МА, 2. ОбломОК от Фонда Форда

Ав Баев-Баёв
                ОбломОК от ФОНДА ФОРДА.

В первом томе упоминалось о моей попытке в 2007 году продолжить образование в рамках Международной Программы Стипендий Фонда Форда. На сайте ИМО  www.iie.ru/ifp были представлены условия и направления обучения. Казалось, что у меня появился шанс оформить свои исследования в области человеческой психики, которыми я увлекался для себя.

В перечне дисциплин обучения нашлось подходящее  направление – Религия; общество и культура. К тому времени в моём арсенале уже имелись некоторые заметки по этой тематике. Прежде чем оформлять заявку в конкурсную комиссию ИМО, я решил посоветоваться с местными учёными гуманитарных кафедр педагогического и политехнического университетов. В результате собеседований выяснилось, что мои идеи не диссертабельны.

Комментарии местных  учёных на полях записок сопровождались пометками: неграмотно, неверно, лженаучно и т.п. А некая учёная дама, представленная как специалист по восточным наукам, произнесла слово – изотерика и удалилась.

Пришлось переориентироваться на более практическую тему – социальная политика.
Заявка на участие в конкурсе Программы по этой теме была отправлена в Московский офис ИМО. Состав пакета в двух экземплярах: заявка по форме на 13 страницах, с предоставлением всех личных данных (вплоть до родственников), личных планов, степени испытаний от последствий социальной несправедливости, о трудностях жизни, о благосостоянии семьи, о социальной активности и так далее, по десяти опросным темам. В приложении 4 рекомендательных письма на официальных бланках, копия диплома об образовании, публикация в местной газете, заявление об исследовательских намерениях с освещением предписанных требований.
Предупреждалось, что не прошедшие по конкурсу документы автору не возвращаются.

Был расчет, что в процессе собеседования с экспертами  у меня появится возможность убедить их в привлекательности  альтернативной тематики обучения. Тем более, что в условиях конкурса по инициативе экспертов предусматривался вариант изменения темы.

Поэтому в ожидании ответа из офиса я продолжал оформлять свои эссе.

Чем закончилась история с повышением квалификации с помощью Фонда Форда? К экспертам меня не пригласили, альтернативный вариант заявки оказался сизифовой работой. Пожалуй, именно это событие и подтолкнуло меня к идее – выплеснуть на бумажные листы следы, полученные от  берегов реки жизни (на физическом плане), и сакральные следы сизифова труда, затерянные в лабиринтах сознания, преодолевая происки бдительного Минотавра.

Не исключено, что во втором томе будут встречаться: незаконченность мысли, разные варианты размышлений  по  излагаемой теме (в том числе и противоречивые), непоследовательность хронологического изложения тем.

В общем, это будет выглядеть как россыпь обломков Сизифова камня у подножия горы в мифическом подземном мире.
               
Декабрь 2012 г.

Примечание: Ниже оформлены материалы (следы сизифовых усилий в рамках альтернативного варианта), подготовленные для встречи с экспертами ИМО.

***

                ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЯХ.

Направление: Религия; общество и культура. 
Дисциплина:  Социология культуры, социология религии.
Предмет предполагаемого исследования.

Вариант 1: Психоинформационная адаптация сознания индивидуума в современных условиях.
Вариант 2: Адаптация сознания личности к информационному потоку окружающего мира в современных условиях (субъективный аспект).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Выявить состояние духовной составляющей сознания
личности под влиянием информации, усвоенной индивидом на протяжении жизни.

ЗАДАЧИ, которые предполагается решить в ходе исследования.
1. Выявить и сформулировать характерные темы, которые могут отражать духовную составляющую сознания.
2. Изложить в форме эссе личное понимание каждой темы.
3. Определить факторы, повлиявшие на формирование  сознания, в том числе:
- социальная среда;
- культурная среда, религия;
- научная среда;
- профессиональная среда;
- информационная среда, образование;
- переживания опыта жизни;
4. Проанализировать взаимодействие инстинктивного, рационального (интеллектуального) и интуитивного в сознании.
5. Сформулировать проблемы адаптации личности к информационному потоку окружающего мира в современных условиях.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основная проблема существования человека разумного в современном обществе может быть обозначена следующим образом: Человеческая деятельность на планете способствует развитию системного цивилизационного кризиса.

Усилия системы образования и религиозных организаций по формированию сознания человека на практике не приводит к декларируемым ожиданиям по формированию личности и общества. Наблюдается противоречие между необходимой деятельностью человека на благо и использованием результатов деятельности во зло.

Достижения научной и технической деятельности человека, направленные на созидание, содержат в себе и разрушающую составляющую. Судя по событиям в мире, продолжаются экономические, этнические и религиозные войны.

Ученые отмечают наличие в мире кризисных явлений во всех сферах общества и призывают: "Настало время решить и фундаментальное расхождение науки, и традиционных религиозных представлений в пользу мировоззрения с безусловным присутствием духовного измерения. Мы обязаны признать этот фактор как основной принцип самого существования Вселенной". (Открытое письмо «Московского клуба» «Известия» от 22.09 2004 г. ).

Краткий ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ по теме  исследования.

Адаптация сознания личности к информационному потоку окружающего мира в современных условиях представляет интерес с точки зрения различных научных направлений, в том числе: философии, социологии, политологии, геронтологии, психологии, медицины, этики и права, религиоведения, демографии. На мой взгляд, источниками по теме  исследования могут быть:

- Научные труды, в которых исследуются проблемы адаптации человека к информационному влиянию СМИ. В том числе: работы ученых, аспирантов и дипломные работы студентов  ВУЗов по тематике предполагаемого исследования.

- Публицистические источники, рассматривающие проблемы морально-этических отношений  в современной России и мире. К этим источникам можно отнести публикации в газетах, журналах, телевизионных программах, на интернет-сайтах; театральные и киноконцертные представления, музейные экспозиции, библиотечные фонды.

- Доступные источники научного, культурного и религиозного содержания.

- Возможны другие источники для осуществления предполагаемого исследования. Дальнейшее уточнение и обзор  литературы по теме исследования возможен только при подготовке и в процессе обучения в аспирантуре.


МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ исследования.
Поскольку объектом исследования является адаптация сознания личности, как части социума, методологической основой исследования предполагаются системный,  диалектический и деятельностный подходы.

Системный подход позволит рассмотреть сформировавшуюся систему информации в обществе с точки зрения её способности удовлетворить в полной мере духовные потребности личности и способности положительно влиять на формирование сознания человека.

Диалектический подход поможет выявить влияние  различных организованных структур, занимающихся формированием сознания человека, на процесс адаптации индивидуума, позволит изучить формы, механизмы и технологии, применяемые в их деятельности.

Деятельностный подход на основе философских, психологических и социальных знаний позволит изучить сознание отдельной личности, осуществляющей процесс адаптации собственного сознания в информационном потоке окружающего мира в современных условиях.

Оригинальность такого подхода в исследовании адаптации собственного сознания может состоять в том, что я как исследователь, являюсь одновременно субъектом и объектом исследуемого явления. В исследовании предполагается  использование  методов философии, социологии,  психологии, этики, медицины.   

НАУЧНАЯ, практическая и социальная ЗНАЧИМОСТЬ предполагаемого исследования.

Научная значимость исследования может предположительно состоять в том, что:
- Результаты исследования сознания отдельного индивидуума, можно использовать для  обобщения на более высоком уровне, реализуя переход количества в качество.
Практическая значимость.
- Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации решения проблем в сферах образования, информационной политики, культуры и различных направлений науки.
Социальная значимость.
- Результаты исследования помогут сформулировать принципы воспитания в человеке этику внутренней ответственности перед самим собой и социумом.

Декабрь 2006г.


АРГУМЕНТАЦИЯ для собеседования с экспертами ИМО.

Альтернативный вариант исследовательских намерений.
Предполагаемые направление и дисциплина (в рамках программы ИМО).
Направление: Религия; общество и культура.
Дисциплина: Социология культуры, социология религии.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА направления и дисциплины обучения.
В открытом письме "Московского клуба" под названием "Проблемы глобального кризиса. Этика ответственности и единения – исторический шанс России" присутствует обращение:
- Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто чувствует личную ответственность за нашу общую судьбу и разделяет идеи культурно-цивилизационного проекта "Этика ответственности и единения".

Письмо подписали:
- Артемьев Э.Н., композитор, народный артист России,
- Аршинов В.И., профессор,
- Капица С.П., профессор,
- Лермонтов М.Ю., президент Ассоциации "Лермонтовское наследие",
-  Слуцкер В.И., член Совета Федерации,
- Стёпин В.С., академик, директор Института философии РАН,
- Чаплин Ю.К., член Совета Федерации.
 
 ОБЩАЯ ИДЕЯ исследования.
- Исследование сознания индивидуума.
- Исследователь (субъект) и исследуемый (объект) сосредоточены в одной личности.

- Результаты исследования своего сознания субъект отображает в письменной форме.
Принимаемые предпосылки.
- Под сознанием индивидуума понимается триединая совокупность  – его интуитивная, интеллектуальная и инстинктивная сферы.
- Сознание отражается в интеллектуальной сфере индивидуума в виде мыслеформ (мыслеобразов).

- Инструментарий исследования и оформления результатов сосредоточен в интеллектуальной сфере  субъекта-объекта.
- Сформированное сознание объекта зависит от информации полученной в процессе его деятельности в обществе, т.е. является результатом жизненного опыта.
- Изложение мыслеформ зависит только от интеллекта исследователя.

- Тематика исследования может быть определена самим исследователем или с участием научных консультантов.

Краткая аргументация идеи исследования.
- Научное понятие сознания имеет синонимы –  духовное измерение, душа.
- Из упомянутого открытого письма следует: наука вынуждена признать, что основной принцип существования Вселенной предполагает безусловное присутствие духовного измерения.

- Исследование сознания (духовного измерения) индивидуума важно, так как деятельность индивидуума влияет на формирование сознания общества в целом.
- Исследование самого себя и собственное оформление результатов наиболее достоверно, так как уменьшаются риски искажения информации на границах субъект-объект-субъект.

- Имея результаты исследования от различных групп индивидуумов, можно использовать их для  исследования на более высоком уровне, реализуя переход количества в качество.

- Опыт демонстрации собственного сознания в науке используется. Например, в деятельности  Московского и Римского клубов. Безусловно, в этих кругах циркулирует информация мудрецов и ученых, а информация о сознании других представителей общества является опосредованной.

- Опыт демонстрации собственного сознания широко используется в художественной и научно-фантастической литературе. Такие примеры наблюдаются в творчестве Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, О.Хайяма, Д.Андреева, А.Р.Беляева, И.Ефремова, Иоанна Богослова и др.

- Однако, подобный опыт исследователями, как правило, не рассматривается как научный, а принимается как художественный или мистический вымысел.
- Целесообразно для науки иметь информацию о сознании от различных индивидов, с учетом того, что каждый человек есть уникальная личность.

ПРЕДМЕТ предполагаемого исследования. (Варианты формулировок).
- Психоинформационная адаптация сознания индивида в современных условиях.
- Адаптация сознания личности к информационному потоку в современную эпоху.
- Информационная адаптация сознания личности  в условиях глобального кризиса (субъективный аспект).
- Сущность сознания современного индивида в его собственном представлении.

ВОПРОСЫ к экспертам.
- Диссертабельность идеи.
- Определение направления и дисциплины в рамках Программы.
- Подбор научного консультанта. Выбор Вуз, а.
- Возможность (необходимость) переоформления заявки.

Март 2007г.