Антоний Хрустель. Монтер

Константин Кучер
Первая биография Монтера в Польше

+++++++++++++++++
Генерал Антоний Хрустель(1) во время оккупации создал подпольную организацию, насчитывавшую более 50 тыс. бойцов. Во время Варшавского Восстания стал одним из руководителей повстанцев. Уличные бои, что проводились под его командованием, до сего дня являются ярким примером военной тактики.

Я рада, что после более 50-и лет, что прошли  со дня смерти отца, наконец увидела свет его подробная биография – сказала во время встречи, предшествующей выходу книги, Ядвига Хрустель, дочь генерала. Автор книги - д-р Анджей Кунерт, секретарь Совета Охраны Памяти Сопротивления и Мученичества: – После стольких лет, в течение которых в ПНР (Польской Народной Республике (1945-52-1989 гг.)) пытались уничтожить легенду о бригадном генерале Антонии Хрустеле, память о нем пусть и медленно, но возвращается – говорит историк.

Генерал Хрустель начал военную карьеру в австрийской армии во время I мировой войны(2). После 1918 года служил в польской армии, где закончил курс в Центре Учебы Пехоты в Рембертове и варшавскую Высшую Военную Школу. В сентябрьской кампании, между прочим, защищал крепость Модлин(3).

Во время оккупации Хрустель был на конспиративном положении. Как комендант Округа Варшава Армии Крайовой (АК) сформировал столичный подпольный гарнизон. В 1944 году он насчитывал 800 взводов, то есть 50 тыс. подготовленных солдат. Занимались они в т. ч. диверсиями и уничтожением немецких железнодорожных транспортов. Анджей Кунерт в своей книге подчеркивает, что Монтер(4) в 1943 году помогал евреям в организации сопротивления в гетто. Он передал им около 10 процентов всего вооружения Варшавского Округа АК.

Но в первую очередь Хрустель, что вполне естественно, планировал организацию вооруженного восстания и, соответственно, готовил к нему своих солдат. - Борьба до конца, до последней капли крови, была для его поколения чем-то очевидным - подчеркнула дочь генерала. Высказавшись за начало Варшавского Восстания, Монтер рассчитывал на сотрудничество с Красной Армией, вышедшей к тому времени к предместьям столицы(5).
Невзирая на отсутствие какой-либо поддержки с ее стороны и незначительную помощь со стороны союзников, около 30 тыс. повстанцев под его командованием сражались в течение 63 дней. Организация ими и проведение уличных боев с того времени и до сегодняшнего дня является ярким примером военной тактики городских боев(6). - Не считаясь с огнем противника, Хрустель появлялся на передней линии обороны, подавая тем самым пример спокойствия и самообладания в самые угрожающие моменты - уже после войны вспоминал генерал Тадеуш Коморовский, главный комендант AK.

После капитуляции Восстания Монтер вышел из Варшавы во главе своих солдат. Попал в немецкий лагерь для военнопленных(7), а после освобождения остался в эмиграции. - Хотел вернуться на Родину, но коммунистическое правительство лишило его польского гражданства(8). Это решение было отменено через 11 лет после его смерти - напомнил д-р Kунерт.
Генерал умер в Вашингтоне в 1960 году(9). В 60-ю годовщину начала Восстания урна с его прахом перезахоронена среди могил солдат AK на варшавском Военном Кладбище Повонзки.

Имя генерала Хрустеля носит главная улица Рембертова (Rembertow), которая ведет к Академии Национальной Обороны. Поэтому желание военного вуза включиться в увековечение памяти Монтера вполне естественно. - Наши студенты ходят этой улицей ежедневно, но знают ли они, кем был генерал? Мы хотим, чтобы его фигура стала им более близкой и понятной - объясняет дивизионный генерал Богуслав Пацек, ректор-комендант Академии.

Примечания (все примечания переводчика)
1 – Вообще-то более правильное прочтение польской транскрипции Chru;ciel – Хрусьцель, и сейчас оно потихоньку начинает встречаться в русскоязычных материалах, посвященных польскому Сопротивлению и Варшавскому восстанию, но переводчик решил использовать традиционный, более привычный российскому читателю и пока чаще встречающийся вариант

2 – В армию Австро-Венгрии призван в сентябре 1914 г.. Окончил офицерские курсы. Интересный факт: рота А. Хрустеля (90-й пехотный полк) стала единственным подразделение австрийской армии, вернувшимся в свой гарнизон после поражения в войне с оружием и снаряжением.

3 - Крепость Модлин – один из последних крупных очагов польской обороны в ходе  компании 1939 г.. Гарнизон крепости под командованием генерала Виктора Томме (ранее служившего офицером в русской императорской армии) капитулировал 29 сентября 1939 года, в плен попало 30 тыс. польских солдат и офицеров. Дольше Модлина продержались только 4,5 тыс. защитников косы Хель (район Гдыни), капитулировавших 2 октября и остатки оперативной группы «Полесье», сложившие оружие у Коцка четырьмя днями позже (06.10.1939).
После капитуляции Модлина подполковник А. Хрустель помещён в транзитный лагерь Сольдау в Дзядове, из которого бежал в конце октября 1939.

4 – Своим товарищам по Сопротивлению Антоний Хрустель был известен не только под подпольным псевдонимом «Монтер», но и как «Сокол», «Конар», «Нурт»

5 - 31 июля 1944 г. передовые части Красной Армии вышли к  расположенному на правом берегу Вислы восточному предместью Варшавы – Праге. 8-ой танковый корпус  взял  Окунев (25 км от центра Варшавы) и Минск-Мазовецкий (41 км), 16-ый оттеснил врага от Варшавской дачной области Свидер

6 - в ходе Восстания (14 сентября 1944 г.) полковник (с 10 августа 1942 г.) А. Хрустель произведен в бригадные генералы.
7 — сначала лагерь Лангвассер, с февраля 1945 г. — Кольдиц. Освобожден американцами.
8 - решением Временного правительств национального единства (1946 г.). Отменено в 1971 г. Советом Министров ПНР.

9 – 30 ноября, похоронен в «американской Ченстохове» - г. Доулестон (штат Пенсильвания)

Статья опубликована 30.03.2013  в «Рolska Zbrojna», автор — Анна Домбровская (Anna D;browska)
Оригинал статьи можно посмотреть здесь:

++++++++++++++++++++++++++++++++++
На снимке: Генерал Антоний Хрустель (посредине) и офицеры Отдела Пропаганды Главной Комендатуры AK, во дворе  Почтамта у площади Наполеона, во время Варшавского Восстания, 10 августа 1944. Слева направо стоят: поручик Сигизмунд  Зёлек  "Сава" (у стены), перед ним - Ян Жепецкий "Вольский", частично закрытый Лехом Садовским "Василь" (на переднем плане, левее Хрустеля). Далее генерал Хрустель и рядом с ним, правее, - Тадеуш Женчиковский "Каня" (Коршун).