От веры к государству.. Предисловие

Михаил Ежов
                Предисловие
         к историческому роману «От веры к государству, шаг за шагом».



               
         
    Роман «От веры к государству, шаг за шагом» задуман, как пошаговое описание строительства Русского государства в 10-11 веках, состоящее из трех частей.
Первая часть – «Корсунь-шаг первый» , в которой описываются события с 988 по 989 год от Рождества Христова, происходящие на Крымском полуострове (Тавриде) у стен г.Херсонеса (Корсуни)- колонии Византийской империи времен правления императоров Василия и Константина.
 
   Эта часть состоит из двадцати трех глав, и охватывает весь период практически полугодовой осады  войсками Киевского князя  Херсонеса, штурм и оккупацию города, раскрывает причины  поразившего его тяжелого недуга – слепоты,духовный поиск и перерождение этого великого человека, его крещение (духовное возрождение),венчание на византийской принцессе Анне и ту выдающуюся роль ,которую она сыграла в исцелении и духовном христианском становлении своего мужа – Владимира  и ее огромный вклад в продвижении христианства на Русь еще на самом начальном его этапе - в Корсуни.

   Здесь же затрагивается очень обсуждаемый вопрос о том, был ли разграблен русскими Херсонес? На который дается категорически отрицательный ответ. Поход на Корсунь – это поход за верой, смыслом жизни, для себя и своего народа. С единственной целью скрепить единой верой – национальной идеей русские земли, приведенные к единому началу Владимиром в предшествующие восемь лет своего княжения. Хотя  официальный предлог для похода - обман византийских императоров.
 
   Задумывалось ли  все это Владимиром изначально или так распорядилась судьба, но взятие Херсонеса русскими под предводительством Владимира Святославовича – первое в истории варварское победоносное вторжение в пределы империи не сопровождавшаяся разбоями и грабежом с целю обогащения и наживы, основной задачей и результатом которого явился импорт религии, знаний, духовных ценностей на Русь, для последующей их адаптации.

  В отличии от многих, уважаемых авторов, в том числе Ф.И. Успенского, я не придерживаюсь того мнения , что Византия , через христианство намеренно «остепеняла» Русь, чем ограждала себя от набегов  дружин ее князей. С моей точки зрения христианство на Руси для Византии было такой же неожиданностью, как и для всех остальных. А тот великий духовный и последующий за ним экономический подъем, сочетающийся с независимой церковной и светской политикой,позволивший самостоятельно в короткий период времени выстроить современное мощное государство и вписать его в европейское пространство христианских стран, явно не могли сочетаться с единоличными имперскими амбициями базивлевсов,торговыми и религиозными интересами Византии.

    Но это будет только потом (во второй части романа), а сейчас , здесь в Хесонесе венчание Анны и Владимира – «пощечина» Византии и ее императорам- прямое нарушение  «Уложения» их деда императора Константина.К чему это привело. И куда исчез на всю зиму 989-990 годов  князь Владимир, описывается в последних главах первой части романа.

    Часть вторя - «Киев христианский – шаг второй», события которого разворачиваются в Киевской Руси и охватывают период с весны 990 года по осень 1011 года от Рождества Христова и посвящены развитию, как духовному ,так и экономическому и политическому Русского государства, адаптации  христианства к русской культуре и самое основное - становление религии, как государственной. Причем за достаточно короткий промежуток времени и практически бескровно.

   «Одиозные таскания» идолов по Киеву с последующим купанием их в Днепре были с точки зрения автора демонстрацией и предостережением , тем представителям правящих слоев Киевского государства, которые ради сохранения своего положения приняли христианство, но продолжали поклоняться старым языческим богам.
 
   Большая часть Киевской знати, не принимавшей по тем или иным причинам участия в Корсуньском походе и изъявившая  свое добровольное желание, была крещена в речке Крещатик еще до всеобщего крещения в Днепре. Это и было основное и окончательное становление христианства , как единственной государственной религией на Руси.  Крещение принималось киевской знатью добровольно. Но в случае отказа, боярин или воевода  больше не допускался к делам государственным, просто отстранялся  князем от службы.

   В результате именно такого подхода,  христианство, как религия была успешно внедрена на Руси за достаточно короткий срок, а дальнейшее крещение всех остальных сословий русского народа проходило по примеру его высших слоев и самого князя, который до конца своей жизни являл собой пример поведения истинного христианина для своих подданных.

  Забота о безопасности и благоденствии своей земли заставляет Владимира раз и на всегда  решить вопрос о безопасности Руси и защиты ее от набегов кочевников, приспособив для этого обновленные укрепленные сооружения Змиевых валов и устроив несколько крепостей неподалеку от Киева.

  Бурное экономическое развитие Киевской Руси, ее духовный подъем, независимость от общепринятых европейских и византийских христианских центров –Константинополя и Рима, международный авторитет среди соседних государств, не вписываются в планы как императора Василия II ,так и Римской  церкви.

  Давняя ненависть императора к князю Владимиру и собственной сестре заставляют его предпринимать постоянные попытки устранить   царицу Анну, сыграть свою игру на желании подрастающих   сыновей Владимира вопреки воле отца, наследовать Киевский стол, внеся этим раздоры и смуту.
 
  Что и удается ему осенью 1011 года, когда Анне Византийской наносит смертельную рану, подстрекаемая своим родным братом  князем Ярославом дочь Владимира Предслава.
 
  Анна умирает, так и не раскрыв никому имя своего убийцы.  Не желая ссорить отца со своими детьми. Молодой князь Ярослав, получив финансовую поддержку византийского императора, усаживается править в Ростове, а затем в Новгороде, получив под свое начало второй по величине и доходности княжество , после Киевского.

  Часть третья - «От Новгорода до Дона – шаг третий(кровавый)» описывает период с 1014 года (смерть князя Владимира) по двадцатые  годы 11 столетия. В этой части действие с 1016 года (битва при Люблече) перемещается в Устье Дона, в древний греческий город Танаис и расположенное  неподалеку от него Скифское городище.

  Там то и разворачиваются основные события третьей части, вскрывается историческая  роль греческих городов – призраков Приазовья  в снабжении набирающих силу кочевых племен оружием, в обмен на русских пленников, которым уготована рабская участь в Византии.

  Именно на Дону разрывается затягиваемая византийскими императорами удавка на шее Руси, возникает и набирает силу, как освободительное движение казачество. Устье Дона (побережье Азовского моря) становиться тем местом, где по иронии судьбы переплетаются и вступают в непримиримые противоречия интересы Византии, Рима и Руси. Местом, где многие годы в тайне хранился золотой запас киевского княжества, охраняемый амазонками женщинами-воительницами.

  Повествование в романе ведется от лица княжеского друга и воеводы варяга Жробейна – реального исторического персонажа известного из исторических источников, как «воевода Волчий хвост», который и является непосредственным участником всех происходящих в книге событий.

    Даты событий,да и самими события ,иногда могут не совпадать с общепринятыми историческими взглядами,но это лишь - личное мнение автора.

   С уважением, М. Ежов.               


Читать роман "От веры к государству, шаг за шагом". -http://www.proza.ru/2013/02/24/2202