Придуманная любовь

Яков Элькинсон
   Оноре де Бальзак относится к тем писателям, которые принесли свою жизнь в жертву литературному творчеству. Подумать только, он сочинял литературные произведения по шестнадцать часов в сутки! За письменный стол он усаживался в полночь. Бальзак считал, что выдержать такое напряжение можно только употребляя огромное количества черного кофе. Другие сочинители, вроде Хемингуэя, Куприна, Есенина, Шолохова, Довлатова, Высоцкого и Ерофеева в качестве допинга употребляли не кофе, а спиртное. Правда, Шолохова это подвело: после создания «Тихого Дона» сошел с дистанции, целиком посвятив себя служению Бахусу.
   Бальзак впадал в крайности не только в творчестве, но и в своих многочисленных любовных приключениях и гастрономических пристрастиях. Последнее превратило его в толстяка.
   Бальзак не был красавцем – низенького роста, пузатый. Но стоило ему заговорить, как собеседник попадал под его обаяние: уж слишком красивой, выразительной и остроумной была его речь. Это производило сильное впечатление на женщин – ведь они «любят ушами».
   Широкую популярность Бальзаку принесли сочиненные им книги. По мере неуклонного роста его репутации как выдающегося романиста росло и количество его поклонниц. Он получил 12 тысяч писем от своих поклонниц, многие из которых были чрезвычайно откровенны! Бальзак широко пользовался этими предложениями. Не будучи особенно разборчивым, он заводил связи не только с аристократками, но и с куртизанками, и со шлюхами. По свидетельству приятелей, манеры  Бальзака в интимных отношениях отличались страстностью, разнообразием и ненасытностью. При этом он отдавал предпочтение состоятельным женщинам среднего возраста. Именно они расплачивались с его многочисленными кредиторами. Вступая в отношения со своими избранницами, Бальзак непременно сообщал им о своем трудном детстве, о том, как мало внимания ему уделяла мать.
   Несмотря на большой успех у женщин и обширные любовные связи, жажда настоящего глубокого романа у Бальзака не была полностью удовлетворена. И словно во исполнение этого желания в 1832 году он получил из далекой украинской провинции письмо с интригующей подписью «Чужестранка». Во втором письме загадочная незнакомка просила подтвердить получение ее послания. Когда Бальзак исполнил эту просьбу, адресат открыла себя. Это была Эвелина Ганская, урожденная графиня, супруга предводителя дворянства на Волыни. Свой возраст - тридцать два года - она уменьшила на пять лет. Бальзаку в это время было тридцать четыре года. Ему очень польстило, что Эвелина, урожденная графиня, внучатая племянница королевы Франции Марии Лещинской, супруги короля Людовика XV. Бальзаку также понравился изящный стиль письма Эвелины, сдобренный восторженной похвалой его писательского таланта. «Ваша душа прожила века, милостивый государь, а между тем меня уверили, что Вы еще молоды, и мне захотелось познакомиться с Вами… Когда я читала Ваши произведения, сердце мое трепетало. Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины – дар небес, божественная эманация; меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она-то и позволила Вам угадать душу женщины».
   Воспламененному воображению Бальзака представилось, что он влюбился в Эвелину, что она является женщиной его давней мечты. Между ними завязалась бурная переписка. От письма к письму возрастало взаимное увлечение. Все развивалось по законам почтового романа.
   В свое время горячим  поклонником почтовых романов был Бернард Шоу. Характеризуя этого великого человека, следует сказать, что всемирную известность он завоевал своими шестьюдесятью пьесами, наиболее популярными из которых являются «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца», «Цезарь и Клеопатра». Социалист по своему мировоззрению, Бернард Шоу был искренним поклонником Советского Союза. Об этом свидетельствует хотя бы то, что свое семидесятипятилетие он отметил не в Лондоне, а в Москве. Он предсказывал России блестящее будущее.
   Бернард Шоу придавал столь большое значение почтовым романам потому, что, по его мнению, сама любовь возможна только в эпистолярной форме - лишь переписка может обеспечить  идеальное любовное приключение. Воображение превосходит действительность, а физическая близость только портит сказку, обещанную мечтой.
   Бернард Шоу собственным поведением  доказал свою приверженность почтовым романам. Об этом красноречиво свидетельствует его переписка с актрисой Эллен Терри, а особенно - с актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл. Их роман в письмах послужил основой для пьесы «Милый лжец» Джерома Килти.
   Бернард Шоу откровенно признавался своему биографу, что половой акт представляется ему чудовищным и низким занятием, и он, Бернард Шоу, просто не в силах понять, как могут уважающие себя мужчина и женщина смотреть в глаза друг друга после проведенной вместе ночи. Со своей будущей женой Бернард Шоу договорились, что между ними не будет супружеской близости. А было ему тогда сорок два года.
   Оноре де Бальзак придерживался совсем иного мнения. Ценя достоинства почтового романа, он отдавал предпочтение непосредственной физической связи. Так что при первой же тайной встрече с Эвелиной в Швейцарии в 1833 году (муж ее Вацлав Ганский в то время был еще жив) Бальзак овладел своей возлюбленной.
   Личное знакомство несколько разочаровало их обоих. По письмам они представляли друг друга в несколько идеализированном, более изящном виде. Несмотря на это они время от времени продолжали встречаться в городах Европы.
   Несмотря на то, что на словах Бальзак твердил о своей любви к Эвелине, он в то же время сожительствовал со многими женщинами, рождались дети. Кстати, Эвелина тоже забеременела, но ребенок родился мертвым. Как и в былые годы, Бальзак не отказывался от связи с проститутками.
   После смерти престарелого супруга Эвелины Бальзак в 1847 году посетил  имение Ганских село Верховню на Волыни. Он просил руки вдовы, но ему было отказано. Несмотря на это через год Бальзак повторил свою попытку. Он сильно постарел и был очень болен. Стать мужем Эвелины  Ганской пытался и другой претендент – знаменитый пианист Ференц Лист, но Эвелина выбрала Бальзака. Не иначе как из жалости: слишком беспомощным он выглядел. В 1859 году Бальзак обвенчался с Ганской в Обители Святой Варвары в Бердичеве. Жить Бальзаку оставалось пять месяцев. Он до конца  верил, что любит Эвелину. Об это он написал своему другу мадам Карро: «Только вы должны узнать от меня о счастливой развязке великой и прекрасной драмы сердца, длившейся шестнадцать лет. Три дня тому назад я женился на единственной женщине, которую любил, которую люблю еще больше, чем прежде, и буду любить до самой смерти».
   После свадьбы Эвелина переехала в Париж. Она заботливо ухаживала за очень больным Бальзаком. Но молва упорно твердила, что пока ее новый супруг агонизировал в соседней  комнате, Эвелина принимала очередного любовника.
   Согласно завещанию Бальзака Эвелина Ганская стала его единственной наследницей. И ей пришлось отвечать за все многочисленные долги мужа, после оплаты которых Эвелина лишилась почти всего своего состояния.
   В 1851 году Эвелина Ганская познакомилась с художником Жаном Жигу. Связь с ним продолжалась тридцать лет, до самой ее смерти.
   Художник оставил нам большой портрет Эвелины. Она изображена на фоне альпийских гор и средневекового замка в пышном, словно облако, белоснежном платье. У ног ее стоит в напряженной позе, вытянув голову вверх, преданно вглядывающийся в глаза хозяйки породистый пес. Не о своей ли настоящей, не придуманной большой любви к этой женщине поведал нам этой картиной художник?

 Кармиэль, 2013 год.