Десять важнейших картин в истории Прерафаэлитов

Екатерина Магнитогорцева
«Офелия» Джона Эверетта Миллеса – самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов. И не просто так. Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе – Элизабет  Сиддал, а Джон Миллес, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел сочетать черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы – мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время.

«Благовещение» Данте Габриеля Россетти – одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии Братства – показывать жизнь такой, какая она есть.  Одна из главных особенностей их идеологии - увидеть красоту и смысл в любом моменте, ведь жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашения, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, ей не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами – видит правду. И Прерафаэлиты смотрят именно сердцем.  Дева  Мария показана здесь простой девушкой, - не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивлённой, немного испуганной, - и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашённого, тайного.

«Светоч мира» Уильяма Холмана Ханта главенствует среди его религиозных произведений. Поиски истины и смысла неизбежно однажды приводят человека к попытке понять духовное, эту линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идёт в ночи и стучится к каждому в двери – кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет? 

«Христос в родительском доме» Джона Миллеса – необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым обыкновенным человеком, когда ещё никто не знал о нём. Миллес изобразил символичный момент, когда мальчик-Христос поранился в мастерской гвоздём, и алая рана его – как прообраз распятия, предвестье будущих страданий. Взгляните в его лицо – простой ли он человек? Он обо всём уже знает, и художник с поразительным чувством показал это.

«Христос омывает ноги апостолу Петру» Форда Мэдокса Брауна – полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с глубоким психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной Вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподаёт один из последних уроков – и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.

«Беата Беатриче» или «Благословенная Беатриче» – посмертный портрет  Элизабет Сиддал, ставшей к тому времени супругой Данте Габриеля Россетти, основоположника Братства Прерафаэлитов. Названный в честь Данте Алигьери, художник всю жизнь прожил под этой звездой, идеализируя свою любовь и наполняя ею всё своё творчество. «Беата Беатриче» – вершина и память этой грустной истории любви, написанная, словно икона, но прославляющая реальную женщину.

«Апрельская любовь» Артура Хьюза относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились идеалы и стали узнаваемы – чистота душевная – в чертах лиц, поучительность сюжетов из античности, библейских времён и средневековья – в викторианской эпохе. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто теперь не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьёзны. Ведь здесь всё прямо наоборот.

«Леди Годива» Джона Колльера – настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идёт на унижение, показываясь в городе обнажённой. Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к её поступку. С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку - без вызывающей чувственности, но с преклонением перед её чистой красотой.

«Гилас и нимфы» Джона Уильяма Уотерхауса так же относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал. На этой картине он показан наиболее многогранно и полно – все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен как и сама суть искусства - увлекающего и манящего позабыть обо всём и сделать бесповоротный шаг.

«Прекрасная безжалостная дама» Фрэнка Дикси – полотно на ту же излюбленную романтиками тему недостижимого идеала. Фея, увлекающая рыцаря и оставляющая его – вечная загадка, которой нет ответа. Скоро она ускользнёт, исчезнет навсегда, но сейчас она ещё с ним. Дикси удалось поймать мимолётное, увековечить чудо. Движение Прерафаэлитов угасло, но их прекрасные полотна, будто пойманные феи, остались с нами, в материальном мире.

2013, для "Афиши"