Сказание о короле эдуарде. новелла 2. скитания...

Лель Апрелев
       Начало:  http://www.proza.ru/2013/07/26/1754         

                НОВЕЛЛА ВТОРАЯ.
                СКИАНИЯ ЮНОГО МОНАХА.
                У РАЗБОЙНИКОВ.

Я долго плутал по лесистым тропинкам,
Нередко в трясине болот увязал.
И весь обтрепался, стал худ, как былинка,
Питаясь кореньями знахарских трав.

Опять я бродяга, невольный отшельник,.
Злодейка-судьба не потворствует мне.
Уж с год я скитаюсь. Дубравы да ельник
Встречают меня лишь в лесной тишине.

Ночую обычно на древе высоком,
Чтоб зверем случайным несъеденным быть.
С рассветом пускаюсь вновь в путь свой далекий,
Молитву в душе, не забыв сотворить.

Ушиб я однажды нечаянно ногу
О корень, торчавший в заросшей земле.
Присел отдохнуть у развилки дороги,
Забывшись тотчас в кратковременном сне.

Проснулся внезапно от свиста лихого,
Разящего резкостью чуткий мой слух.
И рядом увидел детину хромого,
Ко мне ковылявшего вдруг.

Едва подошел он, как резко дубиной
Хватил по несчастной моей голове.
Удар был силен, и меня опрокинул,
Упал весь в крови я в густой мураве.

Сам был очень слаб, черный обморок тьмою
Сознанье мое поглотил.
Хромой же подняв меня сильной рукою,
На плечи с кряхтеньем взвалил.

Очнулся я с болью у замка развалин,
Куда он меня как мешок притащил.
Хотел шевельнуться, но туго был связан,
И крикнуть на помощь уж не было сил.

А он, между тем. меня сбросил под своды
Огромного зала, поросшего мхом.
Увидел я, там было много народа,
Сидели и пили за длинным столом.

Меня лишь узрев, удостоили бранью,
Поднявшись с десяток хмельных человек,
Приблизившись, грубо потом развязали,
Плеснувши вином в щель сощуренных век.

Один прогнусавил: - Эка птица попалась!
Зачем, ты, Хромой, нам принёс инока?
Неважная нам то персона досталась…
Глянь, в драной сутане и тощи бока!..

 Хромой:
- Смотрите, балбесы, на перстень с алмазом,
Что солнцем сияет на пальце его?..

Гнусавый:
- Ну, олух! Взял перст и отрезал бы сразу!
И нечего было б тащить к нам дерьмо!..

- Давайте, ребята, его попытаем! -
Ответил с недоброй усмешкой Хромой. –
- Где взял он кольцо, в когда то узнаем,
Мы в мир его тихо отправим иной!..

Разбойников знал я, то дело простое:
Сорвут с меня перстень – и в сердце ножом.
Я силы собрал. Нет не сдамся без боя,
Был в жизни чернец, так умру королем!..

Меж тем приближался один из каналий,
Держа пред собою в огне головню.
Я понял желанье лихих негодяев -
Помучают плоть перед смертью мою.

Прости мне, прелат, не приму наставлений,
Что ты пред уходом моим преподал,
Как можно любить кровожадных злодеев,
Что жаждут вонзить тебе в сердце кинжал?..

Здесь  миром законы другие владеют.
Не ты, так тебя хладнокровно убьют.
Господь пусть рассудит!.. И я не робея,
Доставлю Ему одного хоть на суд!

И тотчас во мне горделиво вскипела
Горячая кровь праотцов - королей,
Я в схватку рванулся нежданно и смело,
Главы не жалея своей.

И вырвав пылающий факел, им сунул
Я в мерзкую рожу разбойника – раз!..
Взревел негодяй опаленный, безумно,
Схватившись за морду, башкою затряс.

Ага, есть один! я вращал головнёю
Пред лицами их и к стене отступал.
Несчастный отец, ты гордился бы мною!..
Огнем я второго мерзавца достал.

Не ждали разбойники этой развязки.
Рыча и ругаясь, достали ножи,
Живым полукругом в атаку с опаской,
Скачками неровными в ярости шли.

А я все крестил им чело исступленно
И вывел из строя уже пятерых.
Катались на плитах паленые в стонах,
И кожей горелой смердило от них.

Но вот незадача – потухло кадило,
Которым я татям грехи отпускал.
И плохо б, конечно, тогда бы мне было,
Когда бы не стол между нами стоял.

Его опрокинул  на них я, в мгновенье,
Ещё четверых им свалив наповал.
И видел сам, как их презренные рыла
Испуг неподдельною гримасою взял.

Откуда взялась только сила,
С которой я схватку держал?
И к чести своей этих татей спесивых
Рукою своей наказал!..

Ну всё… Безоружен… К стене став спиною,
Я с бешенством смерти своей ожидал,
И нож над моим уж клокочущим горлом
Разбойник со злостью держал.

- Ну, прыток ты, брат мой! – сказал он с издевкой,
Ко мне приставляя поблекший клинок.
- Казался овечкой, а челюсти волка!
Получишь сейчас угощения впрок!..
Молись, коль успеешь! Ты рыцарь, я знаю!
Монашеской рясой здесь нас не провел!
С такими перстнями ходить, полагаю,
Вельможе достойно из высших столпов!
Владеешь изрядно искусством военным,
И если тебе вдруг достался бы меч,
То головы б наши в одно мановенье,
Фальшивый монах, не замедлил отсечь!..
 
Я понял, что к разуму их мне взывать было б глупо,
Что бог им, что чёрт – всё одно – не поймут.
И коли решили с живого, иль с трупа,
С меня вместе с шкурой алмаз мой сдерут.

Секунда – и жизнь моя бросит теченье,
Которое вряд ли успела начать,
Но с окриком властным, единым мгновеньем
Попятились воры трусливо назад.

Спасло меня чудо с внезапным приходом
На Счастие жертвы иного лица.
То был атаман их, ступивший под своды,
И спрятался в ножны кинжал подлеца.

Спаситель изящен, высок был и строен,
С курчавою смуглой густой бородой,
Одет словно лорд, и лицом благороден,
Годами не молод, но крепок собой.
И с проседью грива волос обрамляла
Высокое с бледным оттенком чело,
Меча рукоять голова украшала
Дракона, с разинутой пастью его.

Атаман:
- Что здесь происходит? Ответьте, мерзавцы!
Кто право вам дал тут расправу чинить?..
И если кто тронет монаха хоть пальцем,
Тот станет, как червь обезглавленный гнить!
Теперь отвечай мне, Хромой, по порядку,
За что ты хотел капуцина убить?
Но коли солжёшь мне, то смертию гадкой
Я щедро сумею тебя наградить!

Опаленный враг мой ему торопливо
О перстне моём рассказал.
Скривил атаман свои губы брезгливо
И шайке своей приказал:
-  Возьмите его и свяжите покрепче,
Пускай полежит в ожидании он,
Пока я подумаю, как мне облегчить
Наш мир от таких душегубов! Все вон!..

Хромого связали и вмиг удалились
Разбойники, нас с ним оставив двоих.
Атаман:
- Присядьте, мой брат! Вы, видать, утомились,
Пока причащали балбесов моих!
Позвольте задать мне вам пару вопросов:
Кто вы? И где перстень достали такой?
Солгать для монаха, я знаю, не просто,
Ответьте, и я отпущу вас домой!

Монах:
- Мне перстень покойная мать подарила,
Чтоб мог я навечно его сохранить.
Но вам не отдам его, что бы не было,
Уж лучше вам сразу меня умертвить!..
И хватит на этом! Не молвлю я слова!
И если разбойника клятва – закон,
Позвольте уйти мне, иль смертью суровой
Казните меня, тогда ваш будет он!..

Стоял и внимательно долго
Смотрел на меня атаман.
Я ж голову поднял и гордо
Бесславной погибели ждал.

Атаман:
- Извольте, мой брат, раз оно вам дороже,
Всего, чем владеете вы,
Оставлю кольцо вам и жизнь вашу тоже,
И можете с миром идти.
Но прежде, прошу вас со мной подкрепиться,
Давно уже стынет обед.
Пройдемте ко мне, там жаркое и птица…
Гнушаться, я думаю, вам здесь не след.
Я вижу, что вы голодны, и от жажды
Томитесь, наверно, уж, брат мой, давно?
Я голоден сам был в судьбе не однажды,
И знаю, что значит для плоти вино,
Когда на пути вам уста ветер сушит,
И голода мерзкого зло
Когтями цепляется в душу…

Со вздохом сказал он тираду такую,
В глазах своих спрятав печаль,
Решил я: «Ну что же, ничем не рискую,
Коль бог мне его ниспослал…»

За ним я пошел. И покои иные
Предстали пред глазом моим.
Они вдохновляли готическим стилем,
Дышал теплотою камин.

На стенах оружье: мечи, арбалеты
Собой украшали ковры.
Клинки отливали серебряным светом,
И мебель обита в шелки.

Стол был сервирован богатой посудой,
От яств закружилась моя голова.
Меня усадил атаман и на блюде
Подал сам жаркое и налил вина.

 Лишь только я сел, как упал на колени
Внезапно пред креслом моим атаман.
- Ваше величество! Я весь в волненьи!
И к перстню с почтеньем губами припал.
Я был этим всем изумлен до предела
И в ужасе руку невольно отнял.
Мне стало вдруг дурно, душа заболела,
Ком в горле непрошенный, глыбою встал.

- Откуда известно вам, кто я, несчастный?
Спросил я, управившись позже с собой.
- Да, встаньте с колен, я прошу вас! Напрасно
Вы так насмехаетесь, сэр, надо мной!
Вы разве не видите, в рваной сутане
Сидит перед вами монах молодой?
И где ж это видно, чтоб так с королями
Общался бессовестно нехристь хромой?..

Атаман:
- Ни слова, мой сир! Ваша скромность понятна!..
Позвольте, я все вам, как есть, объясню?
Поймите меня,  лишь прошу, не превратно.
Прощенья за то на коленях молю!..

Всех гнусных каналий казню я примерно,
Дерзнувших коснуться рукой короля,
Пусть сгинут в мучениях неимоверных!..
Эй, Патрик! Сию же минуту сюда!..

Принц:
- Оставьте, мой друг! В своем ли уме вы?
Достаточно крови уж пролито зря,
Я всех их прощаю! Пусть шкуры горелой
Им запах вещает меня!..

Вздохнул  атаман, гневом полон суровым:
- Что ж, сир, ваша воля казнить или прощать!
Закон для меня ваше веское слово,
Иди же, мой Патрик, к себе отдыхать!..

Лишь только из зала слуга удалился,
Взглянул атаману я твердо в глаза.
- Давайте же, сэр, до конца объяснимся,
И после уйду я от вас навсегда.

По просьбе моей он, присев у камина,
Мне начал свой длинный, печальный рассказ.
В нем слились события все воедино.
И я привожу здесь  его пересказ…

              к новелле 3. http://www.proza.ru/2013/07/31/200