Брянщина и Чернобыль

Татьяна Завадская
Юго – Западные районы Брянской области! Все знают, что это за районы и какая беда постигла их жителей. После взрыва на Чернобыльской АЭС именно они пострадали больше всех от радиации. Облако в виде дождей принесло беду, которую никто не видел и не чувствовал.
 Я помню этот день. Мы всей семьёй отдыхали на озере. Была жаркая погода, мы плавали, загорали, а делать это уже было нельзя.  Но никто не предупредил. Информации никакой не было.
 Позвонила подруга, она работала инструктором в райкоме КПСС и сказала, чтоб воздержались от употребления молочных продуктов. Предупредила, что это секретно, больше ничего сказать не может. Мы пожали плечами и ели молоко от своей коровы Ветки, которую держали родители. Думали, что какая-то инфекция обнаружена в магазинном молоке. А у нас ведь своя корова.
 Потом, когда правительство сообщило народу о случившемся, тоже ничего понятно не было.
 В колхозах и совхозах массово стали избавляться от овец. Как потом оказалось, в их шубе радиация зашкаливала. Но это стало известно потом. А сначала на рынке появилось изобилие баранины, и мы ринулись покупать её и есть. Ведь в те годы в магазинах ничего не было. И вдруг столько мяса! Естественно, баранина оказалась  в наших желудках, а шкуры были сданы государству на переработку.
 Начался призыв через военкомат на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Призывали молодых мужчин, у которых было по двое детей.
 Это было начало. Эту информацию знают все.
 Наша красавица, богатая лесами Брянская земля стала опасна для проживания и отдыха.
 Конечно, были проекты по выселению Красногорского района, Климовского, Новозыбковского…
Я видела заброшенные деревни в Новозыбковском районе. Но это не значит, что программа по выселению была выполнена, и люди уже не живут в опасной местности. Как жили, так и живут.
Как пахали свою радиационную землю, так и пашут и едят то, что вырастят. И удивляет то, что проезжая по дороге от г. Клинцы до г. Новозыбков, видишь, что почти вся земля в этих «грязных» районах вспахана. Растут зерновые, картофель, пасутся стада коров и даже табуны лошадей.
 А вот от Брянска до Унечи и до Клинцов все земли пустуют, заросли бурьяном, хотя здесь считается «чистая» зона. От Новозыбкова до Климова и в сторону Злынки стоит богатый лес. В нём много грибов, ягод. Местные жители всё собирают, едят, возят на продажу…
- Живём один раз,- говорят они.
 По роду своей работы я часто бывала там, разговаривала со своими работниками, которые проживают в Новозыбкове, замеряла на них радиацию. На женщинах было почти в норме, на мужчинах повышенная в области волосяных покровов, на подошвах же ног повышена у тех и других. И как ни странно, светились больше мы, приехавшие из «чистой» зоны. Женщины из Новозыбкова посоветовали сразу по приезде домой помыться и переодеться, постирать одежду. Мы так и делали после каждого посещения по работе тех районов. По себе чувствовала, что болела голова и обострялись хронические заболевания.
 Первые годы на рынке проверялись продукты на радиацию. Сейчас всё затихло. Из Климовского района, где радиация очень высокая, в изобилии везут огурцы, чернику…
 Никому нет дела, что мы едим, сколько проживём и от чего помрём. Поэтому не удивительно, что болезни щитовидной железы и рак в наших районах зашкаливают все показатели по стране.
 Ликвидаторы Чернобыльской АЭС ждут, не дождутся квартир, а жители Юго-Западных районов получают свои мизерные «гробовые», которых не хватает на пару дней по современным ценам.
Правда,  женщины здесь уходят на пенсию в 45 лет, а мужчины в 50. Но с каким здоровьем они уходят?
 А вообще нужны ли простые люди своему государству?

 Фото из интернета.

Брянская область является самой неблагополучной в радиационном плане. Западные районы области еще долгое время будут загрязнены радиоизотопами цезия. По прогнозным оценкам в 2016 году, в районе населенных пунктов Новозыбков, Злынка, уровни поверхностного загрязнения цезия-137  будут достигать 40 Кюри на квадратный километр.