Неооверлэппинг

Алексей Филиппов 3
Кентавр,   как  мифологическое  существо,  был,  возможно,  не  придуман  а  увиден,  увиден  как  визуальное  сцепление  человека  и  животного.  Увиден  и  забыт.  Но  вспомнен  в  творческом  процессе,  выужен  из  памяти.
Можно  предположить,  что  творческая  фантазия – это  воспоминание  увиденной  и  отцензурованной  бытовой  частью  мозга  реальности.  И  жизнь  колышется  в  фантазии  воспоминания,  реализме  памяти.  И,  такого  рода  « фантазия «,  конечно,  отличается  от  ментального  выдумывания – высиживания  мертвых  мыслей – форм.
В  Гештальтпсихологии,  скажем  у  Арнхейма,  оверлэппингом  называется  простое  закрытие  формы  формой,  которое  используется  в  работе  над  картиной,  для  показа  планов  изображаемого  пространства.  При  этом,  одна  форма  из  двух  или  нескольких,  изображается  очень  ясно  читаемой,  в  целях  лучшего  прочтения  обоих.  Тщательно  избегается  равномерность  их  напряжения  и  читаемости,  при  которой  они  могли  бы  вместе  создать  некую  третью  форму,  мешающую  прочтению   двух  изначальных.  И  это  действительно  использовалось  в  классической  живописи  и  было  очень  логично  в  пространстве  бытовой  ментальности.
Неооверлэппинг  эти  выразительные  средства    развивает  и  продолжает,  создавая  для  художника  чуть  ли  не  противоположные  задачи,  решения  которых  требует  ментальность  горней  памяти.  Самоцельной  и  важной  становится  именно  третья  форма,  получаемая  в  процессе  сцепления   не  только   двух  или  более  форм,  но  и  различных  частей  одной  формы.  Процесс  творчества  воспоминает  и  выстраивает  части  увиденного  в  новой  гармонии,  создавая  образ  из  небытовой  памяти.
В  отличие  от  фотокамеры,  которая  видит  мир « одним  глазом»  и  доли  секунды,  мы  видим  мир  непрерывно.  Эта  непрерывность  видения,  записывающаяся  в  памяти  составляет  бесконечные  возможности  для  создания  художественного  образа,  который  становится  в  творческом  процессе  как  единственно  возможный  и,  предстает  перед  зрителем  в  одно  мгновение,  весь…
В  процессе  непрерывного  видения,  мозг,  так  называемый  мною,  бытовой  мозг,  фиксируется  лишь  на  более  простых,  знаковых,  хорошо  читаемых  формах,  цветах,  ракурсах.  Иначе  мы  не  могли  бы  ориентироваться  в  пространстве  быта.  Остальные   98  процентов  зрительной  информации  подвергаются  цензуре  и   уходят  в  глубины  памяти.
Процесс  работы  над  картиной  представляет  вспоминание,  выуживание  из  дальней – горней  памяти  вариантов  увиденного  когда-то,  при  этом  происходит  взлом  файлов  памяти  мозга.  Плоскость  картины  на  какое-то  время  превращается  в  некий  экран,  на  котором  происходит  поиск,  представляющий  собой  цепь  видео – созданий – разрушений,  приводящий  к  одному  единственному  пластическому  решению.  В  результате  из  тысяч  возможностей  кристаллизуется  и  растет  одна,  и  она  имеет  в  себе  часть  от  всех  претендующих.
В  отличие  от  классического  оверлэппинга,  неооверлэппинг  ведет  к  расфокусированию  привычных  форм  таким  образом,  чтобы  их  можно  было  бы  прочитать  по  разному,  создавая  некии   формы – перевертыши  ,  которые  приглашают  зрителя  к  соавторству,  дают  возможности  различного  прочтения  большой  формы.  Картина  становится  многоплановой  не  только  в  трактовке  пространства,  но  и  в  поличитаемости  самой  формы.
Форма  человеческого  тела  понимается  как  самая  сложная,  а  главное,  имеющая  большее  количество  ракурсовых  возможностей  при  меньшем  количестве  пластических  модулей.  Более  того,  в  условиях  неооверлэппинга  движением  изображаемого  тела,  различным  соотношением  его  частей  показываются  или  создаются  более  тонкие  психологические  и  духовные  переживания.  И  это  важно,  так  как  основной  задачей  ставится  задача  создания  образа  через  трансформацию  формы,  которая  в  свою  очередь  представляет  лишь  путь – мост  к  тому  большому  переживанию,  которое  создает  Образ  Целого.