16. Еврей, поди сюда

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Евреи у Стены плача в праздник Шавуот (день получения народом Торы)


Мальчишки всегда дают друг другу клички. Обычно это сокращение от фамилии: если фамилия Лосев, – 100%, что кличка будет лось, Если Краснов, – красный. Но моя кличка с самого начала была не от фамилии, а от национальности.

Никто меня не спрашивал, какая у меня национальность, но оказалось, что ее знают все.

«Еврей, иди сюда, поиграем», – говорили мне.

И я откликался и шел. Я не помню, кто первым сказал мне «еврей», но я принимал эту кличку, не задумываясь. 

Однажды это услышала Елизавета Ивановна. Лицо ее мгновенно вспыхнуло от стыда, – я это заметил. Она в этот раз ничего никому не сказала, и я видел, что она сдержалась большим усилием воли.

На другой день, когда она пришла в класс, в классной комнате был только наш второй класс. Она села за стол, подождала, когда наступит тишина, и сказала:

«Сегодня мы поговорим об одном народе, история которого уходит в далекие века, – о евреях».

Такое молчание повисло в воздухе, что у меня дух захватило. Я смотрел на Елизавету Ивановну широко раскрытыми глазами и не понимал, как можно об этом говорить вслух.  Я не видел, чтобы это где-нибудь делали. На улице меня иногда называли жиденком, но я не обращал на это внимание. Причем я делал вид, что не слышу, будто это ко мне не относится. Даже если окликали второй раз. А тут вдруг так серьезно об истории евреев.

Вообще-то я историю еврейского государства и двух иерусалимских храмов знал, – мне рассказывал дед. Не очень подробно, но знал. Знал и о возникновении христианства, об Иисусе Христе.

Разумеется, дед мне не рассказывал о Новом завете, но Ветхий завет мы вместе читали. Он читал на древнееврейском и тут же переводил на русский язык.

Знал я и историю гибели Израиля, вавилонского пленения, римского рассеяния евреев, испанского изгнания, знал о черте оседлости в России и процентной норме. Много знал. Но я слушал Елизавету Ивановну, как будто я слышал все это в первый раз, а ребята на самом деле ничего этого не знали.

Евреи – великая нация, – сказала она, – с необыкновенной историей. Вы гордитесь тем, что вы родились русскими, а Миша должен гордиться тем, что он родился евреем. И надо не дразнить его тем, что он еврей, а радоваться, что вы вместе учитесь.
 
Я хорошо запомнил, что Елизавета Ивановна сказала «нация». Через много лет я узнал, что евреям СССР отказано в праве считаться нацией, потому что у них нет собственной территории.

Ни Ленин, размышлявший о судьбе евреев, ни Сталин, слывший в большевистской среде крупным специалистом по национальному вопросу, не считали евреев нацией.

Я приведу одно из «марксистских» определений нации: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры».

Раз нет своей территории, раз нет автономного образования, значит, не нация. Отсюда следовало, что евреи должны исчезнуть. Исчезнуть для Ленина и Сталина означало ассимилироваться. Для Гитлера – физически исчезнуть и, чем скорее, тем лучше.

То, что евреи за 2000 лет после изгнания из Палестины не исчезли, эти деятели считали нонсенсом, который необходимо исправить.

Гитлер предписывал всех евреев уничтожить, что успешно и делалось, было уничтожено 6 млн. евреев.

Ленин, имевший еврейскую прабабушку и, соответственно, дедушку, маминого отца, а со стороны отца бывший калмыком, но считавший себя русским и атеистом, полагал, что для евреев лучший выход – ассимиляция.

У Сталина для евреев было приготовлено другой решение – переселение в т.н. еврейскую автономную область – Биробиджан. Если бы он не умер, так бы и сделал, он был мастер по выселению народов.

Как я любил Елизавету Ивановну! Как восхищался ей! Мне хотелось ее обнять, но я стеснялся. 

Меня больше никто в школе не окликал: «Еврей». Наоборот, относились ко мне как-то подчеркнуто хорошо, и у меня в этой железнодорожной школе больше никогда проблем подобного рода не было. 

Но я тогда уже знал и понимал, что у меня есть национальность, которая будет впоследствии записана в паспорте – в моем паспорте будет написано: «национальность – еврей». 

Вот так: нации у меня нет, а национальность будет.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/28/167