15. День рождения

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Мой отец - Качан Самуил Абрамович. Снимок сделан на Ленинградском фронте в 1943 году.


Был обычный ноябрьский день – 2 ноября 1943 года. С утра я был в школе. Мама оставила Аллочку на попечение соседей, и, когда я вернулся из школы, я забрал ее. Хотелось есть, но еды в доме не было никакой. Я сделал уроки и сел читать какую-то книжку. Аллочка рядом играла в куклы. У нее была какая-то тряпичная кукла, и она с ней не расставалась.

Пришла мама. Обняла меня и поздравила с днем рождения. Мне исполнилось 9 лет.

«Ты стал совсем большим мальчиком, – сказала мама. Вот кончится война, мы вернемся в Ленинград, вернется с фронта папа, и снова начнется счастливая жизнь. А вот эту книжку для тебя мне передала мама Игоря Мизина. Он дарит ее тебе на день рождения».

Это была большая книга в твердой обложке с иллюстрациями, и называлась она «Путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль».

Мама подарила мне маленький перочинный ножик – предел мечтаний мальчишек, и какую-то скромную игрушку Аллочке:

«Она не поймет, если подарок сделать только тебе».

Мама принесла хлеб, дневную порцию которого выкупила по карточкам, но больше ничего не принесла. И дома ничего не было. Ни Аллочка,  ни я есть не просили, – мы понимали, что это бесполезно. Если бы была еда, конечно, мы бы уже ее ели.   

Мама, конечно, ловила наши взгляды и все понимала. Она поплакала украдкой и сказала:

«Посидите немного, я скоро приду».

Я понимал, куда она пошла, потому что и раньше иногда она приходила без еды. Через пять домов от нас одна женщина держала корову, и мама покупала у нее молоко. Но сегодня у мамы не только не было никаких денег, но она еще и задолжала этой женщине 1200 руб. Литр молока стоил 100 руб., а папин месячный аттестат был всего на 600 руб.

Мама шла к этой женщине просить молоко в долг, и не знала даст ли она молока. Она дала. Мама ее, видимо, сумела убедить. Радостная, она принесла литр молока и сказала. Теперь будем праздновать. Она взяла две небольшие миски – для Аллочки и меня, налила в миски молоко и покрошила хлеба. Это называлось «тюря».   

«А тебе? – спросил я. – Ты ведь тоже голодная».   

«Нет, мне не хочется есть, – сказала мама, – ешьте на здоровье».   

Я попытался ее поуговаривать, но она все-равно не стала есть. Я знал, что она физически не может положить в рот ложку такого дорогого молока. Мама пожевала немного хлеба, запила его водой.

Потом открыла сумочку и достала новую папину фотографию, которую он прислал с фронта:

«Береги детей», – писал папа. Я увидел, что он уже майор, а на груди у него был орден Крамной звезды. Я чуть не умер от счастья. Это был самый лучший подарок мне, который только можно себе представить.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/25/520