***

Клавдия Гребенщик
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ-ПЕВЕЦ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.
ПАМЯТИ ПОЭТА

ОН – поэт, композитор, артист театра и кино.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. – автор около 450 песен, темы которых настолько разнообразны, необычны, новы в своём подходе к раскрываемым образам, так живо написаны, что напоминают маленькие спектакли, живые сценки. Эти жанровые песни можно поделить на уличные и блатные, сатирические и комические, военные и любовные, поэмы и сказки. Как хорошо, глубоко, разносторонне надо было знать жизнь в её таком разнообразии, людей с характерами самыми разными, чтобы так правдиво и образно показать героев, события и время, в которое они жили.  Все, о ком он пел, принимали его за своего парня. Бывшие фронтовики были уверены, что он воевал, хотя родился он перед самой войной, заключённые посылали ему письма с вопросом – “где сидел”?, а спортсмены и альпинисты не сомневались, что он покорял вершины, был боксёром, бегуном и играл в шахматы с самим МИХАИЛОМ Талем. Очень оригинальна была его манера исполнения. Я имею ввиду не только его хриплый голос. Для того, чтобы выразить настроение, чувства, создать характер того, о ком он пел, В.В. использовал согласные, гласных звуков ему было нехватало, и согласные у него  - запели... Например, вот как звучат слова в одной из его песен:
КУПОЛА В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛЛЛОТОМММ,
ЧТОБ ЧАЩЕ ГОСПОДЬ ЗАМЕЧАЛЛЛ...
На стиль его стихов-песен огромное влияние оказали богатейший русский язык, фольклор, сказки, поговорки  и пословицы, частушки, ненормативная лексика, конечно, и острый народный юмор. Его метафоры, сравнения – оригинальны, новы и образны.
О ЛЮБВИ:
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь –
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было  - сорок сороков...

Вот одно замечательное, очень точное и образное стихотворение о войне.

ЗВЁЗДЫ.

МНЕ ЭТОТ БОЙ НЕ ЗАБЫТЬ НИПОЧЁМ –
СМЕРТЬЮ ПРОПИТАН ВОЗДУХ,
А С НЕБОСКЛОНА БЕСШУМНЫМ
 ДОЖДЁМ ПАДАЛИ ЗВЁЗДЫ.

СНОВА УПАЛА – И Я ЗАГАДАЛ:
ВЫЙТИ ЖИВЫМ ИЗ БОЯ, -
ТАК СВОЮ ЖИЗНЬ Я ПОСПЕШНО СВЯЗАЛ
С ГЛУПОЙ ЗВЕЗДОЮ.

Я УЖ РЕШИЛ: МИНОВАЛА БЕДА
И УДАЛОСЬ ОТВЕРТЕТЬСЯ,
А С НЕБА СВАЛИЛИСЬ ШАЛЬНАЯ ЗВЕЗДА –
ПРЯМО ПОД СЕРДЦЕ.

НАМ ГОВОРИЛИ: “ НУЖНА ВЫСОТА!”
И НЕ ЖАЛЕТЬ ПАТРОНЫ!..
ВОТ ПОКАТИЛАСЬ ВТОРАЯ ЗВЕЗДА –
ВАМ НА ПОГОНЫ.

Авторская песня зародилась в России примерно в 30-х годах прошлого века в противовес официальной, помпезной песне, как противостояние страшным временам, в которые жил народ – голоду, разрухе, арестам, массовым преследованиям и убийствам.
И эта же песня говорит о неунывающем, сильном, юморном характере народа. “КОГДА ОТ ОБЩЕСТВА НЕЧЕГО ЖДАТЬ, ОСТАЁТСЯ ПЕСНЯ”. Так писал о БЛАТНОЙ, а точнее, о народной, искренней, задушевной песне АБРАМ ТЭРЦ. Эти времена пришлись и на детские и юные годы В., когда он впитывал в себя мир улицы, её нравы, язык, а так же обострённое чувство справедливости. Вот истоки его песен, его творчества, его судьбы.
В.В. родился 26 января 1937 года.Его мать –Нина Максимовна, отец – Семён Владимирович Высоцкий. Только 5 лет Володя прожил вместе с родителями. На фронте его отец встретил другую женщину. КАК ЭТО ВОДИЛОСЬ НЕРЕДКО В ТО ВРЕМЯ, ОН  ОСТАВИЛ СЕМЬЮ. Вскоре и мать Володи вышла замуж. Володя не смог ужиться с отчимом и напросился уехать с отцом в Германию,  куда тот был направлен на службу. Через 2 года они вернулись в Москву, где В. продолжил учёбу в школе..
 Но где-то с 7-го класса В. стал активно прогуливать уроки и пропадать по вечерам. Что же его так серьёзно отвлекало от школы?  Это кинотеатры с их появившимися тогда т.н. трофейными фильмами, Театр-сад ЭРМИТАЖ, где ОН ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В ДЕТСКИХ СПЕКТАКЛЯХ, а так же уличные компании ребят , где они слушали музыку, курили, пели песни, играли на гитарах, пробовали вино.. Тогда уже В. начал сочинять т.н. “Блатные” песни. Школу В. ,конечно, закончил хорошо  и, по настоянию отца, поступил на мех. Факультет Строительного Ин-та. Как можно легко догадаться, душа его не лежала ни к механике, ни к начертательной геометрии. И однажды, под Новый 1956 год, В., закончив вычерчивать на ватмане линии и окружности, взял в руку флакончик с тушью и со словами: “хватит чертить, надо готовиться к поступлению”, опрокил  тушь  на готовый чертёж.
Летом 56 год он подаёт документы в школу-студию МХТА и, к большому удивлению родни, поступает туда с первого захода. Ещё БУДУЧИ СТУДЕНТОМ, в 59 г.он начал сниматься в кино, но в ролях совершенно незначительных. Но в том же году он впервые вышел на эстраду. Ведь к тому времени им было написано  довольно много песен. Он постепенно становится известным, а благодаря этим огромным плёночным магнитофонам песни его распространились по всей стране. Казалось, что не было квартиры, из окон которй не доносился его задушевный, иногда надрывный хрпловатый голос. Первой его большой аудиторией стала сцена клуба МГУ. Его песни пришлись по душе студенческой публике. Но, как назло, на этом же концерте присутствовал член Полит.бюро Поспелов, которому блатные, юморные, т.ск., “непричёсанные” песни В. показались хулиганскими, антисоветскими, а значит неприемлимыми. И за кулисы тут же был отправлен один человек из охраны Поспелова  с целью убрать “этого хрипатого” С тех пор начался его “РОМАН” с кгбистами, которые сами его тайком слушали, но активно , где и как только могли, ставили ему палки в колёса.
Вот пример песни, которая  были им написана в юные годы. Уже тогда просматривался характер Володи, его понимание правды и сочувствие даже к человеку оступившемуся.

РЕБЯТА, НАПИШИТЕ МНЕ ПИСЬМО

МОЙ  ПЕРВЫЙ  СРОК  Я  ВЫДЕРЖАТЬ  НЕ СМОГ, -
МНЕ  ГОД  ДОБАВЯТ,  МОЖЕТ  БЫТЬ,  ЧЕТЫРЕ...
РЕБЯТА,  НАПИШИТЕ  МНЕ  ПИСЬМО
КАК  ТАМ  ДЕЛА  В  СВОБОДНОМ  НАШЕМ  МИРЕ?

ЧТО  ВЫ  ТАМ  ПЬЁТЕ?  МЫ  СОВСЕМ  НЕ  ПЬЁМ,
ЗДЕСЬ – ТОЛЬКО  СНЕГ  ПРИ  СОЛНЕЧНОЙ  ПОГОДЕ...
РЕБЯТА,  НАПИШИТЕ  ОБО  ВСЁМ,
А  ТО  ЗДЕСЬ  НИЧЕГО  НЕ  ПРОИСХОДИТ!

МНЕ  ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ  НЕ ХВАТАЕТ ВАС -
ХОЧУ  УВИДЕТЬ  МИЛЫЕ  МНЕ  РОЖИ!
КАК  ТАМ  НАДЮХА,  С КЕМ  ОНА  СЕЙЧАС?
ОДНА? – ТОГДА  ПУСКАЙ  НАПИШЕТ  ТОЖЕ.

СТРАШНЕЙ,  БЫТЬ  МОЖЕТ,  - ТОЛЬКО  СТРАШНЫЙ  СУД!
ПИСЬМО  МНЕ  БУДЕТ  УЦЕЛЕВШЕЙ  НИТЬЮ,-
ЕГО,  БЫТЬ  МОЖЕТ,  МНЕ  НЕ  ОТДАДУТ,
НО  ВСЁ  РАВНО,  РЕБЯТА,  НАПИШИТЕ!..

А вот стихи о его мироощещении, отношении к происходившему:

Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана, -
Учителей сожрало море лжи –
И выплюнуло возле Магадана...

Серьёзный Интерес к Авторской песне у В. пробудился после встречи с Булатом Шавловичем Окуджавой. И В. стал считать его своим учителем.  Его темы стали разнообразнее по тематике, интереснее и образнее. И когда он пришёл устраиваться к Любимову в Театр на ТАГАНКЕ, он, на стандартный в этих случаях вопрос : –“ Что вы будете читать”?, попросил: “Можно, я спою?”  Ну, Любимоов  думал – обойдётся одной песней! – а слушал  их, не перебивая, полтора часа!  Так В.В. начал работать в Театре  на Таганке. В его репертуаре – Гамлет, Галлилей, Пугачёв, Свидригайло, талантливо сыгранные им роли в СОВЕРШЕННО индивидульной трактовке. Параллельно он снимался в кино, в таких фильмах,как: “Хозяин Тайги”, “ВЕРТИКАЛЬ”, “Каменный Гость” и” Место встречи изменить нельзя”, в котором сыгранная им роль Жиглова стала самой любимой в народе.
А потом к нему пришла большая любовь. Собственно, в Марину Влади В. влюбился ещё в 1967 году, когда впервые. увидел её в роли цыганки-колдуньи в одноименном французском фильме. Он смотрел этот фильм бесчётное ко-во раз, погружаясь в несбыточные, как ему казалось, мечты о встрече с полюбившейся актрисой. Но она состоялась. Вот как это было. Однажды после спектакля В.В. пришёл в ресторан ВТО, где, как известно, собирались актёры театра и кино. Вот что пишет об  этой их первой встрече М.В.
“Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокого роста, небрежно одетый молодой человек. Меня привлекли его светло-серые глаза.Он подходит, молча берёт меня за руку и долго не выпускает. Затем целует её, садится возле меня и уже больше не сводит с меня глаз”.
Они ушли из ресторана вместе, и Володя пел Марине свои песни всю ночь...
ВОТ ОТРЫВОК СТИХОТВОРЕНИЯ “МАРИНЕ”.
Люблю тебя сейчас,
                Не тайно – напоказ, -
Не ПОСЛЕ и не ДО в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь,
                Но я люблю СЕЙЧАС,
А в прошлом – не хочу, а в будущем – не знаю!
ИЛИ:
МАРИНКА, СЛУШАЙ, МИЛАЯ МАРИНКА,
ДАЛЁКАЯ, КАК В СКАЗКЕ МЕТЕРЛИНКА,
ТЫ – ПТИЦА МОЯ СИНЯЯ ВДАЛИ,-
ВОТ ТОЛЬКО ЖАЛЬ – ЕЁ В РАЮ НАШЛИ!

12 лет она была с ним рядом, пытаясь замедлить бешенный темп его жизни. Но у него было любимая отговорка: “ Работать надо”!
И он работал так, будто знал, как мало ему отведено судьбой. Днём он играл в театре, снимался в кино, а ночь была для стихов и песен. Спал он по 3-4 часа в сутки, а утром будил Марину, чтобы прочесть ей написанное ночью...
Марина много сил приложила, чтобы отвести В. от алкоголизма, не раз вместе с его друзьями вырывала его из лап смерти. А тут ещё В.В. предложили попробовать наркотики с тем, чтобы, якобы, вызвать у него отвращение к спиртному. Получился результат обратный – Высоцкий очень быстро подсел на наркотики.  Конечно, изношенный, надорванный организм не выдержал...
Я не стану говорить о прощании народа со своим кумиром. Это всем известно. Приведу только слова М. В.:
“Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного я не видела”.
О Владимире В. можно говорить много. Это ЯВЛЕНИЕ – ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ - до сих пор не раскрыто до конца. Это тема  - неисчерпаема.
Он  был одарённым поэтом, хотя товарищи по цеху, многие именитые поэты со скрипом это признавали или не признавали вообще и в свой Союз писателей не приняли. Он был замечательным композитором, его мелодии ярки и разнообразны, но в Союз композиторов его тоже принимать не собирались.
Но кто знает музыку и стихи тех, кто смотрел на творчество Высоцкого свысока? Да никто! А песни его поют и слушают до сих пор и ещё будут петь и слушать!

Клава ГРЕБЕНЩИК.
ИЮЛь, 2013  NY