Жизнь и смерть короля Джона, 5-6

Ванятка
АКТ ПЯТЫЙ

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Открытая местность в районе Свинстедского аббатства.

(Навстречу друг другу выходят Нагульный и Губерт.)

ГУБЕРТ:
Откликнись, кто идёт, иначе я стреляю.

НАГУЛЬНЫЙ:
Я - друг. Кто ты, однако, я не знаю.

ГУБЕРТ:
Я - патриот.

НАГУЛЬНЫЙ:
Куда же патриот идёт?

ГУБЕРТ:
Тебе какое дело?
В лихие времена и любопытство губит.

НАГУЛЬНЫЙ:
Да ты, похоже, Губерт!

ГУБЕРТ:
Коль голос угадал, то, видимо, не враг,
К тому ж, надеюсь, сударь - не дурак,
А, значит, и ответит, кто таков.

НАГУЛЬНЫЙ:
Да здесь не надо лишних слов.
Как можешь ты ответить "нет,
Тому, кто сам - Плантагенет.

ГУБЕРТ:
Глаза и ум затмила ночь,
Её не в силах превозмочь,
Но ухо мне дало надежду,
Что храбрый воин под одеждой.

НАГУЛЬНЫЙ:
Ну, полно, полно извиняться.
Пора за дело приниматься.

ГУБЕРТ:
Я вас ищу, но брови хмурить ночь,
И не желает мне, коварная, помочь.

НАГУЛЬНЫЙ:
Ты басни мне сейчас не пой,
А суть вещей скорей открой.

ГУБЕРТ:
А суть черна, как эта ночь, 
Дай силы, боже, превозмочь
Всё, что начертано судьбою,
Она - не радует, не скрою.

НАГУЛЬНЫЙ:
Прошу тебя быть к теме ближе:
Так  не тяни и говори же!
Ведь я не баба, чтобы ахать,
Всё нипочём мне, кроме плахи.

ГУБЕРТ:
Боюсь, король отравлен был монахом.
Он говорить почти не может,
И это меня очень, сэр, тревожит.
Без вашей помощи не справиться никак,
Вы - наш единственный защитник и вожак.

НАГУЛЬНЫЙ:
Но как же можно было допустить,
Чтоб государя  смели отравить?

ГУБЕРТ:
Кто ж мог подумать, что монах
Посмеет нанести нам крах?
Суд над злодеем совершился:
Паскудной жизни он лишился.
Король, надеюсь, яд поборет,
С недугом государь поспорит:
Придёт и сон, и аппетит,
И, наконец, заговорит.

НАГУЛЬНЫЙ:
Ты на кого решился короля оставить?

ГУБЕРТ:
Себе не можете представить:
К нему вернулись все вельможи!
Принц Генри к государю их привёл
И снял с предателей позорный ореол.
А государь простить вельмож изволил
И находится рядом с ним позволил.

НАГУЛЬНЫЙ:
Не посылай же, небо, более невзгод,
Душа их вряд ли все переживёт!
Прилив меня сегодня наказал:
Как языком, он воинов слизал.
Меня скакун от гибели унёс.
"Что ждёт нас далее?" - стоит сейчас вопрос.
Чтоб смерть быстрее нас не оказалась,
Немедля к королю!
Минуты не осталось!

(Уходят.)