Птичка-золотые крылышки, серебрянный хохолок

Светлана Таова
                Птичка-золотые крылышки,серебряный хохолок.



       Давным-давно это было. Жили в одной деревне муж и жена. Жили они дружно, никогда не ссорились, рис выращивали вместе, хворост для очага собирали, во всем друг другу помогали.
      Одно только их мучило и терзало — не было у них детей. Частенько, сидя во дворе перед своим домиком говорили они друг другу:
     - Был бы у нас сынок, так и бегал бы вокруг, была бы у нас доченька, сидела бы рядом с нами.
       А потом горестно вздыхали оба:
     - Нет, видно, доживать нам свой век одним.
      Вот как-то прилетела во двор птичка — золотые крылышки, серебряный хохолок. Женщина насыпала себе на ладошку семян — протянула птичке.
      - Поешь, издалека летела, наверное, в наших краях я таких не видала. Птичка зернышки клюёт, да на женщину поглядывает. А та всё приговариеват:
      - Ешь, набирайся сил, далеко тебе лететь, наверное, - а потом вздохнула, - вот была бы у меня дочка, она бы вместе со мной полюбовалась твоими золотыми перышками, серебряным хохолком.
       Птичка последние зернышки с ладони собрала, глазками черными моргнула, хохолком серебряным тряхнула, крылышками золотыми взмахнула — прямо к солнцу взвилась, - и такая песня полилась оттуда, заслушалась женщина, словно благодать на неё сошла.
      Вечером легли они с мужем спать, и снится им чудесный сон. Утром проснулись, рассказали свои сны друг другу, и подивились. Один и тот же сон им приснился — прилетела птичка — золотые перышки, серебряный хохолок и велела им на берег речки идти, счастье своё искать.
      Муж с женой на речку отправились, идут вдоль речки и видят — заводь перед ними появилась большая, вся лотосами поросшая. В первых солнечных лучах лотосы так и сверкают, листья их легонько шевелятся, цветы колышутся. Женщина шагнула вперед, да видно оступилась, упала, вскрикнула. Муж бросился её поднимать, сам поскользнулся, а как оба на ноги поднялись, да вокруг огляделись — места этого не узнали. Нет больше заводи с прекрасными цветами, а на берегу лежит малышка, в зеленый шелк укутана, будто темно-зеленым лотосовым листом укрыта. Муж с женой реке низко поклонились, взяли девочку домой, назвали её Цветок лотоса.
       И вправду сказать, росла она красавицей, словно лотос под луной. Другие детки только плачут, да пеленки марают, а Цветок лотоса уже ходить научилась. Соседские малыши ещё только на ножки встали, а девочка уже заговорила, да слова у неё такие умные да приветливые, говорит — словно, жемчуженки-росинки по нежным лепесткам рассыпает.
    Отец с матерью на дочку нарадоваться не могут, каждый день небеса благодарить не устают, за то что растет она такой умницей и красавицей.
       Вот говорит Цветок лотоса отцу:
      - Принеси мне, батюшка, шелковой материи, да ниток разных, да наперсток серебрянный.
        Как любимой дочери отказать — всё отец ей купил, перед ней положил. Поблагодарила девушка отца, а как луна взошла, села во дворе и работу свою начала, только мелькает игла в руке, только сверкает наперсток в лунном свете. Отец с матерью зовут её отдыхать, а она их успокаивает:
     - Вы ложитесь, спите, скоро и я спать пойду.
Те её послушались и спать легли. Утром встали и ахнули — лежит перед ними зеленый луг, красные пионы на нем растут. Не сраз упоняли, что это картина их дочерью вышитая. А она уже встала, родителям улыбается, свежая, как весенне утро, ласковая как летний ветерок.
      - Возьми, батюшка, картину продай её, а мне ещё шелку да ниток принеси.
      С тех пор так и повелось. Скажет Цветок лотоса какие нитки ей нужны, принесет их отец, глядь — вот новая картина готова. Одна другой краше, покупатели не скупятся, за ценой не стоят.
       Появился в доме достаток, но отец с матерью не забыли, как им трудно жилось, не стали богатством кичиться. То одинокой старушке мешок риса отнесут, то вдове с малыми ребятами от нужды избавиться помогут. А в неурожайный год за всю деревню подать заплатили, всех от голода спасли.
        Все соседи девушку как родную любили, а уж отец с матерью и вовсе на неё надышаться не могли. Уж как они её просили: «Отдохни, дочка, хватит картины вышивать». Она в ответ только улыбается да ещё красивее шелка вышивает.
        Однажды вышила картину, где в поднебесье облака плывут, а под ними золотой дракон крылья раскинул, чешуя как жар горит, внизу речка течет. Кто на картину смотрит, слышит, как вода в ней журчит. На такую картину даже покупателя не нашлось — все качали головами и говорили: «Лишь императорский дворец такой картиной украшать».
       Дошли слухи о картине до самого императора. Велел он картину ему принести — увидел, ахнул, покой потерял. «Хочу, - говорит, - увидеть ту, что своими руками такое чудо создала». А как увидел Цветок лотоса и вовсе голову потерял. Хотел сразу её в своем дворце оставить, но девушка сказала, что должна в отцовский дом вернуться. А как три полные луны сменят друг друга, пусть император присылает свадебный палантин  за невестой.
      Досадно императору, но очень хочется девушке угодить. «Пусть по твоему будет», - сказал он. Картину во дворце повесил, девушке за неё щедрую плату дал и к родителям отпустил.
       Вернулась она домой — не узнать Цветок лотоса. Поникла, как срезанная трава. Мать с отцом испугались, уж не заболела ли любимая дочь, а она рассказала им, что император хочет её в жены взять. Плачет девушка: «Не будет мне жизни в золотом дворце, без шелеста родных деревьев над головой, без пения птиц по утру. Зачахну я в пышных нарядах среди дворцовых вельмож».
       Загоревали тут и отец с матерью, а чем горю помочь — не знают. Император отказа не потерпит, всю деревню с лица земли сотрет. Так сидят они во дворе и горюют. Вдруг прилетела к ним птичка — золотые перешки, серебряный хохолок:
      - Не надо так убиваться, научу я как от напасти избавиться. - Вы, - обратилась она к отцу с матерью, -  идите по соседям и всем хвалитесь, какой чести император вас удостоил, что дочь ваша в императорском дворце поселится.  - А ты, красавица, умой лицо, да за работу принимайся, только не во дворе при лунном свете, а в дальней комнате, где одна только маслянная лампа гореть будет. Никто твою работу видеть не должен, даже отец с матерью.
         Так они и сделали, как птичка велела. Когда три полных луны минуло, прислал император свадебный палантин за невестой. Пышная свита его сопровождала. Нарядили девушку в платье, золотом расшитое, золотыми шпильками волосы закалоли, бутон лотоса к волосам прикрепили.
        Уселась невеста в палантине, а птичка золотые перышки, серебряный хохолок её там уже дожидается. Девушка достала из рукава тонкий сверток — картину, по шелку вышитую — на картине той её портрет в полный рост. Отколола она бутон лотоса от своей прически, к портрету прицепила. Потом птичка её тихонько в лоб клюнула, обратилась девушка в рисовое зернышко.         
       Птичка схватила зернышко, и ни кем незамеченная в родительский дом зернышко принесла, матери в руки бросила, в дальней комнате спрятать велела. Женщина так и сделала.
       А палантин тем временем прибыл в императорский дворец. император, сгорая от нетерпения, навстречу невесте выбежал, заглянул в палантин, да так и обмер. Нет там девушки, а на шелковой картине её портрет, в волосах бутон лотоса благоухающий. Свита клянется, что девушка в палантин  села, вся деревня это видела, с большими почестями её в императорский дворец провожая.
       «Не иначе небеса воспротивились, чтобы я её во дворец привел», - решил император. А так как к свадьбе всё было готово, женился на дочери главного вельможи. Уж как она была рада, и не описать.
     Портрет красавицы в храм отправили, стены украсить, бутон лотоса благоуханием весь храм наполнил. С тех пор все невесты за благословением к нему приходили.
      А в крестьянском доме рисовое зернышко в девушку превратилось. Вскоре встретился ей юноша, пригожий собой, умный, да работящий. Цветок лотоса вышла за него на счастье себе, на радость родителям.
    Только никогда с тех пор девушка драконов не вышивала, чтобы во дворце про неё навсегда забыли. А вот зернышек птичке золотые перышки, серебряный хохолок насыпать не забывали.