Сказка о мудрости. Часть первая

Олеся Мовчан
         Часть первая.
         Летние каникулы.


Последний раз Олеся была  в деревне летом. Девочка весело провела время, но, как раз перед отъездом домой, произошёл один не очень приятный случай. Деревенские ребятишки позвали её с собой на гороховое поле. И Олесе так захотелось с ними поехать, что она забыла спросить разрешения у бабушки. Или не захотела спрашивать, ведь бабушка всё равно бы не отпустила её!
 Олеся очень быстро уселась на багажник велосипеда соседского мальчика. И они умчались по пыльным деревенским дорогам навстречу приключениям.
 Возле горохового поля была посадка и там росло несколько деревьев дикой черешни. Конечно же среди них были деревья и с горькими плодами! Прежде, чем найти сладкие ягоды , ребятам пришлось распробовать горькие. Зато какой чудесной и вкусной оказалась, найденная наконец, сладкая черешня!
 Наевшись чёрной черешни и, набрав побольше гороха за пазуху, Олеся снова уселась на багажник велосипеда. Какой счастливой она была! Бабушкина черешня определённо не была такой  вкусной, как дикая. Да и на дерево бабуля не разрешала зализать. А горох! Какой же он сочный! Разрываешь стручок и набираешь полный рот горошин, которые быстро лопаются от того, что их просто придавливаешь языком. Молодой горошек очень вкусный! И зачем бабушка заставляет кушать борщ и котлеты? Лучше бы горохом всегда кормила.
 Подъезжая к дому, Олеся увидела бабулю на дороге. У неё в руке была тонкая и длинная хворостина. Она стояла и серьёзно всматривалась вдаль : "Кто же там едет? Не Олеся ли с друзьями?"
 Ох, как быстро улетучилось Олесино  счастье! Почувствовав, как страх вместе с тошнотой подкатывает к горлу, она быстро подняла футболку и выпустила весь горох на дорогу.
 "Что  же ты наделала?!" - закричала девочка, которая ехала позади Олеси. Все дети остановились и начали собирать  выброшенный горох. Девочка с грустью посмотрела на них и, не спеша пошла навстречу бабушке.
 "Ох и влетит же мне! И что я теперь скажу?" - подумала Олеся, взглянув на свою грязную футболку, поцарапанные ноги и чёрные от черешни руки. Она понимала, что теперь наказания ей не избежать.
 - "Где же ты была?" - строго спросила бабушка, сдвинув брови.
 - "Мы ездили за горохом, бабуль."
 - "А где же горох?" - ещё серьёзнее спросила бабушка.
 - "Я его выбросила по дороге!" - вздохнув ответила Олеся.
 - " А может ты была в посадке и лазила по деревьям? В чём это твои руки и футболка?" - сказав это, бабушка взяла Олесю за руки и повернула их ладошками кверху.
 - " Да, бабуль, я лазила. Но она была такой вкусной, эта черешня!И горох тоже. Бабушка, почему ты меня никогда не кормишь горошком?"
 - "Так зачем же ты его выбросила? Сели бы да и отужинали твоим горохом! Даром ездила что-ли?" - уже менее сурово сказала бабушка, на её лице даже промелькнула тень улыбки.
 Олеся знала, что если она будет говорить правду, бабушка останется довольна. Ведь взрослые больше наказывают не за шалости, а за враньё. Так и получилось, сердце бабушки смягчилось. Глядя в испуганные и искренние глаза внучки, она, всё ещё пытаясь быть строгой прокричала: "Марш домой!", - и выбросила хворостинку.
 - "Бабушка, я больше не буду." -жалостливо произнесла Олеся.
 - " Что ты больше не будешь делать, Олеся?"
 - "Лазить по деревьям не буду."
 - "А уезжать без спроса неизвестно куда ты будешь?" - бабушка снова разозлилась.
 - "Не буду, бабуль, не буду!" - Олеся обняла бабушку и крепко к ней прижалась.
 - "Ты знаешь, как я переживала? Ведь за посадкой лес, а в лесу водятся волки и дикие кабаны!"
 - "Бабуль, я совсем их не боюсь, ведь я умею лазить по деревьям!"
 - "Во-первых, нужно ещё успеть залезть на дерево. У диких животных знаешь какая скорость! А во-вторых, мне интересно, долго бы ты просидела на дереве?"
 - "Не знаю. Но нас бы обязательно нашли!"
 - "Кто? Летучие мыши что ли? Кто бы вас нашёл в посадке? Никто не знал куда вы уехали. Ты всегда должна говорить куда ты собираешься ехать или идти. Всегда!" - и бабушка схватилась за сердце.
  - "Тебе плохо, бабуль?" - встревоженно спросила Олеся.
  - "А разве мне может быть хорошо? Мне плохо, у меня болит сердце, ведь моя внучка уходит без спроса, ворует горох на колхозных полях, да ещё и лазит по деревьям, как мальчишка!" - ужасно недовольная бабушка пошла в летнюю кухню, чтобы накапать себе капель.
 - "Бабушка, тебе помочь?" - спросила Олеся, следуя за ней. Девочка очень боялась, чтобы бабушке не стало плохо. Ведь она уже старенькая.
 - " Да, Олеся, помоги мне. Ты должна мне помочь. Иди сюда." - усевшись на стул, она привлекла к себе внучку.
 - " Подать тебе воды, бабушка?"
 - "Потом, а сейчас присядь, Олеся." - сказала бабушка указав девочке на стул.
 - "Мне нужно, чтобы в нашей семье все были счастливы, Олеся, и ты можешь мне помочь в этом!"
 - "Но как я могу тебе помочь, бабушка?"
 - "Ты знаешь, что если кто-то в семье ворует или обманывает, на эту семью может обрушиться несчастье?"
 - "Нет, я этого не знала. Мне известно, что воровать и обманывать это плохо, и что за это наказывают. Но ведь  я не воровала и не обманывала тебя, бабушка!" - испуганно возразила Олеся.
 - "Как это не воровала? А где растёт горох по твоему? На поле, а у поля есть хозяин. У нас в деревне все поля принадлежат колхозу!"
 - "А кто этот Колхоз?"
 - "Колхоз это ни КТО, а ЧТО! Ведь он не живой, Олеся!"
 - "А как же ему что-то может принадлежать если он умер?" - удивлённо спросила девочка.
 - "Да не умер он. Он и не жил вовсе. Его люди придумали, чтоб у всех всегда всё было. Колхоз это собственность коллектива, жителей нашего села, всех вместе! А ты взяла и присвоила часть общего себе!"
 - "Бабушка, я же не знала! Я думала всё, что растёт можно есть."
 - "Олесенька! Чтобы этот горох вырос нужно было много поработать. Вспахать землю, посеять семена, поливать, убирать бурьян. Это всё забирает много сил. Чтобы в магазинах на полке в банке появился зелёный горошек, многим людям пришлось тяжело поработать. Ты же приехала и присвоила себе то, что могло быть продано. А вырученные за это деньги должны были стать заработной платой людям, которые работали на этом поле, чтобы вырастить горох."
 - "Так я же не знала всего этого. Но ведь в колхозе всё общее! Значит я взяла свою часть." - обрадовавшись, Олеся снова обняла бабушку.
 - "А вот сейчас ты начинаешь хитрить и обманывать!" - бабушка отстранила внучку.
 - "Почему обманывать, в чём я тебя обманываю?" - обиженно спросила девочка.
 - "Во-первых ты знала, что без спроса ничего нельзя брать, тем более кушать. И мне не нравятся твои слова о том, что каждый может прийти на поле и взять свою часть. Так я могу остаться без пенсии, а значит без средств на существование." - бабушка недовольно хмыкнула носом.
 - "При чём здесь твоя пенсия, ба!"
 - "А откуда в колхозе берутся деньги на мою пенсию?" - возмущённо спросила бабушка.
 - "Ну...Не знаю" - Олеся развела руками.
 - " Работники колхоза собирают урожай с полей, продают его, а из вырученных денег выдают людям  пенсии и зарплаты. Если же каждый вот так, без спроса будет брать свою часть на поле, то и собирать будет нечего , и денег в колхозе не будет. Значит я не получу пенсию. Нам хватило бы того количества горошка, что ты наворовала сегодня, на месяц ?" - строго спросила бабушка Олесю.
 - "Нет, его бы хватило на один день."
 - "А моей пенсии нам хватает на месяц! И мы кушаем не только горох, правда, Олеся?"
 - "Ну да, теперь понятно." - Олесе вдруг стало стыдно.
 Девочка задумалась: " А ведь действительно, из-за таких, как она, все старики в колхозе могли остаться без средств на существование! Нужно быть бережными и думать не только о себе. Если ты что-то взял без спроса, то кому-то этого может сильно не хватать для пропитания! Как всё серьёзно! Даже обычный горох на поле задействован в таком сложном круговороте всего, в круговороте жизни. Хорошо, что бабуля мне всё объяснила. Теперь я точно ничего не буду брать без спроса, даже то, что просто растёт себе под небом. Интересно, а черешня тоже была колхозная? Но ведь за ней никто не ухаживает там, в посадке. Она сама себе выросла, вокруг неё непроходимые заросли. Значит она никому не нужна, только птицам. Ну хоть здесь я никому не навредила!"
 Олеся немного успокоилась, но потом вспомнила бабушкины слова о несчастье, что оно может прийти в семью, в которой обворовывают или обманывают людей.
 - "Ба! А что ты там говорила о несчастье? Если обманывать или воровать может пострадать вся семья?" - удивлённо спросила девочка.
 - "Каждый человек должен знать это, Олеся. Всё возвращается.  Что посеешь, то и пожнёшь! Если ты посадишь в землю арбузные семечки, из них вырастит пшеница?" - спросила бабушка.
 - "Нет конечно! Вырастут арбузы, ведь семечко арбузное!" - громко сказала Олеся и рассмеялась.
 - "А если ты будешь воровать и обманывать, что тебе придётся пережить, Олеся. Может быть у тебя будут честные друзья и вдоволь всего, что нужно для жизни? Или тебя тоже будут обманывать и обворовывать?"
 - "Наверное меня тоже будут обманывать и обворовывать." - грустно ответила девочка, - "Но при чём здесь моя семья? Ведь это я должна отвечать за свои поступки!"
 - " Твоё воровство может оставить голодной целую семью, а ложь навредить , принести в чужой дом скандал или самое настоящее несчастье! Особенно, если ты что-то наговоришь на человека! Тогда и твоя семья рано или поздно окажется в такой же ситуации. Что посеешь, то и пожнёшь!Даже самая маленькая ложь может привести к серьёзным последствиям!"
 -  "Я никогда не буду обманывать!" - очень серьёзно заявила Олеся.
 - "Это хорошо, что ты всё правильно поняла! А теперь иди порисуй или почитай! Да, и с этими ребятами ты больше играть не будешь!"
 - "Бабушка, почему?" - чуть не плача спросила Олеся.
 - "Потому, что они учат тебя воровать!"
 - "Но бабушка!"
 - "Я сказала нет. Теперь ты будешь играть одна. Раз ты так легко поддаешься влиянию!"
 - "Как это  - поддаешься влиянию?"
 - "Ты слабая и не очень умная! Раз поступаешь так, как все, не имея своего мнения, не думая о том, что будет потом."
  Олеся обиделась и убежала в сад. "Ну вот, теперь бабушка думает, что я глупая и слабая!
А всё из-за того, что я не подумала, а просто сделала так, как все. Но если я не буду делать как все, то они не захотят со мной дружить. Придётся всё время рисовать или читать. Ну и что? Ведь мне нравится этим заниматься! Люблю книги и рисую хорошо. Всё равно это лучше, чем делать свою семью несчастной! Вот возьму сейчас и  нарисую бабушкин портрет. Должно быть она обрадуется!" - подумав об этом, Олеся уселась за рисование. Она представляла себе какой счастливой будет бабушка, получив в подарок свой портрет. И тут же ей вспомнилось то, какой грустной она была , встретив Олесю на дороге. Потом девочка припомнила, как бабуля схватилась за сердце и побледнела, разговаривая с ней. "Лучше я буду делать счастливыми моих родных!" - Олеся представила себя взрослой и очень умной девушкой, которая всегда думала, прежде, чем что-либо делать и была  чуть в стороне от других. От тех, которые всё повторяли друг за другом. Она сама решала что хорошо, и что плохо. "Даже если никто не будет дружить со мной из-за этого, я не расстроюсь! Я всегда найду интересное занятие, которое принесёт счастье в мой дом. Я буду стараться делать людей счастливыми! Наверное это легко. Тогда я и сама буду счастлива, ведь ко мне вернётся всё то , что я подарю людям." - с этими мыслями Олеся закончила рисовать бабушкин портрет. С портрета на неё смотрело счастливое лицо бабули. Олеся вбежала на летнюю кухню, вручила бабушке подарок и, обняв её, прошептала :"Будь счастлива, бабушка! И прости меня пожалуйста!" "Конечно же я прощаю тебя, Олеся!Ведь я очень сильно люблю тебя!" - ответила бабушка вытирая катившиеся по лицу слёзы.
 И тут Олеся поняла, что делать человека счастливым, это значит прощать  и любить его таким, какой он есть. Ведь сейчас она так счастлива от того, что бабушка всё ещё любит её, не смотря ни на что!

 Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/18/220