Маяковский и Таганка

Ирина Юлина
     Гендриков переулок  назван  был по фамилии  одного из домовладельцев - купца  Михаила Гендрикова.   В этом переулке  в 1891 году архитектор   В. Ф.  Жигардлович   построил дом для  Петра  Толкова.  Так,  достаточно прозаично,  началась история  существующего и поныне  дома 15/13.    В 1926 году ордер на четырехкомнатную квартиру в нем получает   В. Маяковский и супруги Брик.  По этому адресу поэт жил   последние четыре года до рокового  выстрела.   Правда,  за  В.В. Маяковским сохранялся с 1919 года 11-метровый кабинет  в Лубянском проезде.
    Именно  в Гендриковом переулке поэт впервые читает поэму «Хорошо».               Литературовед В. Перцов вспоминает: «Кроме участников группы Леф – сотрудников журнала «Новый Леф», слушать новую поэму Маяковского пришли специально приглашенные гости. Этого чтения ждали - давно было известно, что Маяковский готовит большую вещь к десятилетию Октября.  Среди слушателей были  А.В. Луначарский, литераторы из РАППа –               А.А. Фадеев, Л. Авербах, друзья и знакомые Маяковского, связанные с ним по работе в газете, были и какие-то незнакомые мне люди… Разговор о поэме после чтения был очень шумный».
     У Владимира Владимировича в гостях в Гендриковом переулке  бывали:                А.В. Луначарский, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский,                В. Э. Мейерхольд,  С. М. Эйзенштейн, зарубежные гости: Теодор Драйзер, Луи Арагон, Диего Ривера.
     Диего Ривера вспоминал: «В один очень холодный вечер Маяковский пригласил нас к себе в дом, где теперь библиотека-музей его имени. Там было жарко, как в печи, и там действительно пылал энтузиазм тех, на чью долю выпала радость  и  честь воспользоваться  гостеприимством гения. Нас было много в его доме…  К Маяковскому   пришли люди, знаменитые уже тогда, и люди, которые стали знаменитыми впоследствии. Среди первых был Теодор Драйзер…»
     14 апреля  1930 года в Гендриковом переулке толпа людей: сюда  привезли тело Владимира Маяковского, чтобы  затем отвезти  гроб  в  клуб писателей  на улицу Воровского для прощания с поэтом.   Газета  «Правда»  15 апреля 1930 года писала: «Умер большой революционный поэт, умер мастер писательского цеха, неутомимый каменщик социалистической стройки».   
      Нескончаемый поток людей придет проводить  поэта в последний путь.
     23 декабря 1937 года зам. Наркома просвещения   Н. Крупская подписывает приказ  об открытии 2 января 1938 года  по адресу Гендриков переулок в доме 15/13  библиотеки-музея им. В.В. Маяковского. Директором  музея по  ее инициативе была назначена    А.С.  Езерская. 
     18 декабря 1941 года 23 ящика с музейными ценностями и книгами были эвакуированы в город  Молотов (так называлась Пермь  с 1940 по 1957 г.г.), а часть вещей  для сохранности была закопана в землю.  Семь сотрудников музея  за их безграничное служение были награждены медалями за оборону Москвы.  В материалах музея можно увидеть график  дежурства  30.06.1941 года, где расписаны дежурства  тринадцати сотрудников,  и в  их числе - директора  музея  Езерской.
     Необыкновенную ценность представляют письма, присланные в музей во время войны с фронта. В музее находится  фронтовая реликвия – поэма «Владимир Ильич Ленин». Бережно хранится книга стихов Маяковского, пробитая осколком снаряда под Сталинградом.
     О Государственной библиотеке-музее В.В. Маяковского можно прочитать в путеводителе «По Москве», М.Р., 1958, стр. 331.   Мне  же удалось поговорить с   посетителями   музея, которые  с нежностью вспоминают  экскурсии в мемориальной квартире В. Маяковского. В музее сохранялась обстановка,     существовавшая при поэте. На диване в одной из комнат любил сидеть Владимир Владимирович. На стене портрет Ильича. В кабинете на письменном столе корреспондентский  билет «Комсомольской правды»,  записная книжка поэта, авторучка, пузырек с цветной тушью.   Казалось, что поэт   вышел ненадолго:  висит пальто,  шляпа, куртка…
     Музей был закрыт в 1972 году и, таким образом,  Таганский район лишился сразу и музея и очень серьезной библиотеки  с  фондом, содержащим    около 70 тыс. томов,  в том числе уникальные прижизненные издания поэта.   
     Сегодня  можно пообщаться  с бывшими сотрудниками библиотеки-музея                им. В.В. Маяковского: Гретой Михайловной Кише, Зинаидой Додович, Верой Федоровной Сулимовой, Владимиром Владимировичем  Радзишевским, Музой  Анатольевной Немировой, Ларисой Ефремовной Колесниковой. 
      В настоящее время исчезнувший музей существует в виртуальном пространстве. Зам директора по науке Государственного музея                В.В. Маяковского (ГММ) Муза Анатольевна Немирова позволила мне посмотреть в компьютере, как выглядели интерьеры комнат, а так же   небольшую часть документов музея, организованного    Н. Крупской.
      При создании в 1974 году   ГММ в Лубянском проезде  в него была переведена экспозиция  музея  на Таганке.  За последующие годы коллекция  значительно  пополнилась.
      В 1989 году  проведена реконструкция  ГММ в духе конструктивистской простоты. Вздымающаяся ввысь спиралевидная пирамида ведет к кабинету «Комнатенка-лодочка», в которой  произошла трагедия 14 апреля 1930 года. В Музее развернута экспозиция жизни и творчества поэта. Здесь читают тематические лекции, проводят музыкальные и поэтические вечера, театральные спектакли. 
      А в  мемориальном доме 15/13 Гендрикова переулка  в настоящее время расположилась   какая-то загадочная  организация  с зашторенными окнами и без вывески.   О жизни   великого поэта напоминает разве что старая памятная доска, строки из стихотворения поэта на соседнем здании, да название переулка, получившего имя   Маяковского в 1935 году.
     Специалисты пишут, что Владимир Владимирович в своих произведениях упоминает  слово Москва около 200 раз. И вот парадокс:  в этом городе не нашлось места для библиотеки им. В.В.  Маяковского. 
         «Я хотел бы
                жить
                и умереть в Париже,
      если б не было
                такой земли  -
                Москва».               
       Его обвиняли в том, что  он создает однодневки, на потребу дня. А он считал, что «поэт должен быть в центре дел и событий», говорил «хочу делать социалистическое искусство». Отсюда и публицистичность его поэзии.
       Бронзовый В.В. Маяковский (скульптор А.П. Кибальников), шагнувший в 1958 году на Триумфальную площадь (как во время ей возвратили прежнее название),  не забронзовел, а актуален  и публицистичен.   

                2008 г.               
               
          Фотографии:
1. Письма с фронта в  Музей В.В. Маяковского.
2. Дом 13/15 в переулке Маяковского сегодня  (фотография автора).