Трудоголизм. В поисках смысла жизни

Чрезмерная привязанность человека к работе или другим видам трудовой деятельности получила название трудоголизма. «Респектабельная зависимость», «массовый феномен», «зависимость XXI века» — говорят об этом явлении психологи. Действительно, сегодня трудоголизм — весьма распространённая и одобряемая обществом модель поведения людей в самых разных странах мира.

В массовом сознании трудоголизм имеет некий героический ореол. Над людьми, очень привязанными к работе, посмеиваются, но с уважением: так, дескать, может работать не каждый. В обыденном понимании трудоголизм связан с множеством социальных мифов.

На самом деле страсть к труду — не что иное, как вид нехимической (поведенческой) зависимости, подобно игровой или компьютерной. При помощи чрезмерной трудовой деятельности человек просто уходит от реальности, порабощаясь навязчивым влечением к работе.

У каждого человека, попавшего в эту западню, — своя история страсти и своя личная трагедия. Трудоголизм может быть вызван разными причинами: внутренними (личностными) — например, особым детским опытом человека, невротическими потребностями или неадекватной самооценкой, и внешними (связанными с внешней средой) — скажем, проблемами в семье или завышенными требованиями работодателей к сотруднику. В каждом случае мы имеем дело с целым комплексом факторов.

Но какими бы разнообразными ни были причины зависимости, они всегда связаны с глубинной неудовлетворённостью человека своей жизнью и прежде всего — с утратой им смысла существования, с духовной опустошённостью. Никто из нас не может полноценно жить без понимания цели своего пребывания в мире. Отсутствие смысла, по мнению австрийского психотерапевта Виктора Франкла, побуждает людей заполнять внутренний «вакуум» различными суррогатами. И «чем хуже человек представляет себе цель своей жизни, тем быстрее он старается двигаться по жизненному пути» (Франкль В.Э., 2009).

С такой точки зрения, трудоголизм — это предпринимаемая человеком вновь и вновь попытка найти тот самый утраченный смысл бытия — в работе — или, наоборот, отвлечься от подобных поисков. А при стойком негативном отношении к жизни зависимость становится средством бессознательного саморазрушения личности, так и не обретшей чётких духовных ориентиров.

Временное или постоянное ощущение человеком бессмысленности существования составляет основу трудоголизма, как и любой другой зависимости. Это отсутствие смысла далеко не всегда чётко осознаётся, но выражается во внутренней неудовлетворённости человека своей жизнью. Я считаю бессмыссленность своего рода духовным стержнем зависимости, на который «нанизываются» все остальные причины.

Человеку, ищущему цель жизни, современное общество предлагает в качестве твёрдых ориентиров работу и карьеру. Согласно распространённому стереотипу, нужно отдать все свои силы работе — и ты станешь материально обеспеченным, независимым, счастливым. И человек выбирает трудоголизм — в искренней надежде на радость, признание, одобрение окружающих, жизненный успех. Но этот выбор оборачивается для личности настоящей трагедией. Страсть становится дорогой в никуда, тупиковым путём.

Человек вкладывает в работу все свои дарования, силы, способности, но подлинной удовлетворённости, мира в душе он никогда не обретает. Вопреки ожиданиям, трудоголизм не может обеспечить человеку ни настоящего профессионального творческого развития, ни ощущения полноценного бытия. Напротив, развивающаяся зависимость производит сокрушительные изменения во всех сферах жизни трудоголика, нарушает его отношения с окружающими и приводит личность к одиночеству.

Трудоголизм — это попытка уйти от главных вопросов бытия, которые встают перед каждым из нас. Для чего я пришёл в этот мир? Как нужно жить? Перед Кем я ответственен за свою жизнь? И если человек найдёт ответы на эти вопросы, ему больше не нужно будет бежать по жизни. Можно будет просто идти, твёрдо зная свою дорогу. Быть самим собой, а не играть придуманную роль. Принимать жизнь, а не скрываться от неё. Ощущать ценность каждого дня, а не ждать «лучшего будущего». И тогда окажется, что счастье, к которому так стремился человек, совсем близко…

P.S. Эта статья написана по материалам моей книги, недавно вышедшей в издательстве «Старая Басманная»: Смольникова Н.В. Трудоголизм: бегом по жизни. М., 2013.


Рецензии
По простому, нас учили в школе учиться только на 4 и 5. Вот тогда "ты хороший". Если на 3 учишься, "ты плохой, это стыдно". Вот и трудишься ради того, чтобы быть "хорошими". Так?

Полина Помаскина   19.11.2018 21:35     Заявить о нарушении
Да, так часто бывает. Человек воспринимает извне (не только из школы, но и зачастую от родителей) традицию оценивать себя по конкретным достижениям и во взрослой жизни старается доказать другим, что он чего-то стоит. На самом деле человек не может быть оценен, он как личность бесценен просто по факту его жизни, его призвания в этот мир, его личностной уникальности. И если человек сможет это почувствовать и принять, ему не нужно будет стараться быть хорошим и доказывать другим свою ценность.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Наталия Владимировна Смольникова   21.11.2018 21:04   Заявить о нарушении
Не надо доказывать свою ценность, и что всю жизнь прозябать в дерьме и грязи? Как бы человек не познал и полюбил себя, он это делает на базе законов указанных ему с пелёнок. А мы пока знаем только законы двузначности - законы списанные с еврейской святой книги Тора. И та же Марксистко- Левинская ( читайте правильно роспись Ульянова.) Философия не что иное, как вырванные из еврейской маразматической шизофрении цитаты, переделанные под историческую ситуацию. Так что Наталья Владимировна, надо вначале создать научную теорию, которую можно описать математикой, а потом только предлагать её людям. А так мы из одной стороны бинарной бредаты и ныряем в другую, и всё пытаемся оправдать себя, что у нас своя дорога. С уважением Николай.

Николай Яковлев 4   20.12.2018 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.