Часть i. новелла 1. видение...

Лель Апрелев
               

                НОВЕЛЛА ПЕРВАЯ.
                ВИДЕНИЕ В МОНАСТЫРСКОЙ КЕЛЬЕ.
               
Не ведал, какого я рода,
И сызмальства жил сиротой.
Мой дом было лоно природы,
Бродяги – родною семьей.

Водил я слепцов по базару,
На жалкие жил медяки,
Но сам был строптивого нраву,
За что получал тумаки.

Однажды меня, в кровь избитым,
Священник седой подобрал.
В обитель привёл, где он сытно,
Меня накормив, обласкал.

Как дикого глупого зверя
Меня добротой приручал,
И много потратил он время,
Пока человеком я стал.

Так жизнь наступила иная,
А прежняя канула в прах,
Стена отделяла глухая
Меня от вчерашних бродяг.

Мне грамоту, тайны науки
Другие аббат преподал.
Под ритмы органного звука
Я страстно и жадно читал.

И стал образован по воле
Святого прелата-отца,
И не было лучшей мне доли,
Чем в рясе ходить чернеца.

И братство святых капуцинов
В монахи постригло меня,
Все мысли земные отринув,
Я жил перед Ликом Творца.

Прошёл семинарию скоро,
И сан уж духовный принять
Готовился я в эту пору,
Чтоб вскоре аббатом мне стать.
               
Однако смиренье не стало
Утехой строптивой души,
И сердце младое стучало
В тиши монастырской глуши.

Я мучался в тайнах познанья,
Кто я?.. И как имя моё?..
Кто люди те, что в мирозданьи
Сваяли моё естество?..

Так, в муках бесплодности мыслей,
Несчастный в ночи засыпал,
Чтоб утром сомнения грызли.
И так каждый день я страдал.

В молитвах своих исступленно
Я образ родителей звал,
Но рок, как всегда, непреклонно
Мне тайны постичь не давал.

Так светом угасшей надежды
Я дальше готовился жить,
Но случай, неведомый прежде,
Заставил вдруг жизнь изменить.
            
                * * *
Раз осенью, после всенощной
Ко сну, как всегда отошел.
Закрыты мои были очи,
Но сон почему-то не шёл.

И так уж довольно-то долго
В раздумьях во тьме я лежал,
Вдруг белая тень у порога
Возникла – и я задрожал…

И в страхе поднявшись с постели,
На призрака я поглядел.
Была то не женщина – фея,
Но бледно лицо, будто мел.

Одета богато. Сверкали
Брильянты на шее её,
Черты красотой восхищали,
Брильянтом блестело кольцо.

Она мне сказала: «Сыночек!..
Я долго искала тебя,
И только лишь нынешней ночью
Молитва дошла до меня!
Ты мучился долго, мой милый,
Желая узнать, кто ты есть.
И с высшей небесною силой
Тебе я поведаю весть:
Была я пастушка простая,
И в графстве жила сиротой,
Но утро цветущее мая
Однажды мне стало Судьбой.
На счастье своё повстречала
Тогда на лугу короля.
Огнем наша страсть воспылала,
Так стала женой его я.
Меня он любил до забвенья,
Его я рабою была
*И даром ему в День Рожденья
В себя поселила тебя.
Но грянула страшной бедою
На край наш счастливый война,
И я не дождалась из боя
Живым своего короля.
Пришел увенчаться короной
Другой человек, очень злой,
Что прежде был другом достойным,
И чтоб завладеть грязно мной,
Затеял измену и бойню,
Столицу кольцом осадив,
На случай за мною в погоню
Охрану свою снарядив.
Но ночью я лунною скрылась,
Искал он повсюду меня,
В дремучем лесу затаилась
И там родила я тебя.

Но милый мой, как ни печально,
При  родах твоих умерла.
И только лишь к богу отчаянно
Взывала в предсмертии я.
Старуха тебя подобрала
Пред дубом в старинном бору,
А тело мое закопала
В том месте в полночном часу.
Прохожим бездомным калекам
Ты отдан той женщиной был.
Под их равнодушной опекой
Несчастным оборвышем жил.
Что дальше, ты знаешь мой милый!
Сурова судьбина твоя,
Но крестной природную силой
Ты сыном рожден короля!
Моя же душа воспарила
В страну, где несчастьям конец,
И нет там страданий унылых,
И рядам со мной твой отец.
Ты долго зовешь нас, я знаю,
Услышав молитву твою,
Пришла я к тебе, неземная,
Привет от отца отдаю.
В знак тайны раскрытой рожденья
Дарю тебе это кольцо,
Чтоб черною тучей сомненья
Твое не губили лицо...».

И, сняв с безымянного пальца,
Брильянт мне надела она:
« Молись за невинных страдальцев
И помни, мой мальчик, меня.
Сынок, это перстень фамильный,
Король мне его подарил
При нашем венчаньи. Отныне
Хочу, чтоб его ты хранил.
Мы с этой сегодняшней ночи
Беречь будем зорко тебя.
Но вот рассветает; и очень
Мне жаль, но расстаться пора!..»

Упав перед ней на колени,
Её я остаться молил,
Но тьма поглотила виденье.
Рыдая, лежал я без сил.

                * * *
Лишь утро забрезжило светом,
В келью проникая лучом,
К прелату за мудрым советом,
Измученный весь, я пришел.

Рассказ мой весьма терпеливо
Прослушал седой опекун,
Затем мне сказал: – Это было
Знаменье, мой сын, на канун,
Канун тех больших изменений,
Что ждут очень скоро тебя.
Сегодня на утреннем бденье
Поставь две свечи от себя.
И, думаю, тотчас проститься,
Должны мы с тобою, родной.
Обязан ты в мир возвратиться,
Где долг твой начертан судьбой!..
Однако не думай о мести,
Хоть ты по рождению принц.
Запомни: убийство – бесчестье,
Порок без разумных границ.
Все козни коварным злодеям
Зачтутся им в муках в аду.
С отмщеньем не станешь добрее.
Жестокость – дорога ко Злу!
Судья только Бог всем, и волен
Лишь Он справедливо карать.
Святого писания корень
Нас учит любить и прощать.
Как выполнишь долг свой, не знаю,
То сердце подскажет тебе,
Но плох тот священник, коль злая
Смятенья печать на душе.
Когда вновь достигнешь покоя,
Мы с радостью примем тебя!
Ты сана аббата достоин,
В молитвах с тобой буду я!..»

                * * *
Из ордена к полудню вышел,
Не зная, куда мне идти,
Опять на до мной небо – крыша
И солнечный луч на пути.

Поклялся найти я могилу,
Где прах моей матери скрыт,
То был мой обет – лучше сгину,
Чем клятвы нарушу гранит…
          
               к новелле 2.http://www.proza.ru/2013/07/27/1756