Была такая библиотека

Ирина Юлина
       По данным путеводителя      «Библиотеки Москвы» М. 2004 г.  в  Москве, тем не менее,  существуют  пять городских  библиотек имени М. Горького,три  библиотеки                Н. Островского и т.д.     И вот парадокс:  в Москве   не нашлось места для библиотеки     им. В.В.  Маяковского.
       А ведь на Таганке существовала не просто библиотека, а Государственная библиотека-музей В.В. Маяковского с читальным залом и библиографическим кабинетом.
       Из информационного листка, рассылаемого жителям района во время существования библиотеки, можно  узнать, что в фонде были  собраны прижизненные издания поэта, многие из которых стали библиографической редкостью (фото 1), издания произведений Маяковского на языках народов СССР и на иностранных языках. Здесь был собран громадный фонд газетных вырезок о поэте, опубликованных на различных языках, начиная с первого печатного отзыва о выступлениях поэта в 1912 году.
       Библиотека выписывала около 100 советских литературно-художественных, литературоведческих и общественно-политических периодических изданий на русском языке. Какая библиотека сегодня может похвастаться такими возможностями?
       Межбиблиотечный абонемент позволял иногородним читателям ознакомиться с произведениями Маяковского и монографиями о  его творчестве из дублетного фонда и давал  возможность читателям  через межбиблиотечный абонемент пользоваться   фондами других московских библиотек.  В каких библиотеках существует  сегодня эта система?
       Громадную и систематическую работу вел библиографический кабинет.     Здесь существовали  картотеки прижизненных и посмертных изданий Маяковского, публикаций о его произведениях, переводов на языки народов СССР и зарубежных стран. Это  позволяло вести консультационную работу по вопросам творчества Маяковского,   обслуживание библиотек, редакций, издательств, научных работников, литературоведов, лекторов, педагогов, учащихся высшей и средней школы и др. И все это было делом  пяти-шести сотрудников, которые в разные годы работали в библиотеке-музее.
        Абонементы и читательские билеты  сопровождались яркими  экслибрисами  библиотеки (фото 2) .  Передо мной абонемент на литературные среды (1959-1960 г.г.), кстати  сказать, бесплатный.  Видно, что в этот сезон были прочитаны лекции по творчеству Маяковского и литературные вечера посвященные поэтам:  Николаю Асееву,  Александру Блоку, Сергею Есенину, Владимиру Луговскому, Владимиру  Маяковскому.
        Молодой поэт Евгений Евтушенко любил посещать эту библиотеку и читать свои стихи (фото 3).  Читательницей библиотеки была школьница Белла Ахмадулина. Затем несколько позже 4 января 1963 года  состоялся   вечер поэтессы. Лев Шилов вспоминал: «… зал музея был настолько переполнен, что слушатели сидели  и на ступеньках, и на коленях друг у друга, вставали на цыпочки… только бы лучше видеть и слышать Беллу».   Читателями библиотеки были  и Ирина  Роднина,  и  многие писатели, литературоведы, актеры.
 30 мая 1964 года в Музее В.В. Маяковского прошел торжественный вечер, посвященный 75-летию А.А. Ахматовой, а в 1965 году Л. Шилов  в Комарове записал на магнитофон "Реквием" в авторском исполнении.
       У сотрудников библиотеки-музея были тесные контакты с Театром на Таганке, их всегда приглашали на премьеры  в театр.     В 1967 году Театр  на Таганке ставит  спектакль «Послушайте»,  художником стал сценограф Энар Стенберг. Для того, чтобы подчеркнуть  футуристическую направленность творчества поэта, были использованы в качестве элементов декораций кубики,  о которых рецензенты писали  как  о театральном открытии.  Журнал «Театр» отметил: «Спектакль строится на документах: выступлениях, Маяковского, записи дискуссий, строки рецензий о поэте. И, конечно,  стихи  - внутренний документ, позволяющий вести исследования глубоко на уровне души».   Как раз в  это время   В. Высоцкий в библиотеке изучал жизнь и творчество поэта, ему давали возможность  работать не в читальном зале, а в служебном помещении. 
        Репетициям предшествовало распоряжение Любимова: «6 ноября 1966 года – прослушивание записей голосов  поэтов – Маяковского,  Есенина, Пастернака, Сельвинского, чтеца Яхонтова и др. Явка обязательна». Это прослушивание не могло быть без участия фонотеки, которую вел в библиотеке-музее Лев Шилов.
       Государственная  библиотека-музей  В.В. Маяковского вызвала  большой интерес во время проведения фестиваля молодежи в 1957 году.  Так,  в читальном зале состоялась встреча с французским кинорежиссером  Шаброль и  французскими поэтами (фото 4). Проходили встречи  с нашими писателями и поэтами, а также с зарубежными писателями, например, Пабло  Нерудой,  Назымом  Хикметом и другими.
       В читальном зале в 1958 году был организован вечер, посвященный открытию памятника   поэту на площади Маяковского. Зал не смог вместить всех желающих присутствовать на этом мероприятии, слева в первом ряду виновник торжества  скульптор Кибальников (фото 5).
       Частым гостем библиотеки  был Лев Кассиль. Одна из встреч запечатлена  в служебном помещении библиотеки, так называемой  синей комнате - сидят   (слева направо): Г.М. Кишэ,      П.И. Лавут,  В.Ф. Сулимова, Л.А.  Кассиль, Л.В. Маяковская, И. М. Военная (фото 6).     В этой комнате Лев Шилов производил записи голосов поэтов  Б. Окуджавы, Д.Самойлова,  Е. Евтушенко и др. и создал великолепную фонотеку музея.
        И вот в 1972 году  Государственная  библиотека-музей  В.В. Маяковского закрыта. Окна комнаты поэта  уже просто занавешены бумагой. Уникальный  и знаковый кадр  сделал  В.А. Милюшенко:  Грета Михайловна Кишэ     «у ног поэта».  В правом углу  фотографии виден  фрагмент памятника  Маяковскому, который стоит  еще на своем месте (фото 7).
        Грета Михайловна Кишэ, проработавшая в библиотеке с 1952 по 1972 год, говорит: «Причин закрытия было несколько. У нас читал лекции о поэзии начала   XX века для сотрудников и аспирантов  Синявский. В  зале библиотеки   проходили выставки художников-авангардистов первой волны. В читальном зале можно было почитать в то время  опальную Анну Ахматову и Николая Гумилева, посмотреть комплекты журнала «Золотое руно». Константин Симонов и Илья Эренбург  дважды спасали музей от закрытия, но в этот раз не спасли».
         Грета Михайловна  продолжает:  «Это была совершенно уникальная библиотека-музей. Ее начали комплектовать еще до войны.  Харджиев и Тренин покупали у букинистов прижизненные издания Маяковского и  его друзей футуристов. Мне очень досадно, что этот фонд   публичной библиотеки хранится теперь где-то в недоступном для читателя месте. Сомневаюсь  даже,  цела ли  эта коллекция книг»? 
      Думаю, что уничтожение этого уникального культурного центра Таганки, связанного с мемориальным домом и памятником Маяковскому, сродни трагической гибели самого поэта.
    
                2008 г.               
   Фотографии:
      1. Экскурсию у стенда прижизненных изданий поэта проводит Г.М. Кишэ.
      2. Читательский билет и абонемент  с  экслибрисом библиотеки.               
      3. Поэт Е. Евтушенко читает стихи.
      4. Встреча с французскими поэтами  и режиссером во время фестиваля в 1957 году.
      5. Вечер в читальном зале в 1958 году, посвященный открытию памятника                В.В. Маяковскому на площади Маяковского.
      6. В служебном помещении – синей комнате. 
      7.  Музей закрыт, 1972 год.