Вертолёт на леске

Джеймс Александр Даркфорс
  - Нашёл резинку ниппельную, – Анжей свинчивает стартёр. – Сейчас рискнем здоровьем, только бы далеко не унесло. Один раз на деревья улетел. Высота-то у него какая – вся «пятнашка», если хорошо крутануть.
  - Твой?
  - Нет, что ты? Это Ника старый. Но он хорошо сохранился, летает.
  - Гляди-ка, «Ленинград». Сейчас скажешь, что у кого-то такой есть, так не поверят.
  - Так и не верят, Саня, не верят. Пока не покажешь. Синий «Ленинград», сейчас вряд ли такие у кого-то сильно сохранились. Единственное, что мне тут Алькины братья обещали подогнать на ремонт «Ленинград» же, по-моему, но красный. «Хвост» тоже ферменный… О, вот и Ник.
  - Привет, – Ник держит в руках фанерный ящичек какой-то, в таких раньше часто держали карандаши, но этот побольше размерами, на нём выжжена эмблема ОКБ Миля (наверное, в этом ящичке и хранится то, что должно сейчас взлететь). – Абдуллаевы тебе ещё не привезли свою «стрекозу»?
  - Нет ещё. Что, пускаем твоё «помело»?
  - Давай, как раз погода.
  Водецкий отходит на некоторое расстояние и направляет стартёр так, чтобы закреплённый на нём вертолётик не саданул кому-нибудь из нас по морде лица: «Ленинград» может так дать лопастями, что будет очень больно. Быстрое, но плавное движение – и вертолёт поднимается вверх, на высоту, заметно превосходящую таковую у телеграфных столбов. К счастью, ветер не сильный, так что сильно далеко бегать за «стрекозой» не приходится, а так как воды поблизости не имеется (а то потом ныряй за ним), то приземление проходит очень удачно, на все четыре «колеса».
  - Ну, не нынешний «импорт», – замечает Анжей. – В этом отношении советские «лесочники» помощнее будут, а корпус понадёжнее, даже такой…
  Это точно. Такие вертолёты и сейчас делают, но они хлипкие очень. Те же «Ленинграды» такие, что теоретически к целому корпусу можно приделать лопасти от винтов таких же вертолётов, найдя легкодоступные цилиндрические пружинки и гайки вроде тех, которые в конструкторах. Собрать и подобрать стартёр. И снова можно запускать. Нынешние сделаны так, что сломанный уже вряд ли взлетит, если не иметь в виду достаточно «кусачие» по цене радиоуправляемые модели – вертолёт размерами с «Ленинград» саданёт по карману очень сильно. И починить будет можно, но тоже очень дорого.
  - …Хорошо полетел, – Ник насаживает вертолёт на стартёр и уже сам запускает его немного дальше. – Такой же радиоуправляемый, интересно, так высоко поднимется?
  - А вот это, Ник, вопрос на засыпку, – Анжей срывается с места и возвращается с вертолётиком, пока Ник возится со стартёром. – Запуталась?
  - К счастью, нет, – Ник аккуратно сматывает леску на катушку. – Нет, я видел, как «гиганты» берут такую высоту, а вот такого размера – не пробовал, потянет ли антенна.
  - Главное, чтобы он потом у тебя на авторотации сел, – говорит Водецкий. – Комнатные в помещении, вроде бы, могут.
  - Комнатный и в помещении – сам видел, я говорю, что уличный так не пробовал.
  - Ну, тогда надо консультироваться, а то хочу как-нибудь купить себе радиоуправляемый…
  Мечты, мечты, мечты – хотя, если знать, где покупать, можно было купить и детали для конструктора, чтобы потом собрать. Недёшево и надо делать, но можно было купить себе и такое, сам видел яхты и катера на радиоуправлении. Сейчас в этом магазине продают мебель, но в своё время этот адрес знали те, кому нужна была модель (или заготовки, чтобы самому сделать что-то подобное). Вот чего там не было, это вертолётов на радиоуправлении, в те годы их было сделать очень сложно, и сложнее всего – как раз сейчас чаще продающиеся соосные вертолёты. Куда чаще встречались резиномоторные или лесочные. Или на стартёре с ребристой лентой. Они внешне выглядели надёжнее, но винт был такой, что при поломке его уже не заменишь. На аналогичном стартёре делался, кстати, «летающий пропеллер» – заключённый в кольцо винт, который также устанавливали на стартёр и запускали, сейчас в уменьшенном виде такое в наборах с конфетами продаётся иногда.
  В принципе, очень многое можно было приобрести, если были средства и товар в продаже, но всегда можно было скопить нужную сумму и подгадать, когда будет. Получалось, мог попасться и «импорт», что было лучше по качеству и дизайну. В том числе – детали для сборки своих моделей, если кто-то это практиковал (хотя, к слову, были те, кто знал, на каких свалках можно найти движок или лампочку в рабочем состоянии).
  Кстати, помню случай, я проходил мимо рынка у нас, а там ещё всё не было так застроено плотняком, как сейчас. И отец с сыном запускали модель кордовую, попросили подержать, пока заводят мотор. Вроде, взлетела.
  - …А ты хочешь на сборку или готовый?
  - Если есть детали, то по частям.
  - Над чайной лавкой, девки там себе краски покупали последнее время.
  - Так я это место знаю. Надо как-нибудь пробежаться.
  Ник собирает пружинки от винта в мешочек, кладёт его на дно ящичка. Поверх – лопасти и киль, и уже после этого в ящичек отправляются вертолёт и стартёр, ещё раз проверенный Ником на работоспособность.
  - Так, теперь на репетицию? – спрашивает Анжей.
  - Давай, время подошло как раз…
  Была ещё такая штука, но её нужно было делать самому, я готовых не видел в продаже. Ракета Моралевича, гидропневматическая. Бралась болванка, газеты ненужные, старые капроновые чулки и фанера. Три детские соски, футбольный насос, наконечник которого модернизировали. Делали водоупорный клей, растворяя в ацетоне или амилацетате старые целлулоидные игрушки и тщательно очищенную фотоплёнку. Наматывали на обклеенную газетами болванку ленты из чулок, промазывая клеем – пока не образуется «кокон». Потом разрезали пополам, собирали заново, прошпаклевав смесью того же клея и талька, красили, приделывали сделанные из фанеры стабилизаторы и «сопло» из старой катушки дли ниток, у которой верх обстругивали. Из сосок делали носовой амортизатор. Когда всё было готово, и ракета просыхала, её на треть объёма наполняли водой, раз тридцать качали насосом, после чего отпускали. Если собрать правильно, летала довольно высоко, хотя большинству хватало ракетных установок из магазина, которые имели заднюю часть направляющей в виде «хвоста» самолёта, «киль» которого проходил по верху корпуса, закрепляясь на шарнире и пружинке, а при нажатии передний «крючок» отпускал ракету (пластмассовая такая, с резиновым носом), и она взлетала. Пружина, запускающая ракету, была мощной для домашней игрушки, можно было щёлкнуть и по потолку. Впрочем, с лесочными вертолётами по части порчи комнатных растений не шло ни в какое сравнение.
  - …Вот, кстати, ты же как раз говорил, что хотел себе нечто подобное. Так что, если есть необходимость, ты только скажи.
  - Давай, я доведу тот проект, который делаю сейчас…
  Забавная штука ещё – машинки прибалтийского, как тогда говорили, производства, которые ездили на одном колесе. Ось этого колеса была с зубчиками, эти зубчики находились в канавке, куда вставлялась толстая, но узкая рубчатая лента с гладкой задней частью и «Т»-образной ручкой. Быстро и плавно вынуть ленту – и колесо раскручивается, машинка едет. Ровно она на самом деле не всегда ездила, но для инерционных игрушек она была весьма быстрой. И они были намного надёжнее «зубчатых» инерционных машинок, не говоря уж о заводных, которые очень зависели от пружины: лопнет – и половина удовольствия по нулям. А ещё в этих машинах вынимался «гонщик», который мог быть посажен впереди или в «хвосте», за колесом. Сзади ещё располагались два декоративных «колеса», но основное было именно то, в центре. Не помню, у кого из наших такая сохранилась, кажется, у кого-то из «городских».
  - …Я тут вот что подумал, – говорит Ник. – Вообще у кого-то же была такая гитара, именно что бас. Только вот не помню, у кого именно.
  - Павла Астафурова помнишь? Он с Центнером играл.
  - А он где? – Деисайд настраивает новенький «Epiphone EB-3», который привёз из последней поездки в Германию. – Я вот лично его давно не видел. И потом, у них как-то раз аналогичную гитару, того же производителя, оттюнингованную, взяли в аренду и не вернули.
  - Я, кстати, вот такую бы себе купил, будь она в продаже, а я при деньгах…
  Были в продаже такие штуки – электромузыкальные игрушки с колонкой, питались от батарей. Конечно, они были очень примитивные, но при отсутствии денег на хотя бы самое дешёвое и простое «нечто взрослое» я и от этого бы в своё время не отказался. Или «звучащая нотная азбука», на которой звук извлекался с помощью тонкого стержня. Подбирать мелодии на таких инструментах было можно, но очень простые. Кстати, можно было собрать дома нечто подобное, использовав вместо металлических стержней графитовые карандаши, причём, схема позволяла делать прибор с двумя карандашами. Были даже очень необычные «домашние» машинки с сенсором и даже с фотоэлементом. Впрочем, для серьёзного музицирования они были не очень пригодны. Разумеется, тогда я лично этого понимать не мог. Понял уже с годами, пройдя ту школу, благодаря которой и стал известным в городе. А тогда, когда это были только мечты, это упорно не понималось.
  - …А ты что успел застать?
  - «Уралы», на басу играл даже. «Тоники» кавказские застал. «Стелла» у нас была, «Орфеи» цельнокорпусные, «зебры».
  - По своим временам неплохой инструмент, – замечает Анжей, откладывая в сторону бас. – Ну, про «Yolanda Diamand» я не говорю, это мы все застали, кто и играл на таком. Кстати, если тебе очень надо, то у Ивана и Владимира студия – на репетиционной точке за цирком.
  - Я знаю, это одна из точек, на которые я нацеливался – голос писать… 
  Да уж, развлечение для всей семьи, когда голос записывали вот таким вот образом. Мы, к сожалению, ничего не сумели сохранить, наверное, было бы забавно, я сам пристрастился, так что призвание определялось именно таким образом.
  А что до темы самоделок электронных, так вот, у Ника я видел дома самодельный фототир «Погаси свечу»: пистолет с фотоэлементом внутри, который нужно было точно навести на нить электролампочки-«свечи». Совпало, срабтало – лампочка гаснет. Хотя, если технически – это такой «фототир наоборот». А настоящие (такие были даже в магазинах) включали в себя световой пистолет большой мощности, дающий резкую, сконцентрированную вспышку света, но настолько короткую, что она серьёзно нагрузить лампу не успевала. Кстати, маленькие лампочки, как для карманных фонарей, легко было купить в отделе радиотоваров.
  А самое интересное – это был тир с тринисторами: металлическая мишень, в которую нужно было попасть металлическим стерженьком, вделанным в корпус от ручки или что-то подобное. Крепили на резинке, но так туго, что попасть в центр мишени было очень трудно. Тринистор – это нечто вроде диода с дополнительным, «управляющим» контактом. В данном случае тринистор «отвечал» за включение лампочки: попал – зажглась. Лампочки либо ставились рядом с номером круга (число очков), либо их красили в разные цвета, чтобы отличать, какая с каким кругом связана. У Анжея такой был, пока он его кому-то из ведьм года три назад не подарил, всё равно он эту штуку под девятивольтовую батарейку сделал, сейчас такие тоже встречаются, раньше была самая ходовая «Крона-ВЦ». Геморрой этой игрушки – там нужно перед началом игры зарядить конденсатор. И так каждый раз. Кстати, сделать такой «тир» можно было только самому. Вот такая штука интересная.
  Вообще одними из наиболее удобных для моделистов батареек были здоровенные плоские 3336Л, имеющие плоские контакты, на которые можно было надеть клемму или намотать проводок петлёй, и это позволяло столь элементарным способом включать или выключать конструкцию. Впрочем, этим батарейкам был присущ один большой недостаток – их размер, и это в итоге привело к тому, что они вышли из употребления в наше время: то, что мы используем сейчас из техники, вполне нормально работает на круглых батарейках, которых очень надолго хватает для того же пульта телевизионного или для музыкального центра. Хотя, впрочем, сейчас моделистов стало меньше, если вспомнить, и если это моделист – то это законченный фанатик.
  Вообще, если брать в сравнении с сегодняшним временем, проще было починить многое из такого электрического. Просто было, если что, найти всё необходимое. Хотя иногда приходилось (мне – нет, но были те, кто это прошёл) ездить на свалки для того, чтобы найти банальный мотор для моделек.
  - …А я же списался в своё время по трекингу с Усовым. Нашли общий язык. Он, конечно, свою линию гнул, но очень аккуратно, понял, что от него требуется, а что от него явно не требуется.
  - Это хорошо, – говорит Водецкий, закрывая кейс с гитарой. – Много он с тебя взял?
  - По обычной сетке, только за рабочие часы.
  - Умеет человек бизнесом заниматься, – Ник заканчивает настройку гитары. – Что погнали мою партию?
  - Погнали…