А ну их, этих камрадов!

Николай Соляник 2
          Мы выезжали на учения или уезжали, уж не знаю, как точнее тут сказать. Естественно, подняли нас по тревоге. Суматошное это слово «тревога»: вскочить, одеться – гимнастерка, шаровары, сапоги.

          Так и не понял за годы службы, почему солдатские штаны назывались шароварами? Потому что расширялись к бедрам? Так и офицерские штаны – и ого! – как расширялись, а называли их весьма благородно: галифе. А тут – шаровары. Обидно даже...

          Вскочить, одеться – ладно. Это уже привычно. Это, уточню, когда дежурный по роте, отслеживая на часах последние минуты могучего казарменного сна, резко, наотмашь стегает ладонью по выключателям и орет, как резаный: «Рота, подъем!»

          А чего орать-то? Чтобы показать, какой ты несчастный: не доспал. Так на то она и армия: кому – спать, кому – бодрствовать. Или –  чтобы насладиться своей властью: дескать, в считанные секунды поднял на ноги сотню человек. Ладно, уж сотню! «Старики» – те еще долго будут кряхтеть и потягиваться, поругивая в сердцах и надоевшую казарму, и служак-командиров, и дурную чужую немецкую погоду.

         Так что вскочить-одеться (вскочить со второго яруса) касалось только нас, молодых. Как, впрочем, и – драяние полов, мытье кухонных бачков, стояние у тумбочки… Но не вечно же ходить в салагах. Придет час, станем и мы «стариками», тогда и расслабимся.

         – А потому, милок, – напутствовали нас знающие, – попаши на первом годку! Потом и за тебя попашут…

         «Тревога!» – это общий сбор, клич единения.

          Суетное, в полутьме, топанье сапог у вешалок с шинелями, у пирамид с автоматами и противогазами, нетерпеливые выкрики командиров: «Отделение (первый взвод, второй, третий), строиться!». И – бегом, громыхая автоматами, противогазами и подсумками, в автопарк.

          Почему-то наш автопарк находился за пределами части, в отличие от боксов, или, проще, гаражей первого батальона, непосредственно примыкавших к казармам.

         – Потому, – объяснили мне, – что они, по оперативке, первые, мы – вторые».
 
         – Понял.

          Прибегаем. А из боксов, разбередив тишину и подсинивая дымком стылый ноябрьский рассвет, выползают тяжеленные ЗИЛы (каждый из них – радиостанция, аппаратная), следом мелкота: «газики», «уазики».

          – Как? – удивился я, – водилы уже здесь?

          Опять-таки объяснили, что водителям по тревоге надлежит пулей вылетать из казармы, не дожидаясь каких-либо построений. Как, впрочем, и вестовым. Те также мигом разбежались по офицерским коттеджам, дабы сообщить их обитателям об объявленной «тревоге». Мне это показалось более, чем странным: пока вестовой добегал до означенной квартиры, офицер уже мчался в автопарк, потому как, во-первых, еще с вечера знал о времени ее объявления (четыре утра), как и все в полку знали: «тревога»-то учебная, – во-вторых, тому же старлею (капитану, майору) наверняка уже позвонил дежурный по части…

          Но таков, оказывается, был порядок: в случае объявления «тревоги» на дом к офицеру должен прибыть вестовой. Расчет всё на тот же боевой вариант, когда и связи может не оказаться, и срочное пакет-донесение доставить потребуется.
Машины выстроились вдоль автопарка.

          – Командиры рот, взводов и старшие машин – в голову колонны! – команда.

          Понятно, для инструктажа: уточнения маршрута, расчетного времени движения.

          – Регулировщики, строиться!

          Это и меня касается. Дело в том, что маршруту следования колонны полагалось выставить регулировщиков – в населенных пунктах, на развилках лесных дорог. Меня как молодого бойца в регулировщики (а чем еще мог пригодиться?) и определили. Выдали два флажка: красный – стоп, желтый – указание направления пути. Дали и фонарик. Опять же красный свет – стоп, зеленый, с неоднократно повторяющимся движением руки –  направление движения. И весь инструктаж.

          Погрузили нас в «уазик» и разбросали по точкам. Я был где-то пятым или шестым: какой-то стылый городишко, площадь-брусчатка.

          – Стой тут и жди! – приказал старшина. – Как увидишь головную машину, указывай флажком направо. Понял?

          – Понял!

          Пристраиваюсь рядом с полицейским, на всякий случай, кивнув ему: гутэн таг! Он тоже вроде кивнул. А на площадь, несмотря на ранний час (немцы – народ ранний), со всех пяти сторон один за другим устремляются «Трабанты», «Фольксвагены», разные-всякие грузовички.

          «Ну, – думаю, – попал! Как же смогу остановить их, когда появится наша колонна?» По рассказам же «стариков» знал, что полицейские не очень-то помогают в такой ситуации, дескать, поставили тебя с флажками и «калашом» за спиной, вот и выкручивайся, как знаешь. Рассчитывать же на то, что при появлении колонны все эти трабанты-барабанты тут же замрут, и думать было нечего. Напротив, всяк будет норовить, опять же по рассказам «стариков», проскочить через «окно» в колонне или, наоборот, – вклиниться в нее. За такое и регулировщику, и водителю крепко доставалось.

          «И поделом, – размышлял я. – Ни к чему, очень даже ни к чему в нашей колонне находиться какой-то чужой легковушке. А вдруг в ней… шпион?» Как рассказывал вчера на инструктаже замполит, едва та или иная наша, в смысле советская воинская часть, выезжает на учения, на хвост ей тут же садится иностранная военная миссия: английская, французская, американская. Или – спецслужба. Что, наверное, одно и то же…

         Пять, десять минут стою – колонны нет. А вокруг площади всё более заметное оживление: кто – на работу, кто с ранцем за спиной – в школу, или что тут у них? Колледж? И всяк глазеет в мою сторону. Вон тот пожилой немец вообще слез с велосипеда, чтобы получше разглядеть меня. Впервые что ли видят здесь советского солдата? В новенькой серой шинели, со звездочкой на шапке-ушанке и с сияющей бляхой на ремне (о, сколько на неё ушло асидола!).

         «Ну, что ж, смотрите! –  гордо выпячиваю грудь и ещё не совсем умелым движением поправляю за спиной «калаш». – Да не бойтесь: он не заряжен».

          Выкуриваю, наверное, уже десятую сигарету. Колонны всё нет. А ноги, чувствую, застывают. Чертова немецкая промозглость! И тут – о, господи! – аж мороз по коже. А откуда она должна появиться, эта самая колонна? В смысле – на какой улице? Там, где синеет фризьерсалон – парикмахерская (немецкий-то знал немного) или левее, где ярко-красное лебенсмиттель – продовольственный магазин? Или, вообще – правее, где какая-то фура торчит?

         «Так, без паники, –  успокаиваю себя. –  Откуда бы ни появилась, появится».

          А «Фольксфагены», «Трабанты» всё прут и прут. И всё так же улыбаются немочки на тротуарах. Незаметно (незаметно от кого?) машу им. Тут же отзываются, о чем-то щебечут. Интересно, о чем? Полицейский, как мне показалось, неодобрительно покосился на меня. Ну и ладно! Я вон и тому камраду помашу: что-то уж загляделся на меня. Он тоже помахал мне и, прихрамывая, покатил велосипед по «зебре»…

         Колонны все нет. Когда же, наконец? И на какой улице? Там, где фризьерсалон, или – лебенсмиттель? И, кстати, (снова изморозь по спине): флажком-то куда указывать? Что направо – понятно. Но направо расходятся две улицы. И тут вижу: прямо на меня, подпрыгивая, несется командирский  «уазик». Я, естественно, – во фрунт и лихо отмахиваю флажком. «Уазик», кивнув антеннами, делает легкий поворот и, не сбавляя скорости, несется дальше. Следом за ним – тяжелые «ЗИЛы», один, другой, третий…

         Собственно, зачем их считать? Их есть, кому считать. Как опять-таки рассказывал замполит, вот так же шла наша колонна, не совсем наша, а из другой части, и сидящая в телеге, вместе с отцом, девочка у обочины дороги пересчитала все машины и даже успела записать их номера. С той девочкой, вернее, с ее отцом потом разбирались. Так замполит рассказывал.

         И еще запугивал нас всякой всячиной, дабы, понятно, усилить нашу бдительность. Говорил, что якобы западные спецслужбы пообещали гэдээровцам за каждый найденный в лесу или еще где-либо конверт с номером Полевой почты* – пять марок, а за конверт с письмом – десять. Что в лесу, под деревьями, могут оказаться бутылки с отравленным шнапсом и т. д. Наверное, всё это имело место…

         Пятый, шестой, десятый «ЗИЛы»… Кто-то из ребят машет мне:  молодец, дескать, знай наших! А мне и самому приятно: ни одна легковушка сквозь колонну не прорвалась, в колонну не втиснулась. Стоят, как вкопанные. А которым уж совсем невтерпёж, вырулили на другую дорогу. Так-то!

         А ЗИЛы всё идут да идут. Осталось дождаться замыкающего колонну «уазика». Он-то и подберет меня. Вкладываю флажки в футляр и… еще издали вижу торчащий из кабины старшинский кулак. А уж мат-перемат! На всю Германию.

         Короче, направил я колонну не туда. Не в ту степь, как говорится. Вернее, не в тот лес.

         Что было потом? На гауптвахту меня не посадили (молодого-то да зеленого?), не разжаловали (рядового-то!), из армии не уволили (а я бы и не возражал). Отделался я тремя нарядами на кухню. И отработал их во время учений, в лесу, на свежем воздухе. Чем плохо?

         Потом, когда уже сам стал «стариком», растолковывал молодым: поставили регулировщиком – не вертись, как вошь на гребешке. И вообще, ну их этих камрадов и белокурых немочек!..

         А той вынужденной остановкой (что колонна пошла не туда, тут же было обнаружено) не замедлили воспользоваться: черные таблички номеров машин поменяли на белые. Так, оказывается, полагалось на марше. Для конспирации. А спустя где-то час велели поменять их обратно. Все это мне казалось сущей формальностью: кому надо, запросто мог выследить колонну…

------------------------------------------

             * Адреса советских воинских частей, дислоцировавшихся за рубежом, обозначались однозначно: Полевая почта. Номер своей Полевой почты помню до сих пор: 89730.