: "монастырь Воротнаванк. Церковь св. Степаноса построена сюникской царицей Шахандухт в 1000 году." Входим, осматриваем, переходим в другую церковь св. Карапета - это купольное, крестообразное внутри строение с тремя алтарями. Эту церковь украшали фрески. На одном из сохранившихся фрагментов изображено звездное синее небо с ангелом в центре.
- Осторожно! – предупреждает Арам, указывая на плиту сдвинутую в полу. – Не упадите случайно, там потайная комната, в ней прятали от врагов церковную утварь и детей.
- Девочек увозили в гарем, а мальчиков в янычары, - уточняю я.

Выходим во двор. К обеим церквам пристроены фамильные усыпальницы, в которых похоронены местные князья. Осматриваем могилы - на них интересные рисунки и даты обозначены армянскими буквами, жаль, что я не знаю их значений. Во дворе стоит колонна - символ епископской власти. Воротнаванк играл важную роль в жизни маленького царства. В монастыре посвящали в сан монахов, венчались на царство князья.

Территория комплекса большая. От оборонительных стен сохранились лишь фрагменты. Внизу ущелье и течет река Воротан. Перевожу взгляд в сторону церквей. Все строения сделаны из базальта, они серые и сливаются с пейзажем - над горами висят свинцово-серые тучи.

Вдруг происходит чудо - ветер разгоняет тучи. Сначала из-за туч показались тонкие лучи солнца, потом солнце брызнуло на нас.
Оглядываюсь вокруг, смотрю на ущелье, ветер щекочет щеки. Кажется, будто кто-то взял меня за руку и шепчет:
- смотри внимательно вокруг, здесь всё твое.

Захотелось раскинуть руки и крикнуть:
- Шахандухт! Я вернулась!

Смотрю на монастырь и думаю: почему из огромного числа виденных мной исторических памятников у нас в Армении ни одно не произвело на меня такое сильное впечатление, как Воротнаванк? Почему этот монастырь вызвал такую бурю чувств и эмоций?

Что-то связано с генами или я здесь жила в прошлой жизни?