Поколение iPhone - Глава 4

Алексей Фоломеев
Глава 4 - Человек и система
***
- С чего это в обществе, которым правят серость, бездарность и коррупция, интеллигенции и творчеству живется лучше всего? – с ехидной улыбкой вернулся к вопросу Виктор.
- А ты подумай. Ты же считаешь себя умным? – с такой же ехидной улыбкой спросил Евгений.
- О! Я не считаю себя умным. По крайней мере, не таким умным как ты. 
- Не буду с этим спорить. Кому на Руси жить хорошо? – саркастически улыбнувшись, с печалью посмотрев на пустую чашку, сказал Евгений.
- Чиновникам, - бескомпромиссно ответил Виктор.
Это заставило Евгения улыбнуться, отвести взгляд от пустой чашки и, собрав все свое самодовольство и пафос, сказать:
- В обществе посредственностей таланту легче пробиться, так как у него нет конкурентов.
- И почему же талантливые люди не пробиваются наверх? – смеясь, спросил его Виктор.
- Политики в России могут похвастаться всем чем угодно, кроме здравого смысла. Стоит талантливому человеку получить пост с хоть какой-то властью, как талантливость тотчас же испаряется, причем вместе с порядочностью. И начинаются все эти метания из стороны в сторону. Он не пытается сделать как правильно и как надо, а пытается угадать, как хочет самый большой начальник, к которому попросту невозможно пробиться, а сам он молчит как партизан. А молчит он, потому что всю его жизнь его учили молчать! И не говорить правду. И говорит он только штампами, выступает за все хорошее против всего плохого. Делами же скорее вставляет палки в колеса тем, кто хочет и пытается решать проблемы. А если и начинает говорить, то говорит настолько расплывчато, что невозможно понять, чего он хочет. И вообще лучше бы он молчал, потому что  подчас его высказывания противоречат сами себе, -  мрачно и тихо, словно от безысходности говорил Евгений. - К тому же не все, кто считают себя талантливыми, являются талантливыми на самом деле. Талантливых людей мало. И даже если ты талантлив, этого мало. Чтобы пробиться, нужно быть еще и достаточно упрямым.
- И с деньгами, - добавил Максим. – Вот родится талант в какой-нибудь деревушке. И что с того? У него будет выбор - или остаться в деревне и пить от безысходности или уехать в город и работать, работать, работать, задвинув свой талант подальше до лучших времен. Здесь нет условий для таланта, и нет программ поддержки талантливых людей. Любой талантливый ребенок, родившийся не в Москве, не у богатых родителей, обречен не реализовать свой талант.
- Не то что в Европе или…, - попытался вставить Виктор.
- Да заткнись ты со своей Европой! – перебил его Евгений. - Сколько можно.
- Вот ты за эволюционное развитие? Предложи, что делать нужно, – попросил его Виктор.
- Ну, уж точно не устраивать революцию и смену власти. В революцию таланту точно не выжить. Кстати в 90-е годы как было? Все же образованная интеллигенция начинала и где она была сразу после того, как в России наступила демократия? Кому нужны были инженеры, ученые, писатели, вся эта творческая интеллигенция? Они были брошены государством. И кто в этом был виноват? То же самое было и в начале века. Государство, какое бы оно ни было - главный друг творчества! И чем длиннее застой, тем лучше пишется, и рисуется. А чем быстрее изменения, тем меньше времени на творчество. Не до творчества. Мир меняется и нужно меняться вместе с ним. Нужно выживать. Да и окружающий мир не опишешь, так как он меняется быстрее, чем успеваешь поднести ручку к бумаге.
- Браво! Оказывается, творцу, чтобы творить, нужен застой! – восхищенно выкрикнул Виктор. – Прости, что не аплодирую стоя. Мне лень.
- Не только застой. Творцу, чтобы творить, нужно еще и жить, не отвлекаясь от творчества. И сейчас это проще чем когда-либо. Для этого не нужно обладать исключительными знаниями или быть кем-то выдающимся. Для того, чтобы зарабатывать две три тысячи долларов и спокойно жить, нужно просто хоть что-то уметь. Причем неважно, что ты умеешь, так как остальные, скорее всего, и этого не умеют. В стране разрушена система образования. Университеты, вместо того чтобы учить, штампуют дипломы, - говорил Евгений.
- А кто в этом виноват? – безразлично смотря в сторону, спросил Виктор.
- Те, кто проводили реформы в 90-е годы, - без тени сомнения ответил Евгений. – Только сейчас об образовании снова начинают вспоминать и выделять на это хоть какие-то деньги, - задумчиво сказал Евгений.
- То есть систему нужно менять? – с улыбкой спрашивал Виктор.
- Да что ты пристал! – устало и нервно крикнул на него Евгений.
- Что-что…. Система определяет людей. Систему нужно менять. Людям нужны социальные лифты. Люди хотят видеть перспективы. Отсутствие перспектив выводит их на улицы! – с серьезным лицом заключил Виктор. 
- Люди определяют систему. И ты тому пример. 
- Нет! – смеясь, воскликнул Виктор. – Я как раз подтверждение того, как система влияет на человека. Эта система и меня испортила. И его тоже! - показал он пальцем на Максима.
- Не система тебя портила, а ты систему. Не система формирует людей. Люди формируют систему! – продолжал настаивать Евгений.
- Нет, система воспитывает людей! – возражал Виктор.
- Что же было первым курица или яйцо? Извечный спор детей до десяти лет, - тихо и раздражённо сказал Максим, рассматривая официантку. Ему нравилось ее тело, и Максим периодически робко, но грязно, пялился на нее, стоило ей отвернуться.
Отец Максима хотел, чтобы его сын работал на него, но Максим отказался. Для него это было делом принципа. Он не хотел, чтобы все в его жизни устраивал отец, и каждый раз, когда у него была возможность про это напомнить, он яростно напоминал. У Максима не было организаторских способностей или жилки предпринимателя, но он этого и не хотел. По правде сказать, всем было бы проще, если бы Максим принял предложение отца, и занялся бы семейным бизнесом. Максим переживал по этому поводу, но поделать с собой уже ничего не мог. Михаил был разочарован решением сына, но он его принял, с сожалением махнув на него рукой. Михаил мог надавить на сына, они оба это знали, но сейчас у него не было на это ни здоровья, ни желания.
Работать Максим пошел не от желания работать, а от желания доказать отцу и самому себе, что он может зарабатывать без его помощи. Это был протест, нежели рациональное решение. Как и в любом протесте, в нем преобладали эмоции, но не разум.
Первая работа Максима - оператор колл-центра. Он получал пятнадцать тысяч рублей в месяц за восьмичасовой рабочий день в офисе, что было достойной зарплатой в далеком 2005 году. Работа была нудной, без каких-либо перспектив карьерного роста. С вечно орущим по любому поводу менеджером, желавшим то ли продвинуться по карьерной лестнице, то ли получить по морде; с каждодневным бесплатным цирком и полным похуизмом всех и каждого. Работа заключалась в сборе заявок на техническое обслуживание абонентов; подключение их к сети Интернет или настройке оборудования. Техники были ленивы и не спешили на помощь к пользователям. Ожидать техника можно было от трех дней до недели. Дождавшись техника, приходилось платить за его работу, так как подключение и настройка были платными. За подключение и настройку абоненты платили от пятисот рублей за выезд. Еще пятьсот рублей стоила настройка. Некоторые особенно рьяные техники умудрялись продавать дополнительно разного рода услуги. Установку программ и антивирусов, переустановку операционной системы, продавали комплектующие, в основном модемы, роутеры, сетевые и видеокарты. За все это техник брал отдельную плату.
Как только Максим рассказал про столь вопиющую ситуацию, у Виктора возник план. А что если Максим будет передавать заказы не в службу технической поддержки, а Виктору? А Виктор сам будет приезжать к клиенту, настраивать все необходимое оборудование и забирать деньги. Настройка благо была простой, и для этого не требовалось особых знаний. На самом деле настройка была доступна любым пользователям, которые используя инструкции, без какого-либо труда могли подключиться самостоятельно. Виктор быстро организовал параллельную службу поддержки.
Виктор успевал сделать за день пять-десять заказов, делая в среднем по десять тысяч в день. Это была неплохая прибавка к зарплате. В месяц у них выходило примерно по сто тысяч на каждого. Для сравнения, Евгений на своей госслужбе в то время получал со всеми надбавками и премиями двенадцать тысяч в месяц.
Вскоре в колл-центре начали фиксировать звонки, что несколько осложнило работу. Максим начал дублировать заказы. Учитывая, что технической поддержке требовалась неделя на выполнение заказа, они не волновались. Вскоре к технической поддержке возникли вопросы, так как они с части заказов не привозили деньги за подключение и настройку. Приезжая к пользователю, техническая поддержка обнаруживала, что работа уже сделана, и денег им платить никто не хочет. Два месяца потребовалось им на то, чтобы довести свою работу до выездов в тот же день. А тем временем служба безопасности вычислила Максима. Максим уволился в середине пятого курса, купил дипломную работу, машину и с чувством выполненного долга ушел на полгода в заслуженный отпуск. По возвращению из которого обнаружилось, что денег осталось не так много, а зарплата в пятнадцать-двадцать тысяч рублей в месяц в 2006 году казалась неприлично маленькой.
Виктор тем временем устроился начальником отдела материально-технического обеспечения и по совместительству «начальником склада». Зарплата у него была небольшая, но дело было в другом. Виктор в месяц умудрялся закупать фуру бумаги. Причем каким-то немыслимым образом он умудрился вдолбить многочисленным начальникам, насколько это хорошо, что ведомство тратит столько бумаги! И начальники с гордостью и самодовольством рассказывали, как их ведовство тратит фуру бумаги в месяц. Когда же вскрылось, что не в месяц, а в год, и не фуру, а микроавтобус, Виктор уже был в другой структуре и в другой должности.
Став начальником административно-финансового управления, Виктор занимался информатизацией. Информатизация сводилась к закупке компьютеров и программного обеспечения по следующей схеме. Найди подходящие компьютеры в интернете, прибавь к сумме тридцать пять процентов и закупи, не забыв поделиться с курирующим замом. Схема была проста и не требовала вообще никаких лишних телодвижений. Очень скоро Виктор понял, что иметь дело со сторонними фирмами невыгодно, и он решил сделать ход конем. Через Максима организовал фирму по поставке компьютерной и офисной техники, которая в свою очередь брала на себя не только поставку, но и поддержку. Походу выяснилось, что если не закупать компьютеры, а собирать самим, то можно заработать еще больше! А если собирать компьютеры из левых китайских комплектующих…. В общем, бизнес сначала пошел в гору, потом поднялся до небес, и не за горами уже был его переход в космическое пространство, и покорение новых, еще невиданных Виктором горизонтов, стало лишь вопросом времени.
Но ****ец, правда, пришел оттуда, откуда не ждали. У ведомства сменился Руководитель, который решил навести порядок, разделив административно-финансовое управление на административное и финансовое. Главный смысл сводился к тому, что договора должны были храниться в финансовом управлении, а курировал его работу лично Руководитель. Зам, начальник управления, начальники отделов и складов, приняли такую идею в штыки, называя подобную реформу «вредной», опасаясь, что подобные действия могут сорвать работу, увеличить штат госслужащих и могут стать причиной возникновения коррупции! После чего, протестуя против возможного срыва работы, весь руководящий состав управления уволился в знак протеста. Чуть позднее за ними отправился и зам, так как сразу же после передачи договоров в новое управление к нему возникло много вопросов.
Виктор попал в «стоп лист», и все государственные и не очень структуры начали шарахаться от него и его предложений. В итоге грандиозные планы пришлось пересмотреть. Но уже сделанных инвестиций хватило и на большую квартиру в центре Москвы и на крутой джип, и на бухло. Благодаря избытку свободного времени и денег в Викторе проснулась потребность к борьбе за свободу и справедливость. Не в силах сдержать этот порыв, он проникся идеалами либеральной демократии и свободного общества. Легким движением ноги открыв тугую дверь в клетку к внесистемной оппозиции. Клетка была маленькой, но со всеми удобствами, и как многие интернет-хомячки он крутился в своем маленьком уютном колесе, пока однажды не осознал «истину», увидел свет в конце туннеля, и поставил перед собой цель! Так обычно и происходит таинственная мутация, превращение обычного интернет-хомячка в тролля10. Днями напролет он рассказывал о коррупции в госструктурах. Сидя в кресле перед монитором, он яростно стучал по клавишам, ненавидя власть, «эту страну», народ, себя самого и всех, всех, всех. Его ненависти не было видимых причин. Но она вскипала в нем каждый раз, когда он видел или слышал отличное от своего мнение или мысль, которая по каким-то причинам не устраивала или была несовместима с его сиюминутными потребностями и идеалами. И неважно, кто выдавал эту мысль или мнение, будь то известный деятель, комментатор с телевидения, журналист, выступающий по радио, или школьница, по оплошности или простодушной разместившая не понравившийся ему статус.

---
10 – тролль – провокатор. Человек, манипулирующий посетителями (блога, форума и так далее) с целью получения необходимой ему реакции. Например, с целью высмеять оппонента. Или просто показать свое превосходство над окружающими. Или с целью повысить посещаемость ресурса. Или наоборот, убрать с ресурса некоторых людей. Тролли склонны переходить на личности. Отдельные представители способны превратить любую интернет-дискуссию в обмен оскорблениями. Сбивают хомячков с истинного пути, так как заставляют задуматься, тем самым вызывая лютую ненависть как у хомячков, так и у тех, кто получает профит с их тушек. Тролль - фигура хоть и ненавистная всеми, кому приходиться с ними сталкиваться, но в тоже время трагическая и драматическая. Так как от хорошей жизни троллем не становятся. Также стоит отметить, что качественная провокация дело довольно-таки сложное, и для этого нужны определенные навыки и наличие определенного уровня образования и разума.
---

В реале он оставался спокойным, манерным и вполне себе терпимым к мнению других. В Интернете же он объявил войну всем, кто вставал на его пути! Война большого отожранного тролля с ненавистным ему миром. И долгое время казалось, что война проиграна, и огромная серая масса вот-вот ворвется, и захлестнёт окружавший Виктора мир, и растворит его неповторимую индивидуальность в себе. Но произошло неожиданное, в едином порыве тысячи интернет-хомячков покинули свои уютные клетки и отправились на площади искать справедливости, впереди них, предвещая второе пришествие либерализма в России, бежала воодушевлённая интеллигенция. Следом разного рода меньшинства, политические конформисты и сочувствующие люди. Было немало и тех, кто пришел, потому что этого требовала душа. И на все это, словно стервятники, внимательно взирали многочисленные тролли, выбравшиеся из своих каменных пещер, чтобы своими глазами быть свидетелями истории и наиболее красочно описать этот момент в своих блогах, страницах, постах и сообщениях.