Берн - размышления у фонтана

Борис Готман
 Центр швейцарской столицы, расположенный на "полуострове" в изгибе реки Ааре, изобилует фонтанами и фонтанчиками.

 Конечно, на мой взгляд, самое захватывающее зрелище Берна - это виды на Ааре с высоченных мостов.

 Но здесь хочу остановиться на запечатлённом на моей фотографии фонтане "Пожиратель детей" (Kindlifresserbrunnen).

 Фонтану без малого уже полтысячи лет. А если засчитать стоявший на его месте ранее деревянный фонтан, так и того более.

 В своем нынешнем виде (правда, в 2007 году он был капитально отреставрирован, для чего его даже снимали с постамента) он был построен в 1546 году мастером Гансом Гангом.

 На снимке виден гигант-людоед, с довольной улыбкой пожирающий ребенка. В сумке и за поясом с ужасом ждут свою участь другие дети.

 Любители ужастиков могут прочесть очень подробное описание скульптуры в романе Жака Шессе "Людоед. Роман о потерянной жизни". Правда, между этим описанием и скульптурой имеются некоторые несоответствия, связанные, возможно,  с упомянутой выше реконструкцией.

 Роман получил Гонкуровскую премию.

 Герой романа, учитель гимназии Жан в своём болезненном сознании отождествляет с этим людоедом  своего властного и грубого отца, безжалостно отнявшего у сына девушку, его первую любовь. И даже после смерти отца одни только воспоминания о нём заставляют героя отказаться и от своей новой любви, и от самой жизни.   

 Но вернёмся к скульптуре. Её немаловажная деталь: на голове отвратительного страшилища красуется  шляпа, очень напоминающая колпаки, которые заставляли носить евреев в средневековой Европе.

 По этому поводу Википедия приводит несколько мнений:

 Поскольку людоед носит остроконечную шапку, похожую на еврейскую шляпу того времени, существует предположение, что статуя изображает еврея и является олицетворением Кровавого навета на евреев. 
 
 Другая теория заключается в том, что статуя похожа на Крампуса, звероподобного существа из фольклора альпийских стран, которое, как считается, наказывало во время Рождества детей, которые плохо себя вели.
 
 Согласно другим теориям, это изображение греческого бога Кроноса (в римской мифологии - Сатурна), который ест своих детей (римский Сатурн ест месяцы).

 Кронос пожирал своих детей потому, что ему будто бы было предсказано погибнуть от рук одного из них. По легенде, Кроноса сверг его младший сын Зевс, освободивший при этом из чрева отца первоначально проглоченных братьев и сестру и учредивший в честь их спасения Олимпийские Игры. 

 Но в этом случае с Кроносом должно было бы быть шесть (с Сатурном - двенадцать)  скульптур малышей.
 Кроме того, ни на одном из других старинных изображений Кроноса не найти такую остроконечную шляпу, как на этой скульптуре.
 
 Следующая теория говорит, что фонтан служит предупреждением для детей, чтобы те были аккуратны и не попали в медвежью яму.

 Ещё одна теория состоит в том, что скульптура на фонтане изображает кардинала Маттеуса Шиннера, который привел Швейцарскую Конфедерацию к нескольким кровавым поражениям в северной Италии.

 Альтернативная теория настаивает, что это изображение старшего брата герцога Бертольда V Церингенского (основателя Берна), который, как утверждается, был настолько взволнован тем, что его младший брат затмил его, что  собрал и съел детей города.

 
 Продолжение следует (см. "Людоеды из Гельвеции" http://proza.ru/2024/01/27/818)