Руки в муке

Любовь Архипова
Ты- мий малэнькый пуп’яночёк* - ласково называла меня моя бабуня**, когда я была маленькой девочкой. И каждый раз, произнося эти слова, бережно прижимала меня к себе, и долго не отпуская, гладила по голове. Я замирала, чувствуя тепло и вкусный запах бабуниной, ею же связанной из овечьей шерсти, кофточки. Старенькая кофточка  благоухала жареной, на постном масле с луком, самой вкусной на свете картошечкой и любимыми блинчиками с малиной. Этот вкусный запах – самый любимый. Навсегда.

- А  почему Вы меня так называете, бабуня? – с любопытством заглядывала в её синие-синие глаза, и с нетерпением ждала что скажет, потому что её ответы для меня всегда были волшебными историями.

- Заметила ли ты  розочку в моём садочке? Она красивая, красная, ДУШИСТАЯ. Её любят все : и бабочки, и стрекозки, и даже  комарики. А когда-то она была маленьким пуп’янком, а потом выросла и стала прекрасным цветком. Так и ты, деточка, подрастёшь и превратишься в красавицу, - и снова обнимала, бережно-бережно.

А я так боялась смотреть на… бабунины руки. Зимой и летом они были какими-то тёмными, шершавыми. Особенно меня пугали пальцы. Они были похожи на ржавые, кривые  крючки на моей вешалке, на которые я,  вставая на цыпочки, цепляла свою одежду.

- Моя умница, посмотри, какого ты крупного крыжовника нарвала в садочке. А я бы так быстро собрать не смогла – совсем пальцы гнуться перестали. Ну, сейчас они у меня заработают.  Начну тесто делать, сразу и выпрямятся. Будем лепить с тобой варенички с крыжовником.  Дед приедет  на обед, а мы ему – смотри, каких наша Любочка вареничков налепила, не простых, а с мёдом.

Бабуня доставала кувшинчик с душистым мёдом, наливала его тонкой струйкой в блюдце, пододвигала его поближе ко мне и приговоривала:
- Ешь медок, попробуй его пальчиком. Ох, и вкусно. А я тебе покажу,  как колобок делать,  а из колобка верёвочку, а из верёвочки - маленькие круглые солнышки, а на каждое солнышко, мы положим по четыре крыжовинки. Так, детка, и налепим  вареников.
 
Насыпала горку муки прямо на крышку деревянного стола, и зачерпнув кружку криничной воды из ведра, вливала в муку,  добавив щепотку соли.
 
-Смотри, какие быстрые мои пальцы – пока ты мёд кушаешь, я слеплю колобка, а пока ты блюдечко оближешь,я сделаю солнышки.

И правда:пока я наслаждалась дедуниным мёдом, измазав им даже щеки от удовольствия, со стола куда-то исчезал колобок, а вместо него лежало много  маленьких, круглых, как солнышко, тонких  лепёшек.

Бабунины руки были белыми от муки. И я их больше не боялась. Она улыбалась, мукой мне нос раскрашивала, я тут же пряталась под стол.
 
- Выбирай, деточка, любое солнышко, положи на него ягодки, и смотри на мои руки.
 
Я старалась, чтобы у меня был такой же красивый вареник, как у бабуни, а  крыжовинки разбегались с моего солнышка, как живые. Снова и снова собирала их в кучку, и пока, наконец мой вареник был готов, бабуня свои -  уже доставала из кастрюли. Укладывала их на сито, чтобы они остыли, а мне так хотелось попробовать…

- Не спеши, без дедуни обедать нельзя. Вот сварится твой вареничек, тут и дедуня объявится. С твоего вареничка и начнёт. Обмакнёт в мёд и спросит: кто это вкусный такой вареничек сделал? Пусть отгадает. Иди во двор, встречай дедуню.

Я выбегала из хаты и мчалась к воротам, которые бабуня к его приезду всегда распахивала настежь, чтобы он мог въехать во двор, не слезая с коня.

Подоспевший  к обеду дедуня, торжественно сидя высоко-высоко на коне, наклонялся, подхватывал меня и сажал впереди себя.

Мы ехали есть вареники. С крыжовником и медом…

Примечания:
пуп’яночёк* - нераспустившийся бутончик цветка – укр.яз.
бабуня**      - ласковое обращение к бабушке – укр.яз.