Уровни счастья

Константин Бенкен
У человека есть такие интересные вещества, которые называются эндорфины. Они так называются, потому что по своему строению похожи на ранее изученный морфин,  наиболее известный представитель группы опиатов. К ним же относит кодеин и полусинтетические наркотики, получаемые из натуральных компонентов. Ещё эндорфины называют "гормоном счастья". Дело в том, что именно их выброс в кровь вызывает повышение настроения у человека и уменьшает боль - эндорфины к тому же и естественные обезболивающие. Вводимые вещества действуют точно так же, только из-за высоченной дозы организм решает, что ему слишком хорошо и перестаёт сам синтезировать эндорфины. Из-за этого самочувствие человека без наркотиков становится хуже, чем раньше. При дальнейшем приёме организм защищается дальше и уменьшает количество рецепторов к эндорфинам, то есть уменьшает чувствительность к эндо- и обычному морфину, а так же его производным. Приходится увеличивать дозу, что приводит к последствиям не совместимым с жизнью. Но это не совсем то, о чём сейчас пойдёт речь. Поговорим о норме, о том какие различия бывают у людей, в связи с разными уровнями эндорфинов.

Для начала вот такой вопрос: зачем организму нужен описанный механизм компенсации? Он настраивается на среднее, приводит длительное состояние в нормальное. Организм в данном случае можно сравнить с фотоаппаратом или микроскопом, которые настраиваются на среднюю интенсивность света, чтобы пересветов и недосветов было минимально. Получается максимальный диапазон реагирования на внешние воздействия, можно как стимулировать так и отпугивать. Плюс это оптимальное состояние для жизни тела и сознания.
Зададим несколько тезисов, от которых будем в дальнейшем отталкиваться.
1. Люди имеют разные уровни синтеза эндорфинов. Думаю, что это понятно: все синтезируемые вещества у человека вырабатываются немного в разном количестве. Люди вообще разные, одинаковый разве что pH крови. Это разнообразие полезно эволюционно. Или нейтрально, потому не отбраковывается в процессе отбора.
2. Люди имеют разные количество рецепторов к эндорфину. То же самое, индивидуальные особенности.
3. Нормальное состояние, настроение человека - спокойно счастливое, радостное, довольное. Не крайнее состояние радости, счастья, когда человек от неё прыгает, а когда он просто улыбается жизни и окружающему миру.
4. Когда состояние человека хуже нормального, когда уровень эндорфинов крайне низок, то все неприятные ощущения человека обостряются - всё начинает приносить боль, причём обычную физическую. Тут очень важно помнить: ничего в окружающем мире не меняется, те же люди, те же касания, но реакция на них болезненная из-за того, что нет обезболивающего действия эндорфинов. Касание, которое раньше казалось приятным, оказывается приносящим боль. Самое важное тут слово - кажется. Ничего кроме восприятия не меняется, только физиология организма виновата.

Что из этого можно получить? Прежде всего то, что людям нужно различное количество эндорфинов: кому-то хватит и естественного низкого уровня, чтобы быть в нормальном настроении - высокая чувствительность к ним, много рецепторов; а кому-то нужно постоянно приподнимать естественный уровень "гормона счастья", чтобы быть в норме, так как соотношение синтеза эндорфинов и рецепторов к ним не в пользу первых и не хватает чувствительности для поддержания нужного уровня реакции. Это может быть не очень хорошо в точки зрения физиологии, но в пределах нормы, нельзя говорить, что это плохо или неправильно.
Как можно приподнимать уровень эндорфинов?
Выброс эндорфинов в кровь - это стимуляция организма, примерно как давать банан обезьянке за выполнение задания, подкрепление эволюционно правильных поступков. Секс означает размножение, потому он очень сильно поддерживается эндорфинами. Кроме того эндорфины - обезболивающее и это тоже помогает выжить в сложных ситуациях. Так, например, организм воспринимает быстрый бег, как спасение от хищника или наоборот охоту за добычей - в любом случае, чем быстрее, тем лучше, потому нужно подкреплять желание человека бегать. Из-за этого многие физические нагрузки улучшают настроение. Боль может мешать нам бежать, сражаться или делать что-то ещё, эндорфины решают эту проблемы - мы перестаём чувствовать боль. Но потом может настигнуть болевой шок.
Выход из стрессовой ситуации тоже правильный поступок и тоже подкрепляется организмом, а во время стресса требуется обезболивание. Убежал от медведя - уровень эндорфинов поднимается. Удержался на краю обрыва - радостно. Многие любят искусственно создавать такие ситуации - на этом построен весь экстремальный спорт или просто экстремальное времяпрепровождение. И такие занятия становятся практически дозой - они поднимают настроение до нормального, а без них плохо. Реально плохо, ломка, физическая и психологическая боль, просто из-за физиологии данного человека. Правда не знаю, могут ли экстремальные занятия вызвать такую дозу эндорфинов, что постоянный нормальный их уровень упадёт как от наркотиков. Думаю, могут, если опасность очень высока и интенсивна. После такого экстрима человек уже не может жить спокойной жизнью и начинает искать приключения на свою голову. Так как без сильного стресса такой человек начинает быть раздражительным, в физиологическом смысле, причём негативно раздражительным, с болью на всё.
Интересно, что и негативные эмоции, действия приводят к повышению уровня "гормона счастья". Многие любят устраивать ссоры, склоки из-за того, что потом становится лучше - на контрасте с тем как было плохо и от выброса эндорфина в кровь. Видимо это тоже имитация каких-то естественных эволюционно полезных поступков. Некоторые строят свою жизнь на таком способе добычи эндорфинов.
Какой способ человек выберет для стимуляции, для поддержания нормального состояния зависит от него самого, того, что он умеет, и его отношения к жизни. Но вот, что интересно: человек почти всегда стремится испытывать состояния приносящие больше радости, чем нормальное. Терминологически: стремится быть счастливым, а не радостным. К этому стремятся все организмы. Широко известен опыт на крысах, которым вживляли электрод в мозг, в зону удовольствия, и давали педаль, нажатие на которую приводило к стимуляции через электрод. Счастливые крысы умирали от голода прямо на педали, которую нажимали до последнего. Человек, при возможности, обычно это деньги, поступает так же. Возьмём для примера еду. Когда человек живёт впроголодь, он счастлив любой еде, но она бывает редко, это состояние не становится нормой. Он начинает зарабатывать чуть больше и ест каждый день, сытость для него теперь норма, от неё он просто радостный, чувство счастья появляется теперь только когда он урвёт что-то особо вкусное, деликатесное. Человек раскручивает свой бизнес, и простые деликатесы перестают приносить счастье - они становятся обыденной едой, но он стремится к острым ощущениям с адреналином и эндорфинами, раньше же они были! Потому, когда дело достигает пика доходности, он может себе позволить редкостные деликатесы за бешеные деньги. Но и они быстро перестают приносить особые ощущения, приедаются. Человек уже не знает, что делать, придумывает различные пищевые извращения. Ситуацию спасает кризис - он остаётся с одной краюхой хлеба. Как он будет себя чувствовать? Очень плохо - такая еда не может поддерживать прежний нормальный уровень эндорфинов. Но постепенно депрессия проходит, организм принимает такое питание за норму и человек опять более или менее доволен жизнью. И, если ему удастся удержаться на плаву, опять пойдёт карабкаться в ту же гору, как тот счастливый грызун.
Какие выводы можно сделать?
Прав буддизм, говорящий, что материальный мир не приносит постоянного счастья, что оно приходяще и сменяется страданием. Излишества в чём угодно, в конечном итоге, приводят к тому, что они становятся нормой, а значит не дарят счастья, или к смерти, когда становятся просто не совместимы с жизнью. Вследствие всего этого не стоит на них прельщаться, мы же не крысы. Я надеюсь. Нет смысла постоянно улучшать свою жизнь на бытовом уровне - счастья это не принесёт. А что принесёт? Это уже совершенно иная тема для большой дискуссии.
Говорят, что есть способ избавиться от наркотической зависимости - длительное голодание. Видимо организм, опять же компенсаторно, начинает повышать уровень синтеза эндорфинов, чтобы привести такое состояние к нормальному ощущению, чтобы опять быть посередине. После этого и нормальное питание покажется вам лучшем на свете. Это к тому, что если вам мало эндорфинов, то не обязательно искать их на стороне, в виде экстремальных занятий и пр. Можно изменить баланс так, чтобы хватало и своих. Да, это не просто, да не быстро, но результат можно от этого испытывать всю оставшуюся жизнь. И качество жизни будет ничуть не хуже, ощущения те же самые. И не нужно постоянно стремиться быть счастливым - это приведёт к изменению физиологического баланса и придётся брать новые вершины, а чем это кончается уже сказано выше.