Алё! почём сегодня таланты?

Виктор Панько
АЛЁ! ПОЧЁМ СЕГОДНЯ ТАЛАНТЫ?

               

    Павел Николаевич, музыкальный руководитель, или, вернее сказать - воспитатель- сельского детского сада, это знает в нашем селе каждый его житель, с самого раннего детства любит музыку, песенный фольклор и всю свою жизнь занят поисками родственных ему по этому увлечению людей.
Возможно, делает он это в память о своей безвременно ушедшей из жизни матери - Лидии Фоминичны, женщины добросердечной и доброжелательной, известной в своё время певуньи, знавшей множество украинских народных песен. Скорее всего, так оно и есть.
Ну, а если добавить, что эта его любовь подпитывалась ещё и искренним интересом к разным вокально-инструментальным тонкостям, который он развивал во время своей учёбы в Сорокском культпросветучилище, овладевая теоретическими познаниями в области бемолей, диезов и других премудростей нотной грамоты, да ещё и владением разными музыкальными инструментами, то вы можете себе представить мысленный портрет этого человека, способного музыканта и влюблённого в своё дело педагога.
    Может быть, вам покажется, что я чересчур сгустил краски, нарисовав этот радужный портрет, но в таком случае я вынужден буду сделать вывод о том, извините, что вы, вероятно, понятия не имеете, какие у нас в Дануле были когда-то музыканты, какое чувство возникало у человека, даже весьма далёкого от музыки, когда духовой оркестр врежет на свадьбе марш "Прощание Славянки" или вальс "Амурские волны", или "Булгэряску", или молдавскую "Сырбу" или давно уже забытую "Молдовеняску", которую кое-кто не прочь бы переименовать сегодня в "Ромыняску".
    Эге-ге! Не слышали вы эту музыку оркестра пусть под управлением Георгия Панько или Гавриила Нагорняка, известного по более привычному имени "Гавруша", или Ефимия Деревянского. Когда всё у тебя внутри дрожит от вибрации, и это - не вибрация физического воздействия звуковых волн, а вибрации сильного глубокого чувства и восприимчивой человеческой души. А если вам ничего не говорят эти перечисленные мною фамилии, то - пусть. Но вы должны знать, что в нашем Дануле каждый второй человек - талантлив в какой-либо сфере, а если я переборщил в этом своём умозаключении, то - тоже пусть. Но тогда вы не уклоняйтесь, как поступают некоторые, от службы в нашей Национальной армии, а идите служить в Бельцкую бригаду инфантерии, и тогда вы узнаете, что представляет собой военный духовой оркестр под управлением Ивана Петровича Урсу, нашего земляка. Кстати, он, Иван Петрович, как и Ефимий Иванович Деревянский, окончил консерваторию в Кишинёве, а без любви к музыке, согласитесь, сделать это уж никак не возможно.
    А если и это не убедит вас в том, что наш Данул - это настоящий кладезь талантов, то добавлю, если вам так хочется, что наш земляк Олег Цыбулько недавно занял на престижном Международном конкурсе имени Глинки в Москве как оперный певец третье место из более ста участников и стал Лауреатом этого конкурса!
Ну, как?
А наша землячка Мария Букатарь в той же самой Москве успешно гастролирует в ансамбле "Пропаганда".
А наш земляк, совсем, впрочем, молодой, Сергей Бабуч руководит в Киеве Топ-оркестром из 20 музыкантов и побывал с ними с концертами аж в самом Китае!
Что?Ага?!
   И вот, разве можете вы себе представить, что таких необыкновенно высоких результатов в своей творческой деятельности эти талантливые люди смогли бы добиться просто сами по себе, так сказать, "индивидуально", без поддержки, пусть самой микроскопической и пусть даже только в виде слов одобрения или похвалы соседей, восхищённых родственников, и даже - кумовьёв, которые в наших местах пользуются ещё до сих пор существенным уважением и почётом? Я думаю, что - нет, не смогли бы. Потому что, как сказал один известный в прошлом и усердно замалчиваемый в настоящее время философ, говоря о свободе творчества, утверждал, что "жить в обществе и быть свободным от общества невозможно". Или что-то в этом роде. И, как ни замалчивай эту мысль, а он, оказывается, прав! Потому что музыкант нуждается, во-первых, в учителе-наставнике, одном или нескольких, а, во-вторых, - в слушателе, одном или множестве, хоть пусть будет их полный стадион. А если этих "во-первых" и "во-вторых" не будет, то и любой талант завянет, как вянут срезанные розы в цветочном магазине под названием "Живые цветы", хоть поливай их, хоть опрыскивай, хоть называй их как хочешь.
    Да-а-а...
    Талант без внимательного и бережного к нему отношения окружающих, без наблюдения за ним, без поддержки и восхищения им, особенно в годы детства, когда он у человека, способного к творчеству, развивается бурно, без этого он так и останется в зачаточном состоянии, увянет, атрофируется и исчезнет, как пить дать.
    Мне очень нравится одна притча, не помню, где я её услышал или вычитал. В ней говорится, что однажды Господь и святой Пётр решили обозреть состояние дел на Земле и пролетали вдвоём над Землёй над разными городами, сёлами, деревнями и хуторами. Наподобие инспекторской проверки. Летят они, значит, над одним южным городом и видят в центре города большой базар. Господь Бог и говорит:
   - Мэй, Петре, ты видишь вон того человека, что торгует у бутика рядом с большой кучей арбузов?
   - Да, вижу!
   - Так вот знай, что этот человек - самый выдающийся на Земле военачальник. Если бы он захотел, то он мог бы победить любых врагов и стать властелином всего мира, такие у него большие способности!
    - О-го-го! Сильно! Такой он талантливый? Так почему же, Господи, он торгует арбузами в этом маленьком захудалом городишке?
    - А-а-а, Петрикэ, ведь он-то не знает, на что он способен, поэтому и торгует!
    Такая, вот, замечательная притча...
    Как было бы хорошо, если бы каждый человек знал свои способности, да и встречал бы на своём жизненном пути таких людей, которые могли бы помочь ему обратить на эти способности его внимание! Встречал бы таких, как музыкальный руководитель детского сада Павел Николаевич Мотря, который десятилетиями стремится определять и развивать способности каждого маленького человечка, следит за его ростом и успехами, закупает за свой счёт для этого где-то какие-то видеозаписи, организует какие-то утренники и концерты. И делает это не по той причине, что получает за свою работу, скажем прямо, заработную плату, которая значительно ниже официально определённого в стране прожиточного минимума, но по той причине, что работа эта ему нравится, и что в неё он, как говорится, "вкладывает всю душу".
   И вот тут самое время ввести в наше повествование образ кума.
   "Ну и при чём же тут кум?"- спросите вы.
   Правильный вопрос. Поговорим и о куме, но не так сразу. Без некоторых комментариев так просто к этой личности не подступиться.
    Во-первых, хочу заметить, что мне ни в коем случае не хотелось бы называть его имени.Это было бы оскорблением его, кума, суверенного права иметь собственное мнение по любому вопросу и по любому поводу. Потому что у нас право на защиту собственного мнения священно и неприкосновенно, как, скажем, например, право собственности на награбленную частную собственность, право, охраняемое законом переходного периода к истинному либерализму и потрясающей демократии. Ведь охраняют же сотни государственных полицейских марши унионистов, настаивающих на своем праве утвердить всех нас в своём суверенном мнении о том, что нашу родную многострадальную страну, которую наши бессмертные поэты сравнивают с кусочком рая на Земле ("гурэ де рай") надо превратить в маленькую провинцию другой страны, побольше. Такое, вот, у них мнение. И оно охраняется законом о мнениях. Потому что унионисты - тоже люди, а свобода слова - одна из главнейших свобод демократии и одно из требований европейских стандартов. Ясно, что это - стандартов явно не африканских и остаётся уточнить, не двойных ли этих самых стандартов? Но это - пустяки. Правда, сотни и тысячи государственных полицейских куда-то мигом поисчезали из поля зрения общественности и никто из них даже пальчиком не пошевелил, узнав о том, что был закрыт "свободный" телевизионный канал "НИТ". Как говорят в народе: "При чём тут полиция, як порося гримом вбило?". Что имеет общего полиция со свободой слова? Тем более, что, как уже было сказано, жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Государственные люди выполняют государственные приказы. Сказано - защитить унионистов - защитили. Не сказано защитить "НИТ" - не защитили.
    "А при чём же тут кум?" - спросите вы.
Тем более - в такой нежной и чуткой атмосфере, далёкой от идей унионизма, как музыкальное воспитание ребятишек. И почему при таком размахе и распространении свободы слова автору не хочется упоминать имя этого самого кума?
    Не спешите. Дело вот в чём. Сначала я задам вам вопрос.
Почему в последние лет двадцать мы ничего, говоря о талантливых людях, не слышим о таком талантливом человеке, как писатель Алексей Максимович Горький? А ведь он оставил, не имея ни одного класса начального, среднего или высшего образования, как считалось раньше, глубокий след в мировой литературе, стал признанным академиком. Его именем даже назван самый главный институт, обучающий литературному мастерству талантливых писателей - Московский литературный институт имени Горького. Почему бы это вдруг ничего о нём уже столько лет не слышно? Вряд ли вы знаете.
А у меня вот позавчера ночью возникла догадка.Такое, знаете, прозрение. Потому, подумал я, что в условиях рыночной экономики происходят своеобразные вещи, не всегда укладывающиеся в рамки здравого смысла, порядочности и честности. Ещё Анахарсис, древнегреческий философ, происходивший из скифов, родом откуда-то из наших мест, ещё за 400 лет до нашей эры сказал:
"Рынок - это место, специально предназначенное для того, чтобы люди обманывали и обкрадывали друг друга". А мы, как известно, всеми фибрами каких-то душ стремимся, как мы все знаем, к рыночной экономике, то есть - к рынку.И для чего, вы думаете, мы к этому рынку стремимся? Читайте Анахарсиса.
    В условиях рыночной экономики и широкой  однобокой демократии, предполагающей неограниченную свободу для владельцев долларов, ЕВРО и леев во всех областях нашей жизни, как-то неудобно упоминать такие произведения Горького, как "Город желтого дьявола" и " Песня о Буревестнике". По-видимому, жёлтый дьявол уже превратился в жёлтого бога, а о Буре пока ничего не слышно и в скором времени, как будто бы не предвидится, так что и Буревестник устарел, да и сам Горький вместе с этой нехорошей птицей, считает кое-кто, забывая о том, что, как утверждает Священное Писание, "пути Господни неисповедимы".
    И вот как раз к теме жёлтого дьявола, то есть к теме денег в нашей жизни и приближаемся мы постепенно, рассказывая об этом самом куме. Потому что этот кум, благодаря своему священному праву на свободомыслие, считает, во-первых, что у нас сегодня всё продаётся и всё - покупается. С этой мыслью, как ни крути, приходится, скрепя сердце, согласиться и нам.
Куда денешься от правды, которую ещё иначе называют истиной?
Во-вторых, он, исходя из первого тезиса, ситает, что нет теперь в нашей жизни такого человека, который способен сделать что-либо для блага своего ближнего бескорыстно и бесплатно, а также - по велению души и сердца из элементарных соображений доброжелательности, искренности, порядочности и сочувствия.
    Но вот тут-то кум и дал маху! Да такого маху, что и имени его упоминать не хочется! Слава Богу, что у Павла Николаевича - море кумовьёв и разных ближних и дальних родственников, и тот кум, я думаю, конечно, затеряется в таком их большом количестве.
    Если честно сказать, я даже и сам не уверен, приходится эта личность Павлу Николаевичу кумом, соседом или обыкновенным простым односельчанином. Если я ошибся, то пусть бы меня все его кумовья простили за эту незначительную ошибку. Но вы же знаете, что литературное произведение немного отличается от реальной жизни и поэтому предполагает некую долю фантазии. А мне как раз по литературным соображениям очень удобно считать этого типа, о котором идет речь, именно кумом, а не нанашком, фином, сватом, братом или племянником. Почему - узнаете немного позже.
И вообще, я хотел было назвать это своё произведение "Рассказ о том, как поссорился Павел Николаевич со своим кумом", но затем своевременно вспомнил, что подобная повесть уже была написана на эту тему автором, значительно более талантливым, чем ваш покорный слуга и , вздохнув, отказался от этого намерения. Но отказаться от слова "кум" так и не смог. Простите великодушно, пожалуста!
   А то, что герои нашего повествования поссорились, это точно.
   Дело было вот как.
   В один из прекрасных летних дней (описание природы опустим в целях экономии времени и бумаги) этот самый "кум" (или не-кум?) привёл в детский сад свою маленькую дочурку, которая (если он - кум) оказалась автоматически и крестной дочерью музыкального руководителя Павла Николаевича. Но дело было не столько в этом факте, а скорее всего в том, что у неё, у этой девочки, обнаружились блестящие музыкальные способности: отличный слух, превосходная память и звонкий серебряный голосочек. Именно по этой второй, а совсем не по первой причине стал Павел Николаевич уделять этому ребёнку повышенное внимание. Это было ему интересно, любопытно, и делал он это так, как поступал со многими другими детьми многие годы, не претендуя ни на какие гонорары, дополнительную оплату или нечто другое подобное. Просто, как уже упоминалось, ему нравилось помогать раскрываться юному, как теперь модно говорить, "дарованию". Хотя, чем это может кончиться, он и не предполагал, да и предположить не мог. Давал ребёнку индивидуальные задания, приучал к поведению на сцене, работал над постановкой голоса, развивал слух и т.п..
    Стала девочка выступать. Сначала - с другими детьми. Потом - отдельно. Сначала в садике.Потом - перед учашимися лицея на совместных мероприятиях и праздниках. Потом - перед родителями. Затем - даже на каком-то районном празднике или фестивале.
Были аплодисменты, сопровождаюшие, как это бывает в подобных случаях, успех.
    Пока не произошел этот самый конфликт, который можно в этом рассказе расценивать, как кому нравится: или кульминацией, или развязкой, или и тем, и другим вместе.
    Собрались однажды утром несколько человек, кумовья и соседи, на сенокос, помогать друг другу в заготовке корма на зиму скотине. Так в селе бывает. Совместная работа более эффективна в этом виде крестьянской деятельности.
    Косили значит, косили. Закончили косить и сели отдохнуть.Закусили. Кое-кто и выпил. (Может, и не все, но "кум" -точно). И вот то ли под воздействием паров, то ли от усталости, то ли по каким другим причинам, но "кум" зациклился на одной идее-фикс.
     - А скажи-ка, Павел Николаевич, - спросил он, икая,- скажи, что ты имеешь с музыкального таланта моей дочери?
    У Павла этот вопрос сначала не вызвал особых эмоций.
    - Ничего не имею. Что я могу иметь?
    - А вот я - не верю,- упёрся кум.- Не верю - и всё! Она у меня - способная! И может быть артисткой. А артистам платят деньги. И тебе тоже, наверно, платят деньги за эти концерты. Признавайся!
    -Да ничего мне не платят! Я за свою работу зарплату получаю, да ещё и не такую большую.
    - Да не верю я! - распалялся "кум".- Моя дочь - талант! Где такую, как она, найдёшь? А вам нужно, чтобы кто-то на утренниках выступал, на концертах. Значит - выгодно. А где выгодно - там деньги, это - всем известно! Ты что-то от меня скрываешь!
    -Да не скрываю я! Просто хочу помочь фине. Да и денег у тебя, кум, за дополнительные занятия никогда не просил, мне и в голову это не приходило! Своё личное время трачу. Заметь - бескорыстно. Помочь ей хочу...
    - Смотри ты! "Бескорыстно"! Где теперь найдёшь бескорыстного человека? Что ты мне мозги пудришь, что я тебе - пацан? Признавайся!
    От неожиданных беспочвенных и диких обвинений у Павла перехватило дыхание, обида подступала из груди к пересохшему горлу горьковатым, видно, от желчи, комом.
Он смотрел на кума широко открытыми глазами, не понимая, шутит тот или всерьёз выдвигает эти абсурдные обвинения, затем увидел повышенный интерес к этому разговору всех присутствующих, понял, что комок застрял в горле, резко встал, взял косу и ушёл домой, не попрощавшись.

     ... На следующее утро Павел Николаевич увидел кума. Тот выглядел трезвым и, видимо, не помня вчерашнего инцидента, махнул Павлу рукой:
    -Привет, кум!
    Павел промолчал.
    - Привет, говорю!
    Надо было что-то ответить.
    И он ответил:
    - Вы знаете, куме, коли я бачу вас, мени хочется урацати!*

_____________________
*(Укр.)Вы знаете, кум, когда я вас вижу - мне хочется рыгать!