Гендриков переулок назван был по фамилии одного из домовладельцев - купца Михаила Гендрикова. В этом переулке в 1891 году архитектор В. Ф. Жигардлович построил дом для Петра Толкова. Так, достаточно прозаично, началась история существующего и поныне дома 15/13. В 1926 году ордер на четырехкомнатную квартиру в нем получает В. Маяковский и супруги Брик. По этому адресу поэт жил последние четыре года до рокового выстрела. Правда, за В.В. Маяковским сохранялся с 1919 года 11-метровый кабинет в Лубянском проезде.
Именно в Гендриковом переулке поэт впервые читает поэму «Хорошо». Литературовед В. Перцов вспоминает: «Кроме участников группы Леф – сотрудников журнала «Новый Леф», слушать новую поэму Маяковского пришли специально приглашенные гости. Этого чтения ждали - давно было известно, что Маяковский готовит большую вещь к десятилетию Октября. Среди слушателей были А.В. Луначарский, литераторы из РАППа – А.А. Фадеев, Л. Авербах, друзья и знакомые Маяковского, связанные с ним по работе в газете, были и какие-то незнакомые мне люди… Разговор о поэме после чтения был очень шумный».
У Владимира Владимировича в гостях в Гендриковом переулке бывали: А.В. Луначарский, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский, В. Э. Мейерхольд, С. М. Эйзенштейн, зарубежные гости: Теодор Драйзер, Луи Арагон, Диего Ривера.
Диего Ривера вспоминал: «В один очень холодный вечер Маяковский пригласил нас к себе в дом, где теперь библиотека-музей его имени. Там было жарко, как в печи, и там действительно пылал энтузиазм тех, на чью долю выпала радость и честь воспользоваться гостеприимством гения. Нас было много в его доме… К Маяковскому пришли люди, знаменитые уже тогда, и люди, которые стали знаменитыми впоследствии. Среди первых был Теодор Драйзер…»
14 апреля 1930 года в Гендриковом переулке толпа людей: сюда привезли тело Владимира Маяковского, чтобы затем отвезти гроб в клуб писателей на улицу Воровского для прощания с поэтом. Газета «Правда» 15 апреля 1930 года писала: «Умер большой революционный поэт, умер мастер писательского цеха, неутомимый каменщик социалистической стройки».
Нескончаемый поток людей придет проводить поэта в последний путь.
23 декабря 1937 года зам. Наркома просвещения Н. Крупская подписывает приказ об открытии 2 января 1938 года по адресу Гендриков переулок в доме 15/13 библиотеки-музея им. В.В. Маяковского. Директором музея по ее инициативе была назначена А.С. Езерская.
18 декабря 1941 года 23 ящика с музейными ценностями и книгами были эвакуированы в город Молотов (так называлась Пермь с 1940 по 1957 г.г.), а часть вещей для сохранности была закопана в землю. Семь сотрудников музея за их безграничное служение были награждены медалями за оборону Москвы. В материалах музея можно увидеть график дежурства 30.06.1941 года, где расписаны дежурства тринадцати сотрудников, и в их числе - директора музея Езерской.
Необыкновенную ценность представляют письма, присланные в музей во время войны с фронта. В музее находится фронтовая реликвия – поэма «Владимир Ильич Ленин». Бережно хранится книга стихов Маяковского, пробитая осколком снаряда под Сталинградом.
О Государственной библиотеке-музее В.В. Маяковского можно прочитать в путеводителе «По Москве», М.Р., 1958, стр. 331. Мне же удалось поговорить с посетителями музея, которые с нежностью вспоминают экскурсии в мемориальной квартире В. Маяковского. В музее сохранялась обстановка, существовавшая при поэте. На диване в одной из комнат любил сидеть Владимир Владимирович. На стене портрет Ильича. В кабинете на письменном столе корреспондентский билет «Комсомольской правды», записная книжка поэта, авторучка, пузырек с цветной тушью. Казалось, что поэт вышел ненадолго: висит пальто, шляпа, куртка…
Музей был закрыт в 1972 году и, таким образом, Таганский район лишился сразу и музея и очень серьезной библиотеки с фондом, содержащим около 70 тыс. томов, в том числе уникальные прижизненные издания поэта.
Сегодня можно пообщаться с бывшими сотрудниками библиотеки-музея им. В.В. Маяковского: Гретой Михайловной Кише, Зинаидой Додович, Верой Федоровной Сулимовой, Владимиром Владимировичем Радзишевским, Музой Анатольевной Немировой, Ларисой Ефремовной Колесниковой.
В настоящее время исчезнувший музей существует в виртуальном пространстве. Зам директора по науке Государственного музея В.В. Маяковского (ГММ) Муза Анатольевна Немирова позволила мне посмотреть в компьютере, как выглядели интерьеры комнат, а так же небольшую часть документов музея, организованного Н. Крупской.
При создании в 1974 году ГММ в Лубянском проезде в него была переведена экспозиция музея на Таганке. За последующие годы коллекция значительно пополнилась.
В 1989 году проведена реконструкция ГММ в духе конструктивистской простоты. Вздымающаяся ввысь спиралевидная пирамида ведет к кабинету «Комнатенка-лодочка», в которой произошла трагедия 14 апреля 1930 года. В Музее развернута экспозиция жизни и творчества поэта. Здесь читают тематические лекции, проводят музыкальные и поэтические вечера, театральные спектакли.
А в мемориальном доме 15/13 Гендрикова переулка в настоящее время расположилась какая-то загадочная организация с зашторенными окнами и без вывески. О жизни великого поэта напоминает разве что старая памятная доска, строки из стихотворения поэта на соседнем здании, да название переулка, получившего имя Маяковского в 1935 году.
Специалисты пишут, что Владимир Владимирович в своих произведениях упоминает слово Москва около 200 раз. И вот парадокс: в этом городе не нашлось места для библиотеки им. В.В. Маяковского.
«Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
если б не было
такой земли -
Москва».
Его обвиняли в том, что он создает однодневки, на потребу дня. А он считал, что «поэт должен быть в центре дел и событий», говорил «хочу делать социалистическое искусство». Отсюда и публицистичность его поэзии.
Бронзовый В.В. Маяковский (скульптор А.П. Кибальников), шагнувший в 1958 году на Триумфальную площадь (как во время ей возвратили прежнее название), не забронзовел, а актуален и публицистичен.
2008 г.
Фотографии:
1. Письма с фронта в Музей В.В. Маяковского.
2. Дом 13/15 в переулке Маяковского сегодня (фотография автора).