Диоген

Наталия Ермашова
Всегда среди людей и вечно один…

Философ с трудом выбрался из пифоса. Сгорбившись и опираясь на палку, он приготовился к встрече солнца. Кто знает, быть может, в последний раз ему выпадает счастье приветствовать светило? Помнится, в прекрасный солнечный день в Каринфе перед ним возник юный, но уже великий Александр… Давно это было… Александр понимал не только своё, но и чужое величие. Впрочем, как его отец царь Филипп… Он предлагал стать придворным философом. Александр… Александр…, говорят, ты покорил полмира? Как ты сказал тогда: «Если бы я не был Александром, то стал бы Диогеном!».

- Кюникос, брат мой, подойди ко мне. На свете нет существа ближе философу, чем верный пёс. По сути, мы оба с тобой просто старые псы. Я собака – Диоген, или, как меня называл этот выскочка Платон, сумасшедший Сократ? Слава Богам! Я чувствую солнце! Кюникос, друг, слышишь, уже просыпается агора, скоро площадь наполнится жизнью, вернее, видимостью жизни. Пожалуй, я понимаю, что такое вечность…, - полуослепшие глаза философа были обращены на восток. – Эх, увидеть бы ещё раз эти насмешливые зелёные глаза… Как её звали? Кажется, Фрина, как ту самую гетеру, с которой Пракситель изваял свою Афродиту. Фрина… Как давно… целая вечность… Фрина… Фрина…


- «Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-то смысл». Лучше не скажешь.

На другом конце географии, по другую сторону времени женщина с насмешливыми зелёными глазами всматривалась в лица прохожих.

- Удивительно! Какие смазанные несчастные лица. Как будто город заполнен серым небом и невообразимой вселенской скорбью. Сплошная озабоченность и раздражение. Наши серые будни из ниоткуда в никуда… из зимы в весну, потом в лето… осень… опять в зиму… Без удовольствия, без смысла, без любви… Интересно, удивился бы философ-киник, доведись ему лицезреть всё это?

Женщине вдруг стало весело, она представила, как навстречу по пешеходному переходу идёт Диоген, правой рукой опирается на массивную палку, левой держит зажжённый фонарь и вопит: «Ищу человека!» А рядом, весело лая на машины и ошалевших пешеходов, бежит его верный пёс. Лысый, сгорбленный, босой, почти голый философ… Вряд ли мы окажемся мудрее и терпимее древних греков. Женщина улыбнулась оказавшемуся рядом сердитому пенсионеру, и тот час на его недовольном озабоченном лице тенью мелькнуло недоумение. Но улыбаясь женщина легко шла вперёд, её мысли были заняты Диогеном и его фразой: «Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-то смысл.»

- А если просто получать удовольствие от жизни, то это и будет смыслом.

Женщина не заметила, как вступила в диалог с философом-киником на другом конце географии, по другую сторону времени… так, если бы он просто шёл рядом.