Открытие памятника Маяковскому на Таганке

Ирина Юлина
    Открытие памятника  Владимиру Владимировичу Маяковскому состоялось в Москве                14 апреля 1955 года, в день 25-летия со дня смерти поэта. Бронзовую скульптурную фигуру на постаменте из черного гранита  установили  в садике около Государственной библиотеки-музея, носящей его имя.
    Памятник выполнил скульптор Гурам Кордзахия.  Это  была дипломная работа выпускника Тбилисской академии художеств. Из Тбилиси директор  академии  С. Кабуладзе прислал телеграмму в Москву: «Коллектив Тбилисской академии художеств горячо поздравляет Вас заслуженным успехом открытием выполненного Вами памятника талантливейшему поэту нашей эпохи Владимиру Маяковскому».
    Над моделью скульптурной фигуры поэта Гурам работал в мастерской,   и приведенные фотографии отразили и готовую модель, и ликование по поводу завершения этой работы.  Для   решения вопроса  об отливке и  установке памятника  были получены отзывы на эту работу скульптора. Приведу  здесь только  отдельные высказывания:
    Людмила  Маяковская, сестра поэта: «Мне кажется, что работа эта, безусловно талантлива,  выразительна, дает образ поэта и даже портретное сходство, как лица, так и фигуры» 
    Скульптор Сарра Лебедева: «Считаю, что из всех виденных мною изображений Маяковского это самый убедительный для меня образ. Он настолько убедителен, что просто хочется сказать, что он очень похож на молодого  Маяковского, как я его помню, начиная с 1916 г.»   
    Лиля Брик: «В ней (фигуре Маяковского, прим. автора)  большое портретное сходство, и не только внешнее, фотографическое,  а глубокое внутреннее. В этой скульптуре чувствуется вполне определенное и, мне кажется очень верное представление художника о Маяковском, сильном мужественном человеке, большом НАШЕМ поэте, поэте-рабочем. В ней ясна мысль скульптора. И форма этого произведения представляется мне соответствующей по содержанию. Думаю, это очень серьезная работа. Она мне нравится и по душе».   
    Скульптор Г. Кепинов, в мастерской которого Гурам работал два  месяца:
    «В этой работе теплота, свежесть, и внутренняя сила… Гурам Кордзахия несомненно талантливый скульптор и было бы обидно, если ему не была бы предоставлена возможность развить и углубить, найденный им, в основном, образ в плане проектирования памятника Маяковскому. Мне хотелось бы  еще помимо талантливости, отметить хороший уровень профессиональных знаний». 
    Член-корреспондент Академии Архитектуры СССР А. К. Буров: «…автор действительно нашел образ Маяковского и решил задачу в простой, убедительной и  ясной форме. Еще труднее мне говорить об этой скульптуре, потому что я лично знал Владимира Владимировича. Необыкновенно – как автор, никогда не видев и не знав Маяковского, так верно его увидел». 
    В. Беликов также написал:  «Молодой скульптор решил стоящую перед ним задачу очень своеобразно, не побоявшись отступить от некоторых поз Маяковского, ставших уже почти каноническими. Поэт изображен в годы расцвета его таланта, полным сил, энергии, воли, широко расставив ноги, крепко стоял на земле, он всей грудью встречает налетевший порыв ветра, разметавший его волосы».
    И вот, наконец,  газета  «Московский комсомолец»   сообщила, что на Мытищинском заводе художественного литья заканчивается отделка бронзовой статуи по модели                Г. Кордзахия. 
    Гурам Кордзахия   получил   срочную телеграмму: «Вылетайте немедленно открытие четырнадцатого два часа дня проезд оплатим» Езерская.
    Об открытии памятника появились статьи во многих газетах.
    Газета «Вечерняя Москва» 14 апреля 1955 года писала: «В взволнованных глубоко прочувствованных словах своей речи  поэт Алексей  Сурков сказал на импровизированном митинге об огромном значении творчества Владимира Маяковского  для советской поэзии, для всей нашей культуры, о том как живут и  будут жить его горячие, сильные, умные стихи, полные любви к Родине, к своему народу».
    На этом митинге Всеволод Аксенов исполнил «Стихи о советском паспорте», выступили также поэты Николай Асеев, Семен Кирсанов, артист Сергей Балашов и другие.
    Публикации о скульпторе были и в газете «Советская культура», и в «Литературной газете». А в  статье журнала «Творчество» № 6, 1958 г. было рассказано о новой работе  Кордзахия  - портрете поэта-романтика начала  ХIХ века  Н. Бараташвили.
    В апреле текущего года мне удалось связаться по телефону с Тбилиси. Дочь скульптора,  искусствовед по специальности,  сказала, что отец умер в 1970 году.  Недавно она побывала проездом в Москве и пыталась найти памятник работы  отца, но не нашла его.
    На  самом  же деле  памятник существует, но находится не в экспозиции, а на хранении в Государственном музее В.В. Маяковского (ГММ), куда был перевезен при закрытии библиотеки-музея поэта на Таганке.
    Сфотографировать памятник в ГММ  мне не удалось, так как  он загроможден другими экспонатами и визуально недоступен.
    Владимир Владимирович Радзишевский, вспоминая  о своей работе в Государственной библиотеке-музее В.В. Маяковского, сказал:  «Памятник поэту работы Гурама Кордзахия  напоминал мне одну из  фигур  роденовских «Граждан»: рядом с музеем стоял поэт-человек, в котором ощущался задор молодости. В один из приездов в Москву около этого памятника сфотографировался Бурлюк». 
    Около двадцати лет памятник Маяковскому стоял в Москве в переулке его имени. Оставить его  в городе на прежнем месте  было бы справедливо и по отношению к памяти скульптора Гурама Кордзахия и к его семье. Это было бы справедливо   к тем, кто помнит этот памятник  в переулке Маяковского, справедливо к москвичам, жителям Таганки, незаслуженно потерявшим вместе с библиотекой- музеем и памятник поэту.
    P. S.  Благодарю семью Гурама  Кордзахия, предоставившую  мне документы и фотографии,  показывающие ход  работы по изготовлению памятника и торжественное  его открытие.
                2008 г.
               
  Фотографии:
1. Скульптор Гурам Кордзахия.
2. Модель фигуры Маяковского в мастерской.
3. Радость  по случаю окончания работы.
4. Открытие памятника в переулке Маяковского на Таганке,
     митинг во время открытия памятника.
5. Выступление Николая Асеева.
6. Выступление Алексея Сурикова.
7. Выступление Всеволода Аксенова.
8. Г. Кордзахия,  А. Езерская и В. Лидин возле   Библиотеки-музея В.В. Маяковского.