Абстракция мысли

Даная Дан
Сложная мысль в прозе, поэзии для слабого ума является абстракцией, трудной для понимания и адекватного восприятия. Все непонимаемое и невоспринимаемое для неподготовленного ума и ограниченной психики - суть слабого и ограниченного в ментальных возможностях. Так ограничения в чем-либо - в познаниях, умственных иль психических возможностях - налагают запрет на понимание выходящего за границы возможностей субъекта. Соответственно, в представлении такого субъекта все сложное - бездарное, сотворенное бездарным ваятелем. Если расширить познания в чем-либо возможно, то снять ограничения с умственных и психических возможностей практически не представляется возможным, если только с помощью генетики не удастся блокировать ген отвечающий за безопасность психики, что может повлечь потерю рассудка, а значит и этот путь - тупиковая ветка эволюционного развития. По психическим возможностям и умственные. Выход за пределы психических возможностей сопряжен с риском заболевания психики. В жизненной практике так и происходит - пытающиеся понять непосильно сложное сходят с ума.

Мир разумен, в нем нет случайностей - все закономерно. Поэтому для ограниченных в ментальных возможностях существуют такие же ваятели искусства - художники, скульпторы, музыканты, писатели, поэты, чьи продукты творческой деятельности соответствуют умственным и психическим способностям конкретного потребителя, с той лишь разницей, что их творения не являются настоящим искусством. Оценкой творчества занимаются с развитыми ментальными способностями, чей уровень интеллекта очень высок, а психические возможности позволяют понять абстракцию мысли. Мысль не только в письменном тексте - картина иль музыка это тоже результат умственной деятельности. Дословно: «Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.» Следовательно, абстракция является необходимым элементом для выделения существенного значения предмета или явления. В изобразительном искусстве для придания объемности чего-либо создаются тени, блики - как контраст тени, оттенки, являющимися теми же, неяркими тенями. Для придания глубокого смысла письменного слова используются те же тени - абстракция мысли или метафоры, аллегория, художественные сравнения, недосказанность. У каждого есть способность к абстрактному мышлению - это одна из черт человека, которая сформировалась одновременно с языковыми навыками, и каждый  индивид способен производить простейшие абстрактные мысли. Но эволюция не стоит на месте. И в каждом виде происходит межвидовое разделение на более способных и менее приспособленных к новым условиям выживания. «Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения» -  так утверждает современная психология, считая, что мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам. Исходя из этого утверждения можно сделать вывод, что чем сильнее субъект ощущает чувственность чего-либо, тем сила его мысли глубже и объемнее по восприятию. Пресловутые тени - способность создавать их в творчестве - позволяют увидеть сюжет объемно, выпукло. Но тени, придавая творению реальность, могут породить и страх. В произведении «Что нужно поэту чтобы стать поэтом» мной отмечалась эта закономерность, что за непониманием великого кроется страх:

Глубокая мысль, недосказанность, метафоры и аллегория отбрасывают тени. Страшна не сама тень, а скрывающееся в тени. Воображение может нарисовать ужасное. А ужасным может быть все - личное неприятие к чему-либо или нежелательная правда. Как ночь скрывает краски мира, а свет луны искажает до неузнаваемости черты пространства, так и сложная мысль покрывает покровом тайны стих и искажает восприятие неподготовленного разума. Мир теней страшен для слабых. Умное творчество, полное теней и загадок, непостижимо для понимания слабого ума. Поэтому красивые сложные формы с красивым сложным содержанием требуют ответного восприятия -  совершенных ментальных качеств - развитых умственных и психических способностей. Поэзия, по подобию прекрасных звезд, в условиях незащищенности - непонимания, может показаться колючим холодом. Говорят можно скрыть душу, не думаю - она в словах, в деяниях. Можно скрыть замысел, но внутренняя красота не имеет сдерживающих границ. Все отражается в творениях человека, вот только не всем доступно понимание красоты, а она бывает разной - и светлой, и окрашенной в темные краски. Непривычный к темноте глаз во тьме ничего не увидит, так и с поэзией отбрасывающей тени - слабый ум и скудный на яркие краски внутренний мир не поймет в чем красота поэтических строк.

Можно ли до ограниченного в умственных возможностях сознания донести неправильность выводов о великих творениях как не представляющих интереса для прочтения или созерцания? Нет, ибо мышление в плоскости неспособно переходить на уровень объемности - одновременно ощутить высоту полета и глубину мысли.