Авеню - этимология

Сергей Колибаба
Асфальт – стекло.
Иду и звеню.
Леса и травинки сбриты.
На север с юга идут АВЕНЮ,
с запада на восток – стриты.

Но кепченку не сдерну с виска.
У советских собственная гордость:
на буржуев смотрим свысока.
В. Маяковский. Бродвей.


Пути сообщений между отдельными населенными пунктами, городами, районами, всегда были связаны с торговлей, дорога, это обустроенное пространство для беспрепятственного передвижения людей, грузов и ИДЕЙ, наличие сети обустроенных дорог  всегда ведет к развитию государства. Термин AVENUE  этимологи возводят к 1600 году и в тоже время вкладывают в него смысл «широкая улица, обсаженная деревьями», что очевидная бессмыслица, т. к. средневековые города имели очень плотную застройку, места для «проспектов обсаженных деревьями»  – не было.

 На плане Лондона 1593 года знаком «дерево» обозначены некоторые участки по окраинам города (сады), но в самом городе, очевидно, не было деревьев, или было очень незначительное количество, узкие улицы средневекового города не обсаживали деревьями. На панорамных гравюрах Лондона XVI-XVIII вв. в черте города на северном берегу Темзы также не отмечено деревьев, есть группы деревьев на южном береге реки, они примыкают к домам и с «обсаженной деревьями дороге» не имеют никакой связи. 
То же и в отношении Парижа XVI-XVIII вв. в пределах крепостной стены в старой части города практически нет деревьев, незначительные группы искусственно высаженных  деревьев вдоль дороги  в одном случае. Вид деревьев у Триумфальной арки на гравюре 1844 года, скорее всего, напоминает ЛЕС вокруг неё, а не ряды деревьев вдоль дорог. Надо отметить, что изученные гравюры выполнены на высочайшем художественном уровне, в них прорисованы детали костюмов людей, колодцев, домов, в сущности это своеобразный ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ снимок того времени, и нет оснований этим планам и гравюрам не верить. Современный внешний облик европейских городов сформировался в XIX веке, многие города в этот период были расширены и перестроены, появились ШИРОКИЕ улицы, ПРОСПЕКТЫ и АВЕНЮ, которые мостились КАМНЕМ, старая часть городов с узкими улицами, как правило, сохранялась в неприкосновенности.

Таким образом, истолкование термина AVENUE, как «широкая улица, обсаженная деревьями» - интерпретация второй половины  XIX века, и собственно к термину 1600 года отношения не имеет; старый смысл понятия АВЕНЮ, очевидно, был утерян, мы попытаемся его восстановить, а для этого необходимо рассмотреть, хотя бы кратко, историю строительства дорог.

Остатки римской дороги II-III вв. археологи (9 TV канал) недавно обнаружили неподалёку от Иерусалима, дорога была выложена хорошо подогнанными КАМЕННЫМИ плитами, которые ограничивались бордюрными камнями, и имела в ширину 8 метров, плиты - стерты, что говорит об интенсивном движении. Интересный факт - современная дорога была проложена прямо по римской дороге; евреи, очевидно, были знакомы с римскими дорогами раньше молодых европейских народов, возможно термин АВЕНЮ имеет связь с ивритом, что мы и попытаемся установить в этой работе.

1) Существующая этимология
а) Википедия, авеню
Корень – авеню.
Значение - широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах).
Этимология -  происходит от старофр. avenue, женского причастия прош. вр. от avenir «подходить», из лат. adven;re, от ad + ven;re.

б) Onlain Etymology dictionary (перевод Гул)
AVENUE
«c.1600, "способ подхода" (первоначально военного слова), от французского Ближнем проспект "путь доступа", от старого французского проспекта "акт приближается, прибытие, « существительное использованием метода конечных элементов. из Авеню, причастие прошедшего времени Avenir ", чтобы прийти в себя, прибыть", от латинского advenire ", чтобы прийти в себя, « из AD- "до" (см. AD) + судебный приказ о сформировании состава присяжных «вступить» (см. места). Значение перешли на "способ подхода к загородном доме", обычно граничит с деревьями, а значит, «широкий, усаженный деревьями дороги" (1650), а затем в "широкий, Главная улица" (к 1846, особенно в США)». 

2) Дорожная история
а) Римские дороги
В Европе первыми строителями разветвленной дорожной сети были римляне, в целях поддержания порядка в огромной Римской империи требовались хорошо обустроенные пути для быстрого передвижения войск и перевозки различных грузов.  Используя на строительстве дешевую рабочую силу: солдат, рабов и каторжников, за 500  лет римляне построили 75000 км дорог. Особенностью римской дороги (ряд участков сохранился до нашего времени) была единая технология - слоистая структура; внизу крупный КАМЕНЬ, затем щебень, галька с кулак, галька – с грецкий орех, верхний слой состоял из мелкой гальки смешанной с песком, некоторые участки мостились КАМНЕМ. Чтобы дорога не разрушалась, по её краям укладывался бордюрный камень, и делали скат к обочинам для стока воды, при всех изменениях в технологии строительства (применяли растворы глины и цемент с 150 г. до н.э. как вяжущий материал) основным опорным (краеугольным) материалом в дорожном полотне всегда был – КАМЕНЬ.

б) Дороги в средневековой Европе
После распада Римской империи в 476 г. дорожная система на большей части Европы  пришла в упадок, только в Византии поддерживали дорожное хозяйство и строили новые пути.  Натуральное хозяйство раннесредневековых государств производило все необходимое в пределах феодального поместья, торговые отношения были сведены к минимуму, передвигались в основном вдоль рек по тропам (натоптанный путь) или по рекам. Возрождение магистральных путей началось с ростом городов в XII-XIV вв., в первую очередь это касалось мостов, во Франции в XI веке было создано «Мостовое братство», сооружение мостов выделило главные трассы, которые также начали обустраивать.
Однако дорожное строительство велось очень медленно, в «проезжем» состоянии поддерживались дороги вокруг крупных населенных пунктов и на главных транспортных магистралях, обычно в дорожное полотно укладывалась древесина (бревна), ветки и сверху присыпали песком и галькой, через несколько лет такие дороги приходили в негодное состояние и операция повторялась. Тропы-дороги были узкими (1-2 метра шириной), часто зарастали или размывались, путешественники передвигались в основном верхом, а грузы перевозили вьюками; хаос, разбой, грабежи и поборы феодалов (владельцев земель) делали передвижение по торговым или личным делам опасным. Всё это привело к тому, что центральные власти стали уделять внимание обустройству путей сообщения, в XIII веке в Англии был издан закон, требующий расчистки от деревьев проезжей части на 63 метра, местных феодалов заставляли следить за состоянием дорог и мостов, а население обложили дорожными налогами. 

в) Дороги Нового времени
В XVI веке в связи с развитием капиталистических отношений чрезвычайно возросли торговые перевозки, изменилось отношения государства к строительству и ремонту дорог, стали возникать компании по строительству дорог. Французские инженеры отыскали и изучили старые римские пути и начали строить новые дороги по римскому образцу, где в основе дорожного полотна был КАМЕНЬ, правда, как утверждают историки, строительство было более низким  по качеству. 
В XIX веке стали отказываться от массивного и дорогого каменного основания  и начали закладывать в основание дорожного полотна ЩЕБЕНЬ (тоже камень, но мелкий, массой до 170 гр.). В  период XVIII-XIX веков в связи увеличением грузопотока и обустройством  городов в развитых государствах (Англия, Франция, Германия), ГЛАВНЫЕ дороги стали РАСШИРЯТЬ и обустраивать - одевать в КАМЕННЫЕ «одежды». Покрытие проезжей части мостилось необработанным и обработанным камнем, в отличие от дорог проселочных, второстепенных и ГРУНТОВЫХ, тогда и  распространился термин AVENUE имеющий основное значение по утверждению этимологов – проспект, широкая, основная дорога. 

Итак, мы выделили основной элемент дороги, начиная с римского времени это – КАМЕНЬ, каменное покрытие являлось основной характеристикой  ГЛАВНОЙ и ЛУЧШЕЙ дороги XVIII- XIX вв.; осталось найти «КАМЕННОЕ» основание в языке иврит и сравнить французский и еврейский термины. 

3) Этимология иврита
AVENUE = ивр. ЭВЕН камень; АВНИ каменный; если прочитать все знаки = АВЕНИИ; т.е. каменное покрытие дороги или каменное основание дорожного покрытия.   

Образы Библии
Термин ЭВЕН (камень) употребляется в Библии 173 раза, приведем некоторые примеры:

- Господь отвечает Иову, Иов 38:6: «На чем утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень (ЭВЕН) её (Земли);
 
- Исаия 62:10: «Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни (ЭВЕН), поднимите знамя для народов!»;

- Иеремия 51:26: «И не возьмут из тебя камня (ЭВЕН) для углов, и камня (ЭВЕН) для основания, но вечно будешь запустением, говорит Господь».

Таким образом, «французский» термин AVENUE означает КАМЕННОЕ покрытие дороги,  совпадение термина с ОБРАЗАМИ и терминологией иудаизма указывает, что первые строители АВЕНЮ были хорошо знакомы с оригинальными (еврейскими) текстами Библии.