Гамарчжоба Геноцвале!

Поправкин
Я люблю Грузию и грузин. Первый раз в Грузии, Батуми был в 1982 году в самый мой первый отпуск! Это отдельная история. Я гулял с двумя русскими девочками, а местные мужчины очень переживали по этому поводу и чачу со мной пить отказывались!
 Грузию и грузин я любил ещё с фильма “Отец Солдата”. Я до сих пор помню Макарашвилли –это отец. Эта маленькая и чудесная страна была четвёртой по количеству Героев Советского Союза.
А уж когда появился великий “Мимино” любовь лишь укрепилась.
Когда разваливали мою  Родину, то был уверен, что Грузия,Армения как и Украина с Белорусью и Казахстаном повязаны с нами навеки.
У грузин особый, чудно-замечательный юмор. Мы неслись по серпантину горной дороги. За рулём сидел водитель- грузин и насвистывал песенку, а я наслаждался видом из окна.
Вдруг автобус резко остановился, и наш водитель покидает автобус! Он побежал в лес и тотчас вернулся. В руках у него была пустая бутылка, чтобы сдать её в стеклотару!
Советского Союза уж не было, но мы летали в Грузию
Нравилось мне летать в Грузию, интересно и денежно. Летали мы  не только в Тбилиси и Батуми, а потом и в Сенаки.
Грузия так стремилась к независимости, что даже забыла, что энергоресурсы, подобно мандаринам, на деревьях не растут и Турция здесь им не помощник.
Но то, что может понять народ, не могут понять руководители этого народа. Голова у них занята другим. А поэтому в Грузии 90-х, электричество давали более чем нормировано, керосина кроме как, в аэропорту не было. Бензина, правда не было, почти тоже нигде, но зато народ мог вполне чувствовать себя независимым от денег - зарплаты и пенсии в 5-20 долларов, должно было хватить для их счастливой, свободной и независимой жизни.
Именно по этой причине самолёт старались без присмотра не оставлять - расход керосина на земле мог быть больше расхода в полёте, но пару вёдер мы отдавали людям почти всегда. Если в России, иногда, приводные станции не работали в 90-е годы по причине их устаревания и отсутствия денег для их ремонта, то в Грузии не только по этой, но ещё и потому, что всё равно не было электроэнергии.
Ночью грузинские населённые пункты погружались во мрак, и если где-то и мелькал свет, то значит, то был свет свечи или в лучшем случае керосиновой лампы.
Самым интересным местом в Батуми была полоса 2500 метров длиной. Она не имела вокруг никакого ограждения и дети даже выходили играть в классики, а иногда на полосе могли даже появиться коровы или другие парнокопытные. Забор был только на торце полосы, с огромной дырой посредине, как раз по диаметру фюзеляжа, потом был пляж метров 20 и завершался он железобетонным волнорезом. Если не взлетишь – шансов выжить нет никаких.
В Батуми мы летали через Киев. В Киеве покупалась колбаса, которой в Батуми тоже не было и либо продавалась, либо обменивалась на фрукты…
Ещё я летал в СССР, в Архангельске. Летали со сменой в Сухуми. 
Санчасть в Сухуми была уникальной. Перед вылетом приходишь к доктору, а он  и спрашивает: Пиль?
- Нет, конечно.
- Совсем не пиль?
- Выпэй тогда стакан этого сухого домашнего вина и лэти с Богом!
 Кстати, отдыхая в 82-ом в Батуми, хлебосольный хозяин не пустил меня в море, пока я не выпил с ним стаканов 10 того домашнего вина! Нормально, только желудок был переполнен.
Хуже когда были грозы. Как я уже говорил, слева горы, справа граница, но везде грозы. Причём, как назло, в основном по курсу. Что как обошли, но в горы не ушли и Госграницу не нарушили.
Командиру Александру Алексеевичу и Игорьку, второму пилоту, другу моему, ещё хуже. У них локатора нет, и куда я их везу, они не знают.
Но я всё им говорил, чтобы им не так грустно было. В общем, всё уже позади, уже даже ливневая стена сзади осталась, и мы уже выпустили колёса и идём в глиссаде. Даже дали электричество и у нас всё заработало, но мой опыт говорил всегда:
“ Никогда не расслабляйся!“
То ли Игорь, то ли Александр Алексеевич заметил коров на полосе и я приготовился к возвращению в тот ад. Но коров успели убрать и мы сели.
Я когда-то смеялся, был приказ, когда где-то на Дальнем Востоке Ил-62 на пробеге столкнулся с коровой.
          2
   MV  / 2 - помните? Это кинетическая энергия. Что это такое? Я в детстве скатывался на велосипеде с моста. Разогнался так, что каждая трещинка в асфальте отдавалась в руле, это уже была скорость 60-70 километров в час или около 20 метров в секунду, а в этот момент, какая-то муха перелетала через дорогу и попала мне в лоб. Я чуть с велосипеда не слетел.
Это кинетическая энергия мухи перешла в потенциальную энергию.

А если корова, что может быть? Корова, она ведь всегда тяжелее мухи, а скорость у нас на посадке 260-280 километров в час или около 70 метров в секунду!

Начался ливень, и мне было хорошо. Употел я малость. Поднимаюсь на вышку, чтобы сдать портфель с очень секретной документацией. А там диспетчеры сидят и пытаются руководить посадкой Як-40, вылетевшего от куда-то из Армении.
- Гроза, ливень отправляйте его на запасной. - Говорю.
- А этот Армэнин, пуст попробует! Может сядэт!
Летали мы  не только в Тбилиси и Батуми, а потом и в Сенаки. Сенаки это от Тбилиси направо. Колхида. В Сенаках, как и в Батуми, часто электричества не было и заходы на посадку были в лучших Грузинских традициях. За короткое пребывание там, мы ещё и на рынок успевали, а по окончании рейса директор этой линии платил нам 40-50 долларов.
Раз, на заходе, мы словили там 11 чаек! Только одна, скользящим ударом попала в капот двигателя, но вреда, к счастью ему не принесла. Вылет обратно всегда сопровождался большими проблемами. Как и все предприниматели, наш арендатор был жаден, но искренне верил, что, сколько в самолёт не загрузи, он всё равно взлетит. Раз он загрузил столько, что Т.А.Г. отказался лететь. Мы ждали, что либо груз уменьшат, либо топливо сольют, но груз не уменьшили и топливо не слили, потому, что нужна специальная машина, а такая машина была в Кутаиси, километров 50-60 на Восток. Словом на следующее утро решили лететь до Воронежа, чтобы прикрыть свою задницу, мол, мы были заправлены только до Воронежа. Но перегруз был таким сильным, что после посадки в Питере всё снова перевесили и Т.А.Г.а после такого полёта, разжаловали в рядовые, а нам заплатили вдвойне и отстранили от полётов в Сенаки на некоторое время.
Вот именно тогда, мы взлетели с последней плиты и очень не спеша набираем высоту на Тбилиси, чтобы потом повернуть налево, чтобы лететь по международной трассе  на Нальчик. Мы летим над горами и обходим грозы. Это очень эмоционально. Нет связи, потому что мы ещё низко. Наконец, появилась связь, Гамарчжоба Геноцвале! и я докладываю все пункты обязательного донесения и одновременно обхожу грозы.
Мой доклад занял секунд 30, а может и 40,
Тбилисский диспетчер мне и говорит
-Ты што Пушькина читаешь?
-Нет, Шота Руставели.
А в аэропорту Тбилиси меня всегда одна женщина встречала. У неё дочь в Питере была, и я всегда её дочери посылки от мамы её передавал. Мне она тоже что-то готовила. Под конец, я уже перестал отказываться.
Потом меня списали, и пришёл пожиратель галстуков Сукашвили. Я в брифинге работал уже. Я своих  парней попросил галстуки ненужные принести для главного грузинского пожирателя. Не успел. Полёты закончились, а потом я на пенсию ушёл. Но даже на пенсии, я хожу в Грузинский ресторан поесть шашлык.