Прерафаэлиты - служители правды и красоты

Екатерина Магнитогорцева
Прерафаэлиты – само это слово бесконечно завораживает, заставляя искать смыслы этой изящнейшей из загадок. Для кого-то представление о прерафаэлитах ограничивается лишь образами рыжеволосых девушек из легенд и сказок, изображённых на полотнах в трагических ореолах сюжетов и перевернувших идеалы красоты своей и последующих эпох,  для кого-то это художники, чьи картины полны прекрасных форм и тайных значений, но не многие знакомы с главным - идеологией прерафаэлитов, их знаниями, высотой стремлений. Как раз эта возвышенность чувств и понятий даёт им полное право называть себя братством,  Pre-Raphaelite Brotherhood, именно так, - сокровенно, обособленно, таинственно.
История Братства начинается в 1848-1849гг., когда познакомились его создатели – Д.Г.Россетти, Дж.Э.Миллес, У.Холман-Хант. Эти художники считали, что английское искусство зашло в тупик и пришло время внести в него свежую волну. Поэтому они решили обратиться к старым канонам живописи, отвергнув принципы академизма и ориентируясь на флорентийских живописцев  раннего Возрождения –  Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.  Pre-Raphaelites – значит, «до Рафаэля». Прерафаэлиты, наперекор академической школе, стали изображать действительность правдиво. Их стиль и сюжеты были настолько непривычны викторианскому обществу того времени, что первые выставки собрали множество негативных откликов. Но мнение одного человека перевесило всё. Известный и влиятельный критик искусства Джон Рёскин оказал неожиданную поддержу молодым художникам, опубликовав в Таймс несколько статей об их творчестве и принципах, которые и Рёскин и прерафаэлиты одинаково поддерживали – о принципах правды и красоты. Тогда вся Англия, а вскоре и весь мир узнали о них. Данте Габриель Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холман Хант, Майкл Россетти, Томас Вулнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинсон  - таков был первоначальный состав братства .
Прерафаэлиты отрицали приходящий век машин, пытаясь привнести душевное и индивидуальное в обычную жизнь, которую в то время всё больше охватывала научно-техническая революция.  Но кто-то из них в своих произведениях доказывал, что идеал близок к реальности, - такие «Благовещение», «Детство Девы Марии» Д.Г.Россетти, «Иисус в родительском доме» Миллеса, - примеров найдётся множество,  а кто-то ,наоборот, реальность приближал к идеалу, и  они делали это не только в творчестве, но и в своей общественной деятельности – Джон Уильям Уотерхаус, Уильям Моррис, Джон Рёскин…
 
Прерафаэлиты – не только художники, как думают многие. Среди них и скульпторы, и поэты, писатели, дизайнеры, критики. В рамках идеологий Д.Г.Россетти и Дж.Рёскина немаловажны синтез и взаимопроникновение искусств, поэтому и в основе прерафаэлитизма эти принципы лежат неизменно. Визуальные искусства, такие как живопись, архитектура, становятся наполнены глубокими смыслами и символикой, зачастую следуют литературным, религиозным сюжетам, легендам и мифам. А словесные искусства становятся наполнены образами, красками, что оживляет их и приближает к читателю.
Прерафаэлиты чем-то близки романтикам и символистам, но всё же имеют достаточно собственных мотивов и достижений, чтобы быть самостоятельным и достаточно ярким явлением в мировой культуре.  Во всём их творчестве прослеживается упорное стремление к высокой морали, нравственности, чистоте мыслей и благородству. Своими произведениями прерафаэлиты осуждают низкое, отвергают порочное, они зовут, направляют, побуждают человека к лучшему, высокому. Часто в их сюжетах можно увидеть обращение к средневековью, а то и к античности – там они ищут красоту и правду, искренность чувств, близость к идеалам, но они любуются и красотой настоящего. Многие представители братства постепенно стали отходить от его принципов, но к течению присоединялись новые и новые последователи и единомышленники. Из позднего прерафаэлитизма яркий след оставили Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс, Джон Уотерхаус, Джон Годвард, Фрэнк Дикси, Артур Хьюз, Эдвард Хьюз.

После второй мировой войны течение в значительной мере угасло, но попытки возродить прерафаэлитизм и его принципы предпринимаются и в настоящее время. Отдельные произведения вполне могли бы соответствовать этому течению, и по стилю, и по духу, но немногие художники удерживаются в одном русле. Поэтому ярких примеров последователей прерафаэлитов сейчас нет. Другое дело, что прерафаэлиты явились значительной ступенью в мировой истории искусства, и их принципы и идеи живут, дополняются и перерождаются, давая опору и вдохновение новым школам в самых разных сферах творчества.

2012