6. чистота

Инна Дорошкевич
6.«Ч»ИСТОТА
Каждый понедельник для первокурсников Института журналистики заканчивался дисциплиной с очень странным названием «Основы естествознания». Наверное, вряд ли, кто из студентов хоть капельку понимал, что это за наука, и, тем более, никто не имел понятия – для чего она присутствует в их расписании. Каждый,  где-то в глубине своих познаний предполагал, что эта наука, как-то связана с астрономией, но –  зачем это журналистам, ведь их призвание не предсказывать в «прямом смысле» погоду, и даже не озвучивать её в эфире? Их призвание  больше  – создавать благоприятный климат в обществе. Возможно, интересно немного знать о звёздах, но не целый же учебный курс?  Эти лекции походили больше на затмение звезды, и это затмение тянулась уже восьмой понедельник подряд. Но, что было парадоксальным во всей этой истории? – Женщина, которая вела предмет – Маргарита Витольдовна Сурикова. И поверьте, что она –  уж точно не звезда в затмении, её неподражаемый образ, и вовсе, затмевать не к чему, ведь  он – прекрасен: крепенькая женщина среднего роста, всегда со вкусом одета на шее обязательно будет яркий платок, который неизменно привлекал внимание к уникальному лицу, на котором практически отсутствовала косметика. Описывать черты лица – не представляется возможным, в этом и есть его уникальность, оно – лицо, молниеносно множилось, и после каждой встречи с этой женщиной, в памяти оставался не один портрет, а с десяток ярких образов, среди которых обязательно найдётся парочка шаржей. Маргарита Витольдовна не боялась, если этого требовала ситуация, посмеяться с себя и, вполне возможно, именно это и являлось секретом её всегда хорошего настроения.
- Добрый день, мои любимые студенты! – Такими словами традиционно начиналась  пара Маргариты Витольдовны Суриковой.
Но то, что последовало далее, традицией назвать не приходиться, скорее это было похоже на бунт:
 - Да, что  же это за дурной бред?!! Да такое даже не возможно представить в Институте журналистики, где половина студентов – шизофреников, а другая половина – будущих шизофреников! – Будоражил публику Тарас Внуковский. В аудитории сразу же стало шумно: кто-то весело соглашался с поставленным диагнозом, а кто-то не принимал версию коллективной шизофрении, но Тарас продолжал. – Я только второй раз присутствую на паре, а у меня сложилось впечатление, что я нахожусь в дурдоме, констатирую единственное отличие, что в дурдоме, не много не так, как в  Институте журналистики – там хотя бы бесплатно кормят!.. Пусть и не важно, но всё таки,  кормят! А здесь нас заставляют  задыхаться их же свободою! Мы, как стадо баранов, должны взирая лишь под ноги, бежать туда, куда нас погонят их прихлебатели!  А гонят они нас не куда иначе, как на вытоптанные поля, где траву сожрало предыдущее стадо баранов!!!
- Тарас, это прекрасно, что ты разбушевался, но присядь, поостынь немножко. – Ася тихонечко дёргала за рукав своего парня и пыталась смягчить возможные последствия его революции. Но Тарас не унимался, для него Асино вмешательство стало, новым глотком  для следующей тирады:
- Вы, думаете, что мне приятно чувствовать себя бараном!?? А мою звёздную девочку называть овцой?!! Нет! И потому, верьте мне, я не стану этого терпеть! Пусть я убегу в лес и там меня сразу же сожрут волки!!! Но это куда лучше, чем умирать мучительной и долгой смертью под копытами стада баранов!!! Я буду лучше чувствовать себя безмолвным львом, которого силой заточили в шкуру барана, но никто!.. Никто не может меня заставить в такт соглашаться со стыдливым блеянием!!! Всё! Я так уже сказал!!!
Когда немного стало тише в зале, Маргарита Витольдовна, поразительно спокойным голосом, и с соответствующей ему гримасой отправилась на амбразуру:
- Как Вас зовут, Господин? Я Вас раньше имела стыд не замечать.
- Тарас Внуковский! – Не поднимаясь с места, он дал ответ на поставленный вопрос. – И я же сказал, что только второй раз присутствую в этом Институте идиотов.
- Рада знакомству, Господин Тарас Внуковский. Прекрасно, мы сейчас стали свидетелями, того, как Господин Тарас Внуковский, обнажил кусочек своего естества, показал нам свое естественное звериное начало. Кто-нибудь хочет сказать нечто подобное? Или просто – выступить с публичным заявлением? – Маргарита Витольдовна провела глазами по залу. – Значит никто? – Готовясь продолжить пару, задала наводящий вопрос Госпожа Сурикова.
- Позвольте я продолжу.
- Сочту за честь.
- Так вот, что вообще это за предмет такой «Основы естествознания»?! И что такое само «естествознание» - если род его происхождения начинается от слова «естество»? Получается, что в одночасье к Вам, уважаемая Маргарита Витольдовна,  формируется три вопроса. Первый, это, что такое по Вашему, «естество»? Второй, что такое «естествознание»? И третий, но для меня он самый важный, – чему вообще учит Ваш предмет «Основы естествознания»?
- Кто ещё близкого мнения с Внуковским?
В аудитории было тихо и только скрипнуло одно сидение – это рядом с Тарасом встала Ася Звёздная.
- Прекрасно! Какая замечательная «звёздная пара»! – Искренне восхитилась таким дуэтом Маргарита Витольдовна, а все уже смеялись, а через пару секунд, к всеобщему хохоту добавился и смех преподавателя. Но она не знала, как и ещё половина аудитории вместе с ней, о том, что это был не просто дуэт, а самая настоящая «звёздная пара». Но сюжет требовал продолжение, которое тут же последовало:
- А чего же Вы медлите, Господин Тарас Внуковский? Вы отказываетесь от своих вопросов?
- Даже не мечтайте.
- Ну, тогда приглашайте свою очаровательную спутницу, мигом берите два стула и садитесь в торце стола, а я устроюсь напротив вас, дабы быть вежливой с аудиторией. Готовьтесь, мы вместе проведем эту пару, разбираясь в вопросах, которые Вы же, Господин Тарас Внуковский и поставили.
- Я согласен, только для начала, хотелось бы прояснить ещё один нюанс?
- Проясняйте, Господин Тарас Внуковский.
- А кому я Господин?
Аудитория очередной раз зашлась топотом и смехом. Но, непоколебимая Маргарита Витольдовна, дождалась, когда шумовой залп утихнет, и промолвила:
- А это станет четвёртым параграфом нашей сегодняшней пары. И так приступим.
-…
- Так, что же вы оба молчите? – Ворвалась в ожидание Госпожа Сурикова.
- Мы готовы говорить, но о чем? – Спросила Ася.
- Если бы этот вопрос задали не Вы, Госпожа Ася Звёздная, то я бы ответила на него немного иначе, а раз в диалог с преподавателем первой вступили, всё таки, Вы, то я думаю, что имею право перевести стрелки на последний, четвёртый,  вопрос Тараса Внуковского.
- Очень кстати, учитывая тот факт, что Вы, Госпожа Маргарита Витольдовна, в последнем обращении не короновали меня «Господином».
- А как Вы Тарас предпочтёте называть Вас и других студентов в аудитории? Советским обращениями – гражданин, товарищ, или всё таки – литературным – мой друг,  а может быть,  - студент Внуковский, или же – «эй, Вы там – наверху…», а как Вам казённо, к примеру – «…сейчас пройдёмся по списку, а  по списку очередь подошла выступить Тарасу Внуковскому?..»
- О, чёрт возьми, Маргарита Витольдовна,  Вы же можете, если хотите. А куда же запропастились: «солдат», «студент», «подсудимый», «холоп»…
- Могу, могу и Вы, Тарас, тоже можете… Вижу… Но так, что Вы выбрали из мною предложенного?
- Поначалу, мне очень зацепилось за слух «…эй, Вы там – на верху…», но это как-то не по статусу нашего Института журналистики. Ну, а после, когда я произнёс: « О, чёрт возьми, Маргарита Витольдовна,  Вы же можете, если хотите». По сути, я ответил на Ваш, а скорее свой вопрос. Ведь именно так экстравагантно звучало моё признание в Вашей правоте. И на самом деле, лучший вариант обращения к студентам, это так, как Вы имели честь нас величать – «господами».
- И, правда, как Вы заметили, чёрт возьми, очень экстравагантно. Ваше, «простите», принимается, а вместе с тем, Вы мне не Господин и я вам не Госпожа, это, как все естественно усвоили, – культурное деловое обращение к нужной персоне. Но, кто не согласен, может внести предложения. Я даже рассмотрю, каждое индивидуальное обращение – в любой форме… Но это мы покончили с последним вопросом и потому имеем полое право перейти к первому, который… напомните, Господин Тарас Внуковский, как звучал?
- Что такое по Вашему, «естество»? – Озвучила Ася, подсмотрев в блокноте.
- А, по Вашему, Госпожа Ася Звёздная, что?
- Я думаю, что «естество», это не то, кем хочет выглядеть перед тобой человек, а то, что этот человек из себя представляет.
- И с Вами согласится, Господин Тарас Внуковский?
- У Господина Тараса Внуковского, несколько иное представление о понятии слова «естество», - вцепился за развитие темы революционер, - я мыслю, что отличным поводом для рассуждений по этой теме может стать словарь синонимов Великого и могучего русского языка:  истый, истный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий... А сейчас при помощи того же словарного друга, позвольте переходить к кульминации… Итак… Истота – это естество!.. Сущность!.. Самая суть!.. Существо предмета!.. Дальше я стану говорить менее эмоционально и без пауз, но это не менее существенно. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истовый, истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий. Но через этот словесный ливень, достаточно запомнить, что истота – это естество!
- Прекрасно! Вы необычайно умны и образованы, я предлагаю всем встать и поаплодировать! – И первой начала хлопать Маргарита Витольдовна, а потом и все остальные.
- Но мы не вправе расслабляться, пока не расставим все точки над «і», или «ё» - как кому больше нравится. И… Именно потому – идём дальше. Так, что же такое само «естествознание»? Кто готов поговорить об этом?
С места неожиданно встал Вадим Громов:
- Если верить Господину Ожегову, то он определяет «Естествознание», как совокупность наук о природе, следовательно – называя их естественными науками.
- А в Древней Греции бы с Господином Ожеговым поспорили бы, так как задолго до рождения Ожегова родились,  гуманитарные науки, такие как социология и история. – Начал наступление Тарас.
- Но ведь  всё это так противоречиво… - Чуть неуверенно заговорила Ася. - Мне кажется, что каждый прав в своём ответе, ведь любую науку можно назвать наукой о природе.
- «Социология» и «История», это науки о людях и их деятельности, а так же о последствиях их деятельности. – Поддерживал свою мысль Тарас.
- Но, ведь человек – часть природы, а значит, все науки, если собрать их в условную группу, которую предположительно назовём «о человеке» - относятся к наукам о природе.
- Замечательно. – Взяла ведущее слово Маргарита Витольдовна. -  Мне нравятся мои коллеги по цеху. Но задание по программе я всё же всем озвучу. Аристотель и Архимед – личности, с которыми, на самом деле, интересно познакомится. Не менее увлекательным будет и ваше путешествие по страницам истории развития такой науки, как «Естествознание», а там и Древняя Греция, и Римская Империя, и Средневековая Европа. А вот новый взгляд или фундамент науки со специфическим, как утверждает Тарас Внуковский, названием «Естествознание», закладывать предстоит вам. Историю двадцать первого века пишите вы, при этом – каждый день и сейчас, а на сколько этот период станет увлекателен для наших потомков, вы никогда не узнаете, но мне бы хотелось, чтобы через столетия о нашем веке думали, а не хотели бы поскорее стереть со страниц истории, а вместо, –  оставить там чёрную дыру. И я бы очень была рада заменить обозначение пустоты  и назвать его «белым пятном», но в истории не бывает белых пятен, белых пятен не бывает вовсе, потому, что пятно – это нечто грязное. История же очень строгая наука и пишется стразу же в чистовик чёрными чернилами по белой бумаге и каждая клякса, оставляет там противное пятно, но если разлить эти чернила, то получится чёрная дыра. А мне хочется, чтобы о людях нашего века далёкие потомки говорили: «Да! Были люди в наше время!» 
- Но ещё есть один вопрос, который мы не разобрали! – Вспомнил Тарас.
- А вот на последний вопрос, который, для Господина Тараса Внуковского, самый важный, и который, если его вспомнить, звучит так: «Чему вообще учит мой предмет?» Извольте, отвечу сама. Мы сегодня наглядно убедились, что предмет сам по себе ничему не может научить, главное, что вы хотите сами получить от предмета, чему хотите научиться. Вы должны проникнуть в свою суть и понять, чего же вы на самом деле хотите? Кто-то приходит изучать мой образ, как преподавателя, кто-то получает здесь трибуну для горячих выступлений и благодатную почву, куда сеять  слова, кто-то чтобы задать вопрос и не побоятся самому на него искренне ответить перед целой аудиторией.  Что бы мы не говорили, не только здесь, но и вообще, очень важно –  в любых словах, которые мы озвучиваем так или иначе, это не только знать, что мы говорим, но и понимать, что именно мы хотим этим сказать. И – самое главное  всегда  – это верить в то, что мы говорим.
И, чёрт побери, как же прав, Господин Тарас Внуковский, когда дважды, с восклицательным знаком, заявил «Истота – это естество!», а если вы поставите впереди этих громких слов одну единственную букву «Ч», то получите ответ на очень популярный вопрос, который так часто задают себе люди: «Кто же имеет право считать себя настоящим человеком?»