Незабываемый исчезнувший музей

Ирина Юлина
                В дополнение к статье "Маяковский и Таганка"
 
    Уже имея квартиру в Гендриковом переулке,     В. Маяковский оставил за собой  кабинет на Лубянке, т. к. отсюда ближе к Политехническому музею, в котором любил выступать поэт (первое выступление в 1917 году). Рукой подать до редакции «Комсомольской правды» (Малый Черкасский пер., 1), газеты «Известия» на Пушкинской площади,  Госиздат (М. Никитская, 6/2).
    Однако в квартире на Таганке велась громадная творческая жизнь, о которой уже написано в предыдущей статье. В дополнение хочу сказать, что   в этой квартире  Николай Асеев читал свою поэму «Семен Проскаков», Семен  Кирсанов - поэму «Моя именинная»,  читали вслух  «Уляляевщину» И. Сельвинского,      «Первую конную» Вс. Вишневского, обсуждали фильмы Эйзенштейна - Броненосец «Потемкин" и «Октябрь».
    Маленькая комнатка  и спальня, и кабинет  поэта   настолько малы, что по меткому выражению  Николая Асеева, было впечатление, что Маяковский, входя в комнату, натягивает ее на себя.   

    В. Перцов вспоминал также: «За два дня до нового,1930 года – 30 декабря – друзья устроили ему (поэту) на Гендриковом переулке шуточный домашний юбилей,  встретили поэта юмористически-торжественной кантатой:
                Владимир Маяковский,
                Тебя воспеть пора.
                От всех друзей московских
                Ура, ура, ура!..»
    В Библиотеке -музее Маяковского бережно хранили его наследие.  В стальных сейфах  музея 68 записных книжек  Владимира Владимировича. Это составная часть «лаборатории и арсенала» поэта, о которой говорил Маяковский,  открывая выставку «20 лет работы». В больших белых конвертах, надписанных рукой  поэта, хранились  4380 записок, присланных поэту во время его выступлений по городам Союза,    43 групповые фотографии Маяковского, кадры кинохроники, фонотека.
    Целью работы музея было  изучение и пропаганда творчества  поэта.     Музей организовывал выезды сотрудников на многие большие стройки с беседами о Маяковском, с демонстрацией передвижной выставки и записей голоса поэта.  Ежегодно Музей проводил  80-100 выездных лекций, бесед и вечеров  на заводах, в школах и вузах Москвы, Урала. Алтая, Дальнего Востока. Общее количество слушателей  достигало 50-60 тысяч человек.
     Встретившись 14 апреля 2008 года  в ЦДЛ на представлении     книги В. Маяковского «Флейта-позвоночник» (М. ПРОГРЕСС-ПЛЕЯДА. 2007) с известным критиком и литературоведом Андреем Михайловичем Турковым, узнала, что он в студенческие годы, обучаясь в Литинституте, в 1948-1950 годах  работал экскурсоводом в БММ:   «В то время    директором музея была  Агния Семеновна Езерская, ее заместителем по научной части -  Надежда Васильевна  Реформатская.  Была замечательная библиотека и   чудная, почти домашняя, обстановка.    В музее   несколько месяцев     работала  и   Наталия Крымова».
     Зам. директора по науке  ГММ   Муза Анатольевна Немирова  ностальгически  вспоминает: «Я работаю в музее с 1968 года. Моя должность тогда  называлась зав. отделом пропаганды, у меня в подчинении были экскурсоводы.      Директорами в разные годы   были: в 50-ых годах Нина Дмитриевна Городецкая, затем  с 1971 по 1981 год Владимир Васильевич Макаров, а  с осени 1981 года -   Светлана Ефимовна  Стрижнева.  Музею много внимания оказывал первый секретарь райкома партии Пролетарского района (так тогда назывался Таганский район).  В музее было мало места  и  к зданию пристроили стеклянный читальный зал, куда приходили работать и школьники, и  студенты, и ученые.    Около  мемориального дома  был садик  с кустами сирени, росла груша, посаженная  поэтом.   Здесь, в этом саду  в один из приездов в Москву  выступал Бурлюк.               
     Когда я в 1968 году пришла в музей,  у меня уже был   опыт музейной работы, поэтому меня сразу заинтересовали люди из окружения Владимира Владимировича Маяковского, которые были живы в то время.  Я познакомилась с Натальей Александровной Брюхоненко, Еленой Владимировной Семеновой, художницей из ЛЕФа. В 1971 году познакомилась с Вероникой Полонской и дружила с ней до конца ее жизни.  В 1968 году музей посетили Эльза Триоле               и Луи Арагон. Раньше, где-то в 50-60-е  годы, были две встречи с Бурлюком.   Творчество Маяковского я полюбила еще в школе и вот,  почти сорок лет,  работаю в музее. Сегодня много споров о Маяковском, о его жизни и творчестве. Владимир  Владимирович такое яркое явление, что все время будет волновать и колебать общественное мнение в  ту или другую сторону». 
     О посещении музея в 1960 году рассказала поэтесса Маргарита Ногтева: «Была весна. Вокруг дома зеленели первые  листочки.  Дом производил впечатление семейного теплого гнезда и накрытый стол в просторной столовой, на котором стоял скромный чайник, и шторы, прикрывающие окна.  Народу  было мало.  Помнится лесенка, ведущая в библиотеку, где за стеклами стеллажей хранились раритеты. Кресло, диванчик, все хранило тепло бывших жильцов. В комнатах царил дух поэта.  В музее я познакомилась со своей ровесницей – молодой журналисткой из Ростова-на-Дону  Зоей Пидорченко. Она писала стихи и интересовалась Маяковским.  Я же  тогда под впечатлением от посещения  музея  сочинила  стихотворение, которое заканчивалось строками: «Маяковский! Маяк Маяковского Проторяет               в бессмертие след, И весною в пушинках вербных, В завихрениях лепестков  Я в тебе различаю веру, Снизошедшую с облаков».

     Владимир Владимирович Радзишевский, проработавший в БММ с сентября 1968 до августа1972 года,  а   впоследствии  - около 28 лет в редакции «Литературной газеты» рассказывает: «Последние 30 лет идет планомерное уничтожение мемориальных помещений, связанных с именем Владимира Маяковского.
    Сначала не стало музея в Гендриковом переулке, по настоянию сестры поэта Людмилы Владимировны, которая обращалась к Суслову, с просьбой о закрытии музея. Причины: и личная неприязнь  к Лили Брик, и обида на ущемление   материальных интересов семьи       в  завещании  брата.
     Затем  при реконструкции музея на Лубянке были искажены размеры и расположение кабинета Владимира Владимировича.         
    За эти же 30 лет,  был возрожден  сгоревший дом Блока в имении Шахматово.    Все началось   с  поэтических праздников, которые стал проводить Станислав  Лесневский       в имении Блока. Затем было и строительство сруба дома будущего музея, и заполнение интерьеров   мебелью и предметами быта.
    На Таганке же, по крайней мере, сохранен дом. К сожалению, исчез памятник поэту, работы Гурама Кордзахия, поставленный в 1955 году. Он напоминал мне одну из  фигур  роденовских «Граждан». Рядом с музеем стоял поэт-человек, в котором ощущался задор молодости. В один из приездов в Москву около этого памятника сфотографировался Бурлюк. 
    Меня волнует  также судьба библиотеки, ведь музей и назывался библиотека-музей       В. Маяковского. В то время, когда я работал, она насчитывала порядка 120 тыс. экземпляров. Где теперь этот  уникальный фонд, в каком недоступном для людей хранилище?»
                2008 г.