Я ненавижу Советскую Власть

Виталий Овчинников
               
                Я сразу же извиняюсь перед  моими читателями.  Потому что это не мои слова.  Это слова режиссера Алексея Германа, чью память со дня его смерти 21 февраля 2013 года  недавно отмечали на нашем ТВ. Я  же  лично  родился и вырос в Советское время и никаких таких особый претензий к Советской  власти не имею. Кроме одной – почему она так легко  дала себя уничтожить.  Но это другой разговор.

                Так вот, я посмотрел выпущенный к юбилею Германа  на ТВ культура  цикл  получасовых документальных  фильмов  под названием  « Герман сын Германа. Моему отцу посвящается».  Цикл  неплохой, я его смотрел с интересом.  В нем много документальных кадров о послевоенном Ленинграде.  Собственно, это был даже  и не фильм, как таковой, о жизни и творчестве  отца и сына Германов, а отдельный монолог Алексея Германа о своей жизни, о жизни своего отца  и жизни Советской  Ленинградской  творческой интеллигенции тех лет, активно  занимающейся  культурным обслуживанием Советской  «партхозноменклатуры».
 
                Но меня поразило в этом цикле другое.  Герман постоянно говорил о своей ненависти к Советской власти. Постоянно и много раз в течение своих монологов.  Я подсчитал, что за  одну только  «получасовку» фильма Алексей Герман по десять, пятнадцать раз   повторил одну и туже фразу – я ненавижу Советскую власть. Зачем? Для чего? Не понимаю! То ли оправдывался, то ли заиськивал перед кем-то...

                Ведь семья его всю жизнь верно служила Советским властям.  И власть была расположена к ним. Власть оценила значимость  их работы для страны и самой власти путем награждения  их    различными почетными званиями, регалиями  и  предоставлением  им и их семьям соответствующих материальных благ, немыслимых для обычных граждан страны.

                Жили они в отдельной квартире со служанкой,  кухаркой, имели личный автомобиль с личным шофером и дачу в Комарово и  делали в своей жизни только то, что сами хотели делать. Правда, с согласия и разрешения Советской власти.  Точнее, я бы сказал, что с редактурой Советской властью. Ну и что? По  другому не бывает ни в одной развитой стране мира.   Либо ты служишь интересам правящего класса или правящей элиты своей страны и тогда ты процветающий человек в этой стране, либо ты  не служишь этой самой власти и тогда  «ты никто и звать тебя никак».  И ты будешь вынужден уехать из этой страны. Но и в других странах тоже самое.
   
                Поэтому,  никто из семейства Германа в   очередях за продуктами и товарами народного потребления   никогда не стояли, потому  что  получали еженедельно продовольственный и промтоварные пайки из  Ленинградского спец распределителя, и часто  бесплатно ездили на  южные курорты,  в дома отдыха  и санатории страны не только отдыхать или лечиться, но и просто так,  « балдежно», творчески пожить. То есть, власть обеспечивала их всем необходимым для жизни, для работы, для  творчества, для отдыха и лечения. В ответ она требовала от них одного  – служить верно и преданно.  Что они и делали с успехом. Потому что были по настоящему талантливыми людьми.

                И  в то же время, как утверждает Алексей Герман, они все ненавидели Советскую власть. И он сам, и его жена, и  дети, и все знакомые в их окружении. То есть,  по его мнению, вся творческая интеллигенция Ленинграда и Москвы за небольшим исключением,  в те времена ненавидели Советскую власть. Сразу же вопрос – а за что?

                Им что, противно было служить Советской власти? Да я бы не сказал! Все они с восторгом и благодарностью  служили этой власти. И история не знает ни одного случая отказа от  предоставляемых  им наград, привилегий, льгот  и благ. Наоборот, они выпрашивали, выклянчивали, вымаливали  эти блага от власти,  лезли без очереди за ними, выталкивая и выкидывая мешающих им знакомых и друзей. А при случае, писали  еще друг на друга доносы. И когда же они, при такой активнейшей  своей деятельности  на власть,  еще успевали  и ненавидеть ее,  эту самую, так  презираемую ими Советскую власть? Наверное, в туалете, сидя на унитазе и закрывшись на задвижку  от всех живых на свете.

                Странная вещь, эта штука жизнь! Когда они, эти представители творческой Советской интеллигенции, творили по заданию  ненавистной для них Советской власти, они создавали шедевры. Причем, шедевры, значимые не только для Советского общества, но и для всего мира. А когда они после развала Союза   стали полностью свободными в своем творчестве, то за двадцать с лишним лет после памятного девяносто первого  года, они  ничего путного создать не смогли. Одни пустышки, да «порнуха». Получается, что без кнута и пряника  Советской власти они,  предоставленные теперь самим себе, на что путное оказались не способными.
 
                Тогда они кинулись восхвалять криминал в качестве противовеса власти и потоком пошли  в эфир разные варианты «Крестного отца» на Российской почве.  И что? А ничего! Даже у самого Алексея Германа, которого вся наша демократическая интеллигенция тех лет подняла на щит в качестве невинно пострадавшего от проклятой  Советской власти, и тот оказался ни на что неспособным. Этот его прославляемый  когда-то и ныне всеми забытый   «Хрусталев, машину», оказался полностью провальным и люди массово уходили  с его сеансов.  Как и недоконченный  фильм «Трудно быть богом», по отрывкам которого тоже видно, что фильм не смотрится, что фильм  не получился.

                Так что же стоит за этими громкими словами Алексея Германа и других представителей творческой интеллигенции России  о своей исконной    ненависти к Советской власти?  Затрудняюсь ответить. Может, просто от того, что ее не стало, и они лишились всех своих прежних  привилегий, благ и возможностей? И невольно получается, что без кнута у них теперь  и пряник  не таким вкусным кажется и в горло больше  уже  не лезет?  Хотя пряников теперь вокруг вагон и маленькая тележка? А? Вы как думаете на этот счет?