Подача крюком

Виктор Панько
                ПОДАЧА КРЮКОМ

               

    Учитель физики Евгений Петрович – несгибаемый оптимист экстравертивного типа, мужчина лет пятидесяти, среднего роста со стального цвета глазами, в которых так и искрится некоторое ехидство, но этот блеск можно расценить также и как доброжелательную улыбку.
    До всего ему есть интерес, и всегда у него готов к вам какой-нибудь вопрос: «Ну, как сегодня настроение?» или
«Что нового в Вашем здоровье?». Здороваясь с людьми своего возраста, он всегда представляется шутливо: «Дядя Женя».
    Те, кто его хорошо знает, могли бы с уверенностью сказать, что Евгений Петрович – многосторонне талантливый человек и интересная личность. И это действительно так: он любит физику и шахматы, играет на гитаре и на трубе, интересуется баскетболом, футболом и многими другими, неведомыми нам вещами.
    А также – волейболом. По этой и другим спортивным дисциплинам он когда-то защищал честь физико-математического факультета и даже всего Бельцкого пединститута на республиканских соревнованиях среди вузов. И, по всем признакам, я думаю, защищал успешно, коль, помнит до сих пор подачу крюком. Но об этом – наш рассказ впереди.
    Было это лет десять назад, и как раз об этой самой подаче крюком стоит вам рассказать до самых тонкостей, тогда вы и познакомитесь, с этим потрясающим воображение методом педагогического воздействия.

                ***
     Прекрасное время года – весна. Солнце греет, птички чирикают, школьники резвятся, травка зеленеет, небо голубеет и так далее… Конечно, это все – так. Но, если посмотреть глубже, то найдется какая-то причина для задумчивости, хоть ты и несгибаемый оптимист. Да-а-а…
Что-то беспокоит Евгения Петровича. И, видать, не на шутку, раз здоровается без «Дядя Женя».
    - И что мне с ними делать?- думает он. - Вроде бы серьезных оснований для беспокойства и нет, все идет нормально, не хуже, чем в других классах, но не нравится мне эта тенденция. Девятиклассники, вроде пора им выбираться из подросткового возраста, и как будто все это происходит в рамках допустимого, но – нет, не нравится мне тенденция. Ребята стали опаздывать на первые уроки. Причина ясная: лень-матушка. Андрея встретил вчера с сигаретой. Увидел меня – спрятал. Сегодня пока спрятал. А завтра? Некоторые стали прикладываться к пиву. Сегодня – к пиву…. Подтянуться на турнике десять раз – для многих проблема, где уж там говорить о том, чтобы «крутить солнце»! Надо что-то делать. Но – что? Что?
                ***
   Классное собрание.
   - И вот вам итоги минувшей недели. Можно считать – средненькие. Так посмотреть – вы могли бы показать себя значительно лучше. Но – не хотите. Лень. И – апатия. И – другие интересы возникают…. Я не буду говорить о вреде курения, а тем более – пьянства, и, тем более, – в юном возрасте. Вы можете воспринять это как нотации или нравоучения. Но я много думал на эту тему и решил, что пора этим лентяйским привычкам положить конец. Вы не цените свое здоровье и не укрепляете его как раз теперь, когда оно очень сильно нуждается в этом укреплении. Вас захлестнула гиподинамия, ваш мозг еле-еле соображает, потому что кровь в нем пульсирует слабо, ваше сердце не укреплено физическими упражнениями, ваши легкие опоганены дымом сигарет, и  некоторые из вас выглядят по своей осанке, походке и энергичности старше по возрасту, чем я – ваш учитель, которому исполнилось 49 лет (тогда было 49). А вам – 16. Шестнадцать!
Вы знаете, что я к вам хорошо отношусь. Дай Бог, чтобы вы так относились к физике, как я – к вам. Так вот, именно потому я не намерен дальше терпеть такое положение дел! (Совсем не случайно в конце предыдущего предложения поставлен восклицательный знак! «Не намерен терпеть!». Может, Евгений Петрович при этих словах даже стукнул кулаком по столу!?).
     С сегодняшнего дня мы с вами начинаем новую жизнь. И вы увидите разницу между прошлым и будущим. И вы убедитесь, что разница эта – существенная, и я даже могу сказать – большая. Я думаю, что вам это будет интересно, и даже очень интересно. Потому что я предлагаю вам пари. На спор.
    А пари такое. Вы выбираете из всего класса шесть самых сильных ребят (девушки не участвуют) и создаете классную волейбольную команду. Видели, как играют люди в волейбол? Так я вам обещаю вот перед всем классом, что, хотя мне и 49 лет, я один… (Тут, видно, из скромности он и не поставил восклицательный знак, но, скорее всего интонация его содержала целых два таких знака). Один!! Против вашей шестерки. Выиграю, как бы вы ни сопротивлялись.
(Шум в классе. Беспокойство.  Какое-то бубнение. Удивленная паника, скорее напоминающая нахальное недоверие).
     Успокойтесь. Все равно я выиграю. Потому что я ценю свое здоровье, занимаюсь спортом и не курю, как некоторые, не будем называть фамилий, Встаю рано, делаю зарядку и обливаюсь холодной водой, а не сплю до середины первого урока как некоторые, не будем тоже называть фамилий.
     - А-а-э-э-э, Евгений Петрович, это Вы уже загнули!.... Один – против нас шестерых – и всю партию выдержать? И еще – выиграть?! Что-то нам не верится про такие подвиги…. Какая-то фантастика братьев Стругацких….
     - Так что, вы не согласны? Если я проиграю, то я буду не только публично опозорен, но и поставлю всем членам команды девятки по физике. А вы знаете, как вы физику знаете, извините за тавтологию. Это тавтология, да? Или – плеоназм?
       - Как это -  «Не согласны»? Как не согласны? Кому не хочется выиграть у Евгения Петровича, да еще и получить девятку по физике? Хоть сейчас!
       (Нахалы! Они не знают, с кем имеют дело, и не ведают, что такое подача крюком! Ха-ха-ха!).
      - Да что вы говорите! Прямо сейчас? Смотри ты! Ну, пусть будет прямо сейчас. Спортзал открыт. Мяч там есть. Девочки, ведите себя спокойно, прочитайте следующий параграф в учебнике и не высовывайтесь в коридор. Дирекция нас простит за это маленькое нарушение, а мы идем решать спор. Шестерка играет, остальные смотрят. В спортзал идем тихо, на цыпочках. Берегите энергию, она вам еще пригодится!
                ***
Первая игра.
Команда слева: Андрей, Боря, Володя, Денис, Максим, Сергей.
Команда справа: Евгений Петрович.
Подача слева. Подает Денис.
Евгений Петрович не успевает к мячу.
 1:0.
В зале гвалт, шум, крики, смех.
Подача слева. Подает Андрей.
Недолет. Потеря мяча.
Подача справа. Подает Евгений Петрович.
Ха! Вы позволяете себе смеяться над своим классным руководителем? Ухмыляться над старым (правда, - некурящим) человеком? Вот вам!
 Пок! На тебе, Андрейка, бутылочку пива! Кишиневское Светлое! С пеной! (Все эти слова, перед каждым «крюком» он произносит, естественно, в уме).
      Куда им парировать подачу перворазрядника по волейболу, защищавшего честь целого института! (Правда, это было довольно давно). Интересно, ядра из пушек при Полтавской битве летели с такой скоростью, или – помедленнее?
1:1.
    Зал притих.
Подача справа. Подает Евгений Петрович.
Шутить со мной вздумали?
Пок! На тебе, Боречка, будильничек, чтобы вставал пораньше, потренируешься перед игрой с дядей Женей! А заодно и на уроки не будешь опаздывать.
1:2.
В зале тишина. Все понимают, дело не в Боре, а дело – в крюке. Без тренировки крученый мяч парировать невозможно. Можно пальцы поломать, а траекторию не изменишь.
Подача справа. Подает Евгений Петрович.
Вспомним молодость!
Пок! Вот тебе, Володя, сигарету «Ляна»! Она – дешевая и без фильтра. Будешь хрипеть против моего крюка, пока курить не бросишь!
1:3.
Подача справа. Подает Евгений Петрович.
Смеяться над учителем! Ладно, я понимаю – чувство юмора. Но так нагло!
Пок! Вот вам, ребятки, подача крюком! Просыпайтесь! Что вы толкаете друг друга невпопад?
1:4
     Зал потрясен, но очевидная истина слишком медленно и туго доходит до сознания болельщиков. Они не верят, что шестерка не сможет парировать ни одного (!) мяча с подачи крюком.
Подача справа. Подает Евгений Петрович.
Дорогие мои, нужны тренировочки. Нужно учитывать обстановку. Нужна дружная работа, а не обвинения друг друга в ошибках, как у вас теперь. Что ты, Сережа выясняешь с Максимом? Сейчас я вас помирю!
Пок! Вот так!
1:5.
 Команда в замешательстве. Просит минуту перерыва. Пожалуйста! О чем-то шепчутся. Меняют систему обороны.
Подача справа. Подает Евгений Петрович.
Эх, дети, дети! Волейбол в спортзале – это не на вольном воздухе. Надо учитывать потолок и стены, соразмерять силу удара.
Пок! Пиво!
1:6.
Пок! Сигаретку?
1:7.
Пок! Чинзяк (пятьдесят граммов) самогона!
1:8.
Пок! Просыпайтесь!
1:9.
Пок! Пок!Пок!...Пок!!!
1: 15.
Игра окончена.

                ***
      Реакцию разгромленной команды смог бы описать коллектив авторов в составе:  Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой и Георгий Константинович Жуков, но не я. У них - опыт описания Полтавской битвы, Бородинского сражения и краха третьего рейха. У меня же такого опыта нет, поэтому предоставим читателю свободу воображения.
Скажем только, что это был для ребят такой же шок, как для Карла, Наполеона и Гитлера. Но разве мы могли бы на  месте этих девятиклассников смириться с очевидностью, которая не лезет ни в какие ворота? Наверное, нет. Поэтому они запросили реванша.
     Реванш закончился с тем же результатом.
    15:1 в пользу Евгения Петровича.
    И вот, что-то начало меняться.
    Ребята начали ходить по секрету после уроков в спортзал, бегать по утрам, закаляться.
Третья игра 15:6
Четвертая игра 15:8
Девятая игра 15:12
Десятую игру, которая закончилась со счетом 11:15 и стала первой победной игрой шестерки против учителя, Евгений Петрович назвал: «Проигрыш, который - выигрыш».
     «Чему же вы так ехидно улыбаетесь? Я – один, а вас – сколько! Да к тому же я – стар, а вы – в расцвете сил».
    И поставил каждому девятку по физике.
    Но это были вполне заслуженные девятки, потому что ребята стали лучше воспринимать учебный материал, так как бросили курить, стали делать зарядку.
   И физику одолели, и здоровье укрепили.
   И, если когда-нибудь в разговоре с вами Евгений Петрович скажет непонятную никому фразу: «Приятно вспомнить былые поражения», знайте, что эта фраза связана с описанными здесь событиями.