День рождения Тортиллы монопьеска для детей

Леонид Тучинский
            День рождения Тортиллы



пьеска для одной актрисы  и зала
с шутками, песенками и стишками































Действуют:


Тортилла – черепаха в годах, но очень бойкая и эксцентричная

Буратино               
Пудель Артемон
Лиса Алиса                «Куклы», точнее различные предметы                               
Кот Базильо                домашней утвари   
Карабас Барабас
Дуремар

Магнитофон
Зрительский зал
Всякие предметы. Убранство сцены. Музыка.






























                -1-
Тортилла (выходит, напевая на мотив «Кукурача» и пританцовывая, как это делают нынче)
                Я черепаха. Я черепаха,
                черепаха, ха-ха, бам.
                Не дам я маху, не дам я маху,
                никому его не дам.
               
                А мне сегодня, как раз сегодня,
                столько стукнуло годков,
                что я свободно, да-да, свободно
                то же стукну хоть кого.

(садится в кресло, в открытую включает магнитофон, слушает с мимикой и ужимками)
Хор лягушат:

У Тортиллы, у Тортиллы
День рожденья, день рожденья.
Ей от силы и до силы
Лет сто двадцать-тридцать пять.
Ах, как ми, ми-ми, ми-мило,
Ах, какое наслажденье
Черепа, па-па, па-паху
По-пре-пра, пру-поздравлять!
Тортилла, Тортилла, Тортилла,
Ты всем-всем-всем-всем угодила,
Что не угодила ты в суп черепаший!
Прими поздравления наши!

Тортилла:
Черепаха очень медлительна,
Потому что жизнь ее длительна.
Если спешить сто лет, то вполне
Оказаться можешь ты на Луне.
А мне ни к чему, ни к кому мне туда –
Нет ни капельки там моего пруда.
Пусть часы ваши тикают, такают.
Торопиться не буду, однако, я.
У меня этих самых минут –
 Пруд-пруди, целый пуд.
                -2-

    Ах, какие гадкие часики! Еще и года не прошло, а они уже целых три минуты отсчитали! Безобразие. Куда только милиция смотрит!     (задевает стул) Вот. Вы, наверное, подумали, что стул привинчен ножками к полу! Ничего под – обного… или над – обного? Не важно. Важно, что он падает. Только очень медленно. Вот увидите: через три недели он совсем упадет.
   А если стакан с молоком перевернуть – оп. Молоко прольется на пол. Видите: вы не видите, как оно льется. А почему? А потому, что льется оно в год по чайной ложке.
  У черепах все так. Вот и гости не торопятся. Они думают, что день рожденья у меня будет длинный-длинный. Лет этак десять - пятьдесят.
   Ене-бене-жаба-квакс!
   Что ж, почитаем пока поздравительные телеграммы – вон их сколько уже набралось. («Читает» тапочку или отрывной календарь, или носовой платочек).
  «Пожелать хочу куме: быть всегда в своем уме». Это от кума, Иванушки-дурака.
  «Будь здорова. Не сдавайся. Поскорее закругляйся. Колобок». Спасибо, спасибо, круглобокий.
  «День рожденья раз в году – все равно я не приду». Ну, и крокодил ты, Гена. Настоящий, прости господи, аллигатор.
   «Выше хвост и не болей. Айболит и Бармалей». Сладкая парочка.
  «Пришли мне красную тряпочку. Сошью тебе красную шапочку». От бабушки, конечно. Нет. Гляди-ка, от Волка.
  «Ну, Тортилла, ты ваа – ще! Поздравляю. Твой Кащей». Сопляк. Мальчишка. Всего 123 года, а уже бессмертным себя считает.
  «Нес  тебе горшочек меда. Отлизнул совсем немного. Отлизнул еще разок… Не  нести ж пустой горшок». Вини Пух и Все, Все, Все.
     Так – так. А вот и гости.

Дорогие мои гости,
Ваши зонтики и трости,
 поскорее в угол бросьте,
Ваши шапки, ваши шляпки
Тоже бросьте в уголок.
Долго ждать я не заставлю,
я сейчас вас всех представлю,
пред и после предоставлю,
вам ба-бу-большой пирог!
 
                -3-
   Знакомьтесь. Это Буратино. Умненький, благоразумненький, очень воспитанный шалопут. Если не давать ему три недели мороженое или поставить его в угол на 49 часов, то, может быть, он вымоет руки               
перед едой и даже скажет вам при встрече: «Привет, тетка! Чего глаза выпучила!»

«Буратино»:
Я не палка, не дубина,
не полено, не бревно,
Я – Бу – БУ – Бу – Буратино
Или Бу – Буратино.
Ну и ну! Ну и ну!
Я в воде не тону.
А в огне, а в огне
Я горю, только не
Не боюсь я огня –
Да, без – бис – бесстрашный я!

   Не бойтесь, не бойтесь! Это очень добрая собачка. Королевский пудель Артемон. Или, как ласково зовут его друзья, Артошка-картошка. Он ученый, он умеет лаять целый день и махать хвостом туда-сюда и оттуда до сюда. А если вы дадите ему косточку с мясом, он станет вашим другом навеки. Нет, не на веке (показывает), а навеки. В общем, до тех пор пока он грызет вашу косточку.

«Артемон»:
Тю-тю,тю-тю, тра-ля, ля-ля.
Я – пудель кар-кор-короля.
Я – королевский пудель,
И кудель – кудель – кудельки
 мои прелестно вьются.
Ну, где там мое блюдце?
А лучше миска каши,
Сосиска, простокваша?
И кость, но только с мясом.
Ах, как люблю всех вас я!
Тра-ля, ля-ля.

    Кис, кис, кис. Котик. Котинька. Хороший мой. Ах! Ах, ты такой – сякой! Всю лапу мне расцарапал. Нет, нет, он не кусается. Он только царапается. А когти у него ого-го-го. Что с него возьмешь. Тяжелое детство. Восьмой котенок у матери. А потом бродяга. По чердакам, по
                4
подвалам. Ну, кто научит его делать маникюр, педикюр! Никто. От такой мрачной жизни, хочешь – не хочешь, будешь царапаться.

«Базильо»
О, Базильо, матерый котяра.                -
Обитатели всех чердаков
Предо мною трепещут недаром,               
Потому что таков я каков!
Базильо, Базильо, Базильо!
Я мощный, как флота флотилия.
Я быстрый, как экс – эскадрилия,
Но я ненавижу насилия,
поскольку был бит я не раз
вуа – ля – с.               

   Лисонька Алисонька, душечка и кисонька. Как заберется она в курятник! Как начнет курам головы отворачивать! Другие куры только вокруг бегают, кудахчут: «И мне Алисонька! И мне!» А уж плутовка какая! Любого вокруг хвоста десять раз обведет, мозги запудрит, загеп…загуп… загипнотизирываерыет, оберет до нитки, да шмыг в кусты – и была такова.

«Лиса»:
Ах, Алиса! Ах, Алиса!
Бесподобная актриса!
Как сыграю черепаху –
Вы попрячетесь от страха.
Запою, как Карабас –
Убежите вы тотчас.
Все я изо-безо-бражу:
Рыбку даже, птичку даже.
Фьють-фьють; фьють-фьють.
Я звезда экрана теле,
От меня все обалдели,
И сидят к балде балда,
Потому что я – звезда!
Алоиса Лисапупкина!!

    Карабас Барабасович!Осторожненько,осторожненько. Не наступите на вашу бороду! Дети, это самый добрый Барабас на свете. Он очень любит маленьких детишек, мальчиков и девочек. И еще он очень любит плетку. Конечно, не том смысле, чтобы его пороли, а в том
                5
смысле, чтобы он сам порол своей любимой двадцатисемихвосткой всех этих гадких мальчишек и девчонок! Особенно мальчишек! И особенно девчонок! Пороть! Пороть! Всех! Всех! Чтобы все мальчишки, чтобы все девчонки помнили, какой он добрый и ласковый.
               
«Карабас-Барабас»:
 Я – Карабас, я – Барабас,
И у меня чудесный БАС,
Я играю в БАСкетбол,
Я в БАССсейне плаваю,
ОтдуБАСить вас могу
Я одною правою.
КолБАСа колБАСится,
Барабас дуБАСится.
Только раз стукну вас,
Стукну вас и вам труБА-С.
Вот какой я Карабас!

    И, наконец. Наш уважаемый, обо-жаемый, неподражаемый Дуремашечка. Друзей он просит называть его просто – Дуриком. Дурик ловит пиявочек, а потом продает их всем желающим и не желающим. Дурик и сам как пиявка – присосется к чужому кошельку – за уши не оторвешь. И к тому же он такой красавчик: волосики у него лысенькие, глазки точечкой, а вместо носа бородавка. Все пиявки нашего пруда влюблены в Дуремашечку – такой он душка, такой сустрепенчик, такая поганочка!

«Дуремар»:
                Если вам ночью приснился кошмар
Или весь день было гадко,
Значит поблизости был Дуремар,
Очень любимый и сладкий.
Дурему, Дуреми, Дуремашечка!
Будь ты птичка, зверюшка, букашечка –
Вот сидите в рядок вы на лавочке,
Мне плевать, мне нужны лишь пиявочки.
Пиявочки! Пиявочки! Пиявочки!
Красоточки мои, мои малявочки!
Пи-пи-пи, пи-пи-пи, пи-пиявочки!
Пи – я -  вочки!

                6
Тортилла:

                А сейчас вам открою, дети, я
Секрет моего долголетия.
Секрет очень прост, но суров и строг:               
Никогда не пеки в день рожденья пирог!

Да-да-да, денньрожденьческие пироги               
Самые страшные наши враги!
От них только жир, а при полноте
Панцирь становится мал в животе.

Пирог от меня отменяется –
                и в игры игра начинается.
 И вот достаю я шкатулочки из
Приз победителю, лучшему приз!

Золотой волшебный ключик –
Он блестит, как солнца лучик,
Он как звездочка в ночи,
Все другие ключи исключи.
Это ключик к приключенью,
Развлеченью и ученью.
Это ключик к чудесам!
                Убедиться можешь сам.               


   Ну, Буратино, умненький мой, благоразумненький, зачем тебе ключик?

«Буратино» :
  Как зачем? Это же ключик от автомобиля. Большого-пребольшого, красного-прекрасного, быстрого-пребыстрого. Я назову его «Папа Карло» или просто «ПапКа». Все мальчишки будут завидовать мне! Все девчонки будут просить покатать их. Но я покажу им длинный-длинный нос и помчусь вперед со скоростью 120 черепах в минуту. Я буду мчаться и мчаться, мчаться и мчаться, пока весь не примчусь…
«Тортилла»:
   В канаву?
«Буратино»:
   Не важно куда! Важно, что я там буду первым!

                7
«Тортилла»:
  Так, а тебе Артемоша, зачем ключик? Конуру запирать?
«Артемон»:
   Не надо. Не надо этих ваших дурацких хиханек-хаханек. Я – пуд-ель, а где-то даже пуд-березка и поумней буду всяких кошек-мышек-черепах. Этот ключик будет ключем от мясной лавки, где всегда много-много косточек с мясом. И я буду их грызть, грызть. Пока все
не перегрыжу. Ой, пока все не перегрызю. Нет, пока все не перегрызюперю – пери…Ну, в общем, ты меня поняла.               
«Тортилла»:
   Итак, примчались мы в канаву, перегрызли все-все косточки, а кот уже тут как тут, там как там. Базильо, что ты будешь делать с Золотым Ключиком? Открывать кошельки простофиль?
«Базильо» :
   Нет, нет, нет! Золотой Ключик будет для меня ключем к сердцу дорогой Алисы!
«Тортилла»:
    Ах, ты так любишь ее?
«Базильо»:
  Терпеть не могу! Ненавижу! А если и навижу, то вижу только на пальто дохлым воротником – там ей и место. А Золотым Ключиком я отомкну ее сердце, душу, чтобы знать заранее все ее обманки, хитринки, надувки, лжинки, ложки, ножи и вилки! Вау!
«Тортилла»:
   Что скажешь, Алисонька? Что ты откроешь волшебным ключиком?
«Алиса»:
   О! О! Я открою им дверь на сцену! Я стану поп звездой! Или, в крайнем случае, звездой поп! Я буду очень поп-пулярна! Мне будут громко аппопладировать! У меня будет тьма попклонников! (поет безголосо): «Ксюша, Ксюша, Ксюша – юбочка из плюша. Зина, Зина, Зина – кофточка из магазина».
«Тортилла»:
  Браво, Алиса! Браво! У тебя выдающийся голосок. Он сразу выдает, что надо тебе на рот повесить замочек и крепко-крепко запереть его Золотым Ключиком.
  А вот Дуре нашему мару ключик очень бы пригодился.
«Дуремар»:
  Да! С помощью ключика я отперу… отмакну… открою! Открою Аптеку. Я буду продавать чудо-лекарство! Пиявкин – форте! Простудился – пиявки, отравился – пиявки; ногу сломал – пиявки; горло болит – пиявки; в ухе стреляет – пиявки; в животе урчит – пиявки!
                8
«Тортилла»:
   Ого-го-го, Дуремашечка! К тебе будут ездить больные со всего света. «Полечи нас, дядюшка Дуремар, очень помереть охота».
   Ну, Карабас Барабасович, или Барабас Карабасович, что впрочем, одно и тоже, а вам-то зачем Золотой Ключик, у вас и так все есть?
«Карабас»:
    Ха-ха-ха-ха! Этим Золотым Ключиком я открою золотой сундук с золотыми монетами, который зарыт под золотым дубом, который растет на Золотом острове, который находится в Золотом океане, который нарисован на Золотой карте, которую прячет Золотой Джо, которого…
«Тортилла»:
  Погоди Карабас, который Барабас, который… тьфу. Сперва Ключик надо выиграть.
  Первой к столу приглашается команда чем-пионов и чем пи- розочек Котилио Базильо и Лиса Алиса! Играем в «Кому, Почему…» нет в «Что по чем»… нет, в «Постольку, поскольку». Короче, я               
верчусь волчком, бычком и зайчиком. Та-та-та-та. Тпру. Рука моя указывает на вопрос Коли Никольского с полуострова Кольского зимой очень скользкого. Тишина в зале. Всех удалю. Николяй Нидвораевич спрашивает: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» - что это такое?
«Базильо»: Думай, Алисонька, думай. Ты же в школе целых пол года училась.
«Алиса»: И ты думай, Базильо, мне одной думать скучно.
«Базильо»: А мне думать не надо. Я и без думанья знаю: это Олимпийские кольца!
«Алиса»: Ну, Базильо, знала, что ты дурак, да не знала, что сильно так. Олимпийских-то колец пять!
«Базильо»: А три я украл. Пять минус три будет два. Арифметику знать надо.
«Алиса»: Помолчи Базильо-Мазильо. Я знаю ответ. Два кольца – это две петли, которые свисают с виселицы. Два конца – нас двоих повесили. А посередине гвоздиком дощечку прибили: «Здесь висят лиса Алиса и кот Базильо, ужасные разбойники, двабойники и трибойники!»  Все. Я отгадала. Отдавай, Тортиллища-страшилище Золотой Ключик.
«Тортилла»:      Я отдам волшебный ключик
                только лучшему из лучших.
                За неправильный ответ
                Не отдам его я. Нет.

                9
  Что ж послушаем правильный ответ. Детки, «два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Что это такое?
ЗАЛ (с подсадкой): Ножницы.
Тортилла: Кот и Лиса выбывают из игры и со дня рожденья. Вы были вы выбыли. Хоп. (выбрасывает «лису» и «кота»).
               
                Кара – Бара, Дур и Мар,
                Ваш черед держать удар.
   С вами мы будем играть в игру «Кто хочет стать милиционером?» Ой, что я говорю! «Кто хочет стать мотоциклистом?» О – хо – хо. Совсем молоденькая еще, а память как у двухсотлетней черепахи! Вспомнила. Игра называется «Кто хочет стать пожарником?» А вопросик вот какой: «Сто одежек и все без застежек». Что это такое: «Неряха», «ряха», «Капуста» или «огурец»? Что скажешь, король пиявок?
«Дуремар»: Я рассуждаю логически. Капуста – зеленая, огурец – соленый, неряха – грязный. Мой ответ: ряха!
«Тортилла»: Нет, пиявочник, ответ неверный. А ты, борода что скажешь?
 «Карабас»: Я рассуждаю практически: ряха – зеленая, капуста – соленая, неряха – грязный. Мой ответ – огурец!
«Тортилла»: Никто из вас не угадал, может нам поможет зал?
«сто одежек и все без застежек?»
ЗАЛ (с подсадкой): Капуста.
«Дуремар»: Ах, чтоб тебе было, старая, пусто!
«Карабас»: Ух, чтоб тебе провалиться в болото!
Тортилла:  Вы проиграли. Ну, то-то же, то-то.               
                Я отдам волшебный ключик
                Только лучшему из лучших.
                За неправильный ответ
                Не отдам его я, нет.
   Карабас и Дуремар проиграли и я по-кидаю их с моего дня рожденья. (Выбрасывает их).
   Итак, осталась последняя команда. Супер чемпион Буратино и пуперрекордсмен Артемон!
   Играем в «Поле балбес!»  Да, все правильно «Поле балбес в стране этих… чудаков», мягко говоря.
   Вот я опять кручусь. Кручусь, кручусь до полного головокружения и… и спрашиваю: «Кто над нами вверх ногами?» Всего четыре маленькие, малюсенькие буковки… Артемоша, может быть, скажешь все слово сразу?
«Артемон»: Конечно! Конечно, я скажу все слово сразу: мясо.
                10
Тортилла: Ура! Артемоша, ты попал лапой в небо, облапошился то есть. Разве мясо может быть над нами, да еще вверх ногами?
 «Артемон»: Это, смотря какое мясо. Если на косточке, то оно все может.
Тортилла: Нет, нет, нет. Я кручусь опять и о шесть. Буратино, назови букву.
«Буратино»: И назову. Я назову букву «а».
Тортилла:  Молодец, Буратино! Есть такое слово в этой букве. То есть, есть такая буква в этом слове. Это последняя буква.
  Я опять кру-кру-кручусь. Букву, Буратино, скорее, а то у меня голова уже кру… Ну?
«Буратино»: А я больше никаких букв не знаю.
Тортилла: Ах, бедненький Буратино. Я совсем забыла, что ты продал свою Азбуку, чтобы купить билет в кукольный театр! Ай-я-яй, не видать тебе Золотого Ключика, как кончика своего длиннющего носа.                Артемон, твоя последняя попытка.
«Артемон»: Лампочка.                -
Тортилла:  Здрасьте, приехали!               
«Артемон»:  Добрый день. Во-первых, последняя буква «а», во-вторых, она над нами; в-третьих, она вверх этим самым, ну, чем, надо. Я выиграл! Я выиграл! Давай сюда, пожалуйста, Золотой Ключик, пока я тебя не цапнул.
Тортилла: Вы тыиграл? Нет, ты проиграл. Слушай, что ответит зал. Кто над нами вверх ногами?
ЗАЛ (с подсадкой):  Муха.
 Тортилла: Так, так, так. По правилам я должна отдать ключик залу. Но сегодня я играю не по правилам, а по левилам. Знаю, знаю, зачем вам волшебный Ключик.

Чтобы открыть буфет,
Где много-много конфет,
Чулан, где велосипед,
Компьютер, где интернет,
Папин кабинет,
Мамин туалет…
А еще чтобы
Поцарапать им паркет,
Опрокинуть табурет,
Съесть в обед пятьсот котлет…
Нет. Нет. И сто раз нет!


                11
Золотой волшебный Ключик
Нынче вряд ли кто получит.
Я его, на всякий случай,
Положу обратно. Вот.
Потому что через год
Я еще мудрее стану
И, когда его достану
Непременно, непременно
Что-нибудь произойдет.

   (звонит «телефон», звук самый неподходящий – например, она сама стучит «тук-тук-тук». Телефон это опять какой-нибудь предмет – щетка, утюг и т.п.)      
   Ох, ох, ох. Это, конечно, мой племянничек Гиппопотам. Хорошо, что он Гиппопотам, потому что, если он был бы Гипопотут, он занял бы сразу 14 стульев, а ведь другим тоже сидеть на чем-то надо.
  Алло! Здравствуй, племянничек, здравствуй. Ну, что ты, у меня полон дом гостей.
 Например?               
 Например, девочка Катя.
 Нет, не Катя, капризуля и ревушка, а Катя солнышко ясное.
Позвать? А что ты ей хочешь сказать?
 Ну, сейчас, сейчас.
 Детки! Выручайте. Есть здесь хоть одна Катя не капризуля и не ревушка.
 Катенька, скажи дяде Гиппопотаму: «Здравствуй. Как твой большой животик?»
 Что он сказал?
 Ну, да, ну, да, он у нас такой застенчивый.
 Алло! Почему только Катя? Ко мне пришел еще мальчик Вова.
Нет, не Вова озорник и проказник, а Вова солнышко ясное.
  Сейчас позову.
  Детки! Спасайте. Мальчик Вова не озорник и не проказник есть?
  Поговори, Вова с гиппопотамом.
  Спасибо.
  Алло! А еще? Еще ко мне пришли Таня, Ваня, Коля, Света, Саша…
  Нет, нет, нет! Хватит племянничек. Стрелки часов так мчатся по циферблату, что я еле успеваю за ними поспевать. А ведь нам еще хоровод деньрожденьческий водить надо.



                12
На Тортиллин день рожденья
В самом лучшем настроеньи
Мы пришли повеселиться,
посмеяться, поиграть.

Чтоб Тортилла не грустила,
Нас печеньем угостила,
Потому что черепахи
очень любят угощать.

Тортилла, Тортилла, Тортилла
Ты всем, всем, всем угодила,
Что не угодила ты в суп черепаший.
Прими поздравления наши.

Золотой волшебный Ключик –
Это просто Солнца лучик.
Он разгонит злые тучи
И подарит нам тепло.
-
Осветит он лес дремучий,
А потом, на всякий случай,
Улыбаться всех научит,
Чтобы было всем светло.

Тортилла, Тортилла, Тортилла
Ты всем, всем, всем угодила,
Что не угодила ты в суп черепаший.
Прими поздравления наши.

 
ВМЕСТО РЕМАРОК.

   Тортилла может быть по гриму любого возраста, но мне кажется, что наиболее комичен образ старушки – резвушки с прибабахами.
  На день рождения никто не пришел ( зал – допустимая условность), а, может быть и дня рождения –то нет.
   Тортилла играет в день рождения с «куклами», как дети играют в одиночку в дочки-матери, магазин, школу и т. д. С любыми предметами. «Куклы», думаю, не должны быть куклами. Это предметы обихода. Таз, утюг, швабра, сапог и т .п. – чем неожиданней, тем лучше. Единственное требование: различимость из зала.
  Тортилла разговаривает за них различными голосами (утрированно), как это, опять же, делают дети, играя.
  В монологах и диалогах «гостей» надо акцентировать внимание зала на соответствующем предмете. Брать в руки, выносить, выставлять на авансцене и т.п.
  Фонограмму  в открытую включает-выключает Тортилла. Просто она когда-то записала эти песенки и теперь использует их в игре.
    Впрочем, часть песенок и даже все может петь Тортилла вживую – как  удобнее.
   Учитывая сказанное, в спектакль можно вставлять любые кунштюки (мимические, пластические, гэги, танец, пародия и т.п.) в рамках характера Тортиллы – лишь бы было забавно. Это как раз касается и продолжительности спектакля.
   Если в финале зал подведет – никто не пойдет на сцену (кстати, это могут быть и взрослые – лишь бы составить хоровод) можно делать сбросы: «Катя ушла на музыкальные занятия. Вова ушел на тренировку» и т.п.