Калдаруша

Виктор Панько
                КАЛДАРУША


   Наша  речка Калдаруша – самая любимая из всех мировых больших и малых рек земного шара, известных даже самому толковому школьнику нашей Данульской бывшей средней школы, а ныне – Теоретического Лицея. Вот какая у нас мировая Калдаруша! Она несет свои бескрайние воды в реку Прут испокон веков, а иначе – столько же времени, сколько существует река Прут, Черное море и весь земной шар. Поэтому я и сказал  «бескрайние воды», хотя  в некоторых местах по ее течению нашу Калдарушу может перепрыгнуть не только корова или теленок, но и обыкновенная коза или пятиклассник.
Да, это правда, если они попытаются скакать через Калдарушу  в ширину. А скажите, кто может ее перепрыгнуть в длину, то есть даже если взять ее малюсенький отрезочек от соседнего села Малиновское, которое раньше называлось Старый Балан и до соседнего же села Хыждиень, которое так всегда и называлось.      Бескрайняя она еще и потому, что, как известно, в одну и ту же речку,  по высказыванию древнего философа, невозможно войти дважды, а это касается и нашей  Калдаруши.
    Вообще удивительно, что нашу Калдарушу еще никто не пытался переименовать. У нас таких случаев бывает немало. Например, село наше раньше называлось «Данул». Это кому-то не понравилось, и было принято постановление букву «л» от этого названия оттяпать, и село стало называться «Дану». Балан стало называться «Малиновское» в честь известного полководца и так и называется до сих пор. Другому же известному полководцу – Ворошилову – не повезло. Его именем было названо тоже недалеко от нас расположенное село Душмань, но потом было принято решение переименовать его в «Октябрьское», а затем посчитали это необоснованным и решили вернуть ему прежнее наименование «Душмань». Село, которое называлось «Кубань» стало называться «Кобань», Яблона получила дополнительную букву и стала называться  «Яблоана». Была предпринята энергичная попытка переименовать Стурзовку в «Стурзешть», но она не удалась, так как для этого не было никаких оснований. А вот неподалеку расположенное село Нагоряны, где обосновались приехавшие когда-то из села Нагоряны Кельменецкого района Черновицкой области украинцы, то есть из села, получившего свое имя он «горы», то есть Карпат, таки удалось переименовать в «Нихорень». Смысл из-за этого полностью поменялся, и теперь получается, что жители этого села как будто бы отказываются петь в хоре! А разве это может прийти кому-нибудь в голову? Все хоры поют так, как им показывает дирижер, а все переименования  не всегда гармонично сочетаются с логикой вещей и мнением жителей. Зато видна общественная активность и имитация бурной деятельности!
     Нашу Калдарушу, я думаю, никто  никогда не переименует.
Во-первых, звучит это слово ласково на слух. Это название происходит от молдавского слова  «кэлдаре» - «ведро», а «калдаруша» означает «ведерко». Значит, тут есть еще и своего рода символический смысл. А слово «калд» еще, кроме того, переводится – «тепло»!
 Во-вторых, в случае переименования пришлось бы через каждые метров 100-200 устанавливать рекламные щиты с новым названием, а коровы, козы и пятиклассники все равно перепрыгивали бы  через нее, Калдарушу, этих щитов не читая.