Загородный Париж

Тина Гай 2
Загородный - совсем не тот Париж, который хотим увидеть, когда о нем мечтаем. Загородный Париж - это место для богатых, успешных, желающих уединиться и выскочить из городской парижской суеты.


Нам, наверное, повезло. Учиться будем в небольшом городке Со,(Sceaux), что всего в получасе езды от Парижа на электричке. Городок старинный, его, кажется, упоминает Бальзак в одной из книг, не помню уже какой.


Здесь в 1670 г., желая быть поближе к Версалю, купил поместье один из самых богатых финансистов и первый министр Людовика четырнадцатого Жан-Батист Кольбер. Он его полностью переделал и дополнительно построил специальное здание для коллекции картин - Аврора.


Во время Французской революции большой замок был разрушен, но до настоящего времени все-таки сохранились некоторые строения того периода: Оранжерея, павильон Аврора, Малый замок. И, как узнаю, все это вместе с парком - тоже музей.


Парк был разбит Андре Ленотром. Парк очень похож на Версальский, и замечателен он тем, что по главной оси парка тоже идет большой канал длиной в километр с очень красивым каскадом высотой  с двадцать три метра. Канал и каскады служили для водных праздников, которые любил устраивать хозяин. В замке часто гостил Вольтер и однажды побывал Петр I.


Парк во время революции постигла участь замка: он был национализирован и здесь открылась сельскохозяйственная школа. Естественно,  все парковые палисадники были уничтожены. Но даже в том виде, в каком виде парк сохранился и сейчас уже восстановлен, он производит неизгладимое впечатление. И мы в нем жили четыре месяца, наслаждаясь его красотой и просторами.


В середине 19 века в парке начали строить новое здание для нового хозяина. Здание в три раза меньше прежнего  и другой архитектуры: с мансардной крышей, фасадом из камня и красного кирпича. Таким я его и увидела.


Сегодня городок – зажиточный, элитный, жителей в нем мало, но городок расстраивается, хотя новые районы сильно отличаются от старых. Старые дома ухоженные, с зеленью и детскими площадками. Магазины в городке дорогие - со столичными ценами бутиков.


Зажиточные и обеспеченные французы не особенно жалуют Париж, потому что Париж, как они говорят, место для работы и экскурсий, а не для жизни. Поэтому они ездят в Париж только по необходимости, например, с гостями на экскурсии или в музеи.


По сегодняшним меркам городок провинциальный. Так мы его и воспринимали, но это, оказывается, не просто городок, это замок-парк (chateau du Parc de Sceaux), с озером, каналом, уточками, каскадами фонтанов, ухоженными дорожками, лесом, зеленью, средневековыми постройками, фруктовыми деревьями, огромными полянами и лужайками.


Видно, что это место имеет свою богатую историю и явно не простую, хотя нам тогда ничего о замке и парке тогда не рассказывали. Только сейчас я узнаю, что мы учились почти в Версале.


Изысканные строения, сохранившиеся от разрушения, напоминают о балах, танцах, роскоши и былой светской жизни городка. Парковая и замковая культура складывалась во Франции веками и покоряет сердце и глаза сразу.


Но сегодня у городка другая жизнь и другие приметы времени. Учимся в институте, который ничем не отличается от наших, разве что посовременнее и поскромнее. Городок начинается со здания железнодорожной станции.


Очень компактное, простое место, пройдя через которое попадаешь в этот райский загородный уголок. Минимализм, никакого мрамора и прочих изысков, которые особенно в последнее время в России вошли в моду.


Хотя здание насчитывает 150 лет, но оно так отреставрировано, что никогда не подумаешь о его солидном возрасте. Все очень уютно, чисто и комфортно.


Утро начинается с метро. Попадая в него, начинаешь чувствовать ритм города и настоящую жизнь: люди бегут, спешат, опаздывают, покупают газеты, читают их на ходу, слушают музыку, едут на работу или учебу. Музыка - везде: в метро, в вагонах, в переходах.


Я любила Парижское метро, потому что здесь начинала чувствовать себя человеком, а не жителем музея городских достопримечательностей. Метро Парижа - только транспорт, не более. У нас метро - и агитация, и произведение искусства, и бомбоубежище.


Метро небогатое, в отличие от нашего московского, но очень функциональное: длинные переходы, в которых можно запутаться; merci и pardon у каждой двери, которую обязательно впереди идущий придерживает; киоски со свежими газетами и прочей мелочью.


Электричка, вхожу. Удивляешься тому, что никто ни на кого не смотрит, каждый – в себе, никто никому не уступает место, потому что просто не видят другого. Только иногда пассажиров развлекают бродячие музыканты. Я их люблю, хотя и не понимаю, о чем поют, но с утра музыка задает тон и настроение на весь день.


Остановка. Выхожу на платформу через станцию и иду по совсем пустому городку. Иду сразу в парк. По дороге встречаю школу мамы, по-нашему детский сад; обычную школу, около которой много учеников. С любопытством рассматриваю их: такие же дети, как и наши, разве что французы.


И заканчивается мой утренний маршрут в парке. Попадаются бегущие за здоровьем, или выгуливающие собак, но их немного и они теряются в огромном парковом пространстве.
Вагнер и Чайковский сменяют друг другу в моем плеере, и я отключаюсь от мира.


Солнце, тишина, покой, умиротворение. Иду по огромному периметру парка с огромным газоном, который открывает вид на замок. Здесь идут реставрационные работы, но они не мешают. Читаю любимую Цветаеву и наслаждаюсь жизнью. Скоро идти на занятия, но эти утренние полчаса – мои.


После первого официозного и образцово-показательного месячного модуля, сейчас дни загружены лишь наполовину. Появился новый переводчик, - из Москвы. Он сменил VIP-переводчика для VIP-персон.


Есть особый сорт дорогих переводчиков: из русских, но давно уехавших из России. Вышколенный, одетый с иголочки, с хорошо поставленным голосом, почти басом, закрытый, но с успехом использующий русскую отзывчивость и доброту.


Ребята отремонтировали недавно купленный им дом, а я редактировала для русских туристов путеводитель по Парижу. Наверное, там быстро приобретаешь практичность, которая в Россию придет только через 15 лет, когда в рынке будем по самую макушку.


Платить пять месяцев такому переводчику фирме было не по карману. Поэтому Дима из Москвы - дешевая рабочая сила - помог существенно сэкономить бюджет. И так во всём, на всём и со всем. Рыночная экономика в действии. Нас ведь и вывезли сюда для того, чтобы пожили в этой нарождающейся в России новой реальности и поняли ее отличие от нашей системы. Пока все это никак не принимается и симпатии не вызывает.


«Аналитический учет». Наши постоянно  спорят с преподавателями о правильности или неправильности преподаваемого бухучета. Нас, для которых бухгалтерский учет терра инкогнито, старая система сбивает с толку, а у них в голове советская только укрепляется. Уверены, что в России ничего не изменится и учиться другому - пустая трата времени.


Так и будем - одни самоутверждаться, другие мучиться. Хорошо, что есть лекции на русском языке. Можно разбираться...Но это все - мелочи жизни по сравнению с тем чудом, в котором жить еще  целых четыре месяца.


Потому что в перерыве - опять парк, и после занятий - тоже. Всю поляну перед замком заполняют студенты. И я ложусь здесь же, закрываю глаза и погружаюсь в мир музыки, поэзии и блаженства...

Апрель 1993 г.

Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)