РКРП9 В Президенты Н. М. Харитонова не поддержали

Виктор Мазоха
                Глава восьмая
 
1-й секретарь ЦК РКРП–РПК избран депутатом Государственной Думы на выборах 2003 года



В конце 2003 года состоялась областная партийная конференция. На ней обсуждались вопросы партийного строительства. Особый разговор состоялся о предстоящих в марте выборах Президента России. От КПРФ баллотировался Н.М.Харитонов. В принципе, у многих наших товарищей отношение к Николаю Михайловичу было вполне положительное. Однако на нашем форуме он поддержки не получил. Все прекрасно понимали, что нынешняя власть не позволит Харитонову стать президентом. А вот его участие позволит придать выборам вполне легитимный вид. Поэтому большинство членов РКРП–РПК проголосовали, скорее, не против поддержки Харитонова, а против его участия в выборах.

После собрания я переговорил с Крупенько. Он предложил мне попробовать радиокорреспондентом на областном депутатском канале.
В феврале я приехал в Новосибирск и встретился с редактором радиоканала. Показал ей сохранившийся билет члена Союза журналистов СССР, последние публикации в газете. В принципе, она была не против моей кандидатуры. Договорились встретиться после выборов Президента, а в это время я под руководством Крупенько что-нибудь подготовлю.
Крупенько выдал мне "инструмент": старенький магнитофон, зарядку для батарей. И я стал собирать материал. Совершенно не зная кухни "радиожурналистики" я послал ему кассету с записями. И ждал результата.





Прошли выборы.
Стояла середина марта 2004 года, но весной и не пахло. Хотя день был безветренный и солнечный, морозец давал о себе знать. Встретил в переулке секретаря райкома КПРФ Н.С. Коломейца. Естественно заговорили о вчерашних выборах Президента.
– Ну что, Николай Сергеевич, обеспечили  пятидесятипроцентную явку избирателей, выдвинув Харитонова? – спросил я не без иронии.
Он ничего не ответил, лишь задал ответный вопрос:
– Где вы пропали? Что-то вас не было видно не до выборов, ни вдень голосования...
– А мы в эти игры решили не играть. На областном партийном собрании наши коммунисты решили бойкотировать выборы. Вот мы и бойкотировали, как могли. Хотя мне хотелось поддержать Харитонова.
– Вы все время что–то выдумываете.
– И сейчас я могу сказать, что решение бойкотировать выборы было правильным. Те голоса, что избиратели отдали за Харитонова и обеспечили явку необходимого количества для того, чтобы выборы состоялись.
– Ты думаешь, если бы Харитонов снял свою кандидатуру, его сторонники, остались бы сидеть дома? Вряд ли! Кто-то бы из них за Глазьева пошел, кто-то за кандидата от ЛДПР. За Путина большинство пошло. Даже деревня, представляешь, и та за Путина голосовала!
– Для меня это была не новость. Я по деревням частенько ездил. Разговариваешь с мужиком, он жалуется ребенку на обучение надо, зарплаты в селе нет и т.д. ит.п. А за кого голосовать будешь. За Путина слышишь в ответ, и ничего не понимаешь.
– Да так оно и есть. Народ у нас дурной.
– Не знаю, Николай Сергеевич. Мне кажется, что не народ дурной, а это мы заигрались в выборы. Выборы ведь игра. И что самое страшное, сколько нас жизнь не учила, а все играем в "лохотрон" с надеждой выиграть. Все играем в политику. Вернее даже будет сказать, подыгрываем. Подыгрываем власти.
Коломеец слушал с мудрым терпением, показывая всем видом: уж больно ты горяч в своих суждениях. Молод еще...
– Надо менять методы борьбы, сказал я напоследок.
Только как менять? Когда денег на листовку и то нет. Для борьбы с капиталом нужен капитал. Нужны профессиональные революционеры.
Юрий Михайлович ждал меня возле почты.
– Правы мы оказались,  – сказал я, – что не стали играть в эти игры. Путин обошел всех вместе взятых кандидатов. Капээрэфовцы Ельцина протащили, теперь – Путина.
Я первый раз за время выборов был спокоен. Настолько был предсказуемым результат.
Пошли в РУС, чтобы позвонить Крупенько. Решается там вопрос насчет меня, или нет?
На карте оставалось еще 25 бит из 200. Главное, нужно было успеть все спросить.
Крупенько сразу взял трубку. Поздоровались.
– Что-то ничего не сообщаете. Наверное, что-то застопорилось?
– Тут такие дела, начал Крупенько. Бычковская разговаривала с Титковым насчет тебя. Он однозначно сказал: Нет. Мол, есть у нас опытный радиожурналист Петрищева...
– Понятно. Иного и не следовало ожидать. Когда велись выборы в областной Совет я и Юрий Михайлович и  вели активную агитацию против Титкова. Иначе и быть не могло. Он для нас был противником по всем параметрам, так что...
– Я понимаю. Но Титков нас курирует и Бычковская против него не пойдет...

Когда прошел Х съезд КПРФ, на котором было объявлено, что партия признала себя марксистско-ленинской, Мы с Юрием Михайловичем решили побывать на партийном собрании местных коммунистов. Вначале все складывалось нормально. Выступающие первый и второй секретари Е.В.Полохов и Н.С. Коломеец говорили о ситуации в стране, городе, о том, что коммунисты должны быть более принципиальными и ответственными в отстаивании своих позиций, о наметившемся сближении компартий.
Но вот речь зашла о выборе депутатов и главы местного самоуправления.
– Товарищи, исходя из ситуации(?) мы будем поддерживать с вами Яцуна и Гросса.
Это сообщение шокировало нас с Юрием Михайловичем.
Гросс и Яцун, может, и не самые оголтелые антикоммунисты, коих много еще есть среди бывших руководителей и партноменклатурщиков, но во всяком случае далеко не товарищи.
Вот, например, Гросс. В период правления Ельцина, когда Зюганцовцы еще имели какой-то вес в обществе и парламенте, Гросс принимал активное участие в митингах, даже рьяно выступал в защиту социализма. Надеялся, очевидно, что это ему зачтется. При Путине, он и смотреть в сторону бывших товарищей перестал.
К тому же, свеж еще в памяти разговор с Гроссом на одном из совещаний в районе. Тогда  я работал в районной газете. Мы сидели за столом, который ломился от еды. Все по очереди произносили тосты, в основном гостя из науки. А я сказал, пользуясь ситуацией, сказал, что на Руси сейчас хуже всех простому труженику. Рано или поздно воспрянет он ото сна.
Все смотрели на меня, не понимая, как этот товарищ, который им совсем не товарищ, оказался в их среде. Потом Гросс сказал мне:
– Если ты не прекратишь революционные разговоры, работать в газете не будешь.
Мы с Юрием Михайловичем покинули собрание. Все встало на свои места. Если КПРФ собралось поддерживать вышеназванных  "товарищей", то не стоило строить иллюзий насчет каких-либо перемен в жизни местных коммунистов. Они все так же неразборчивы и беспринципны в своих решениях.
С Гроссом я лично общался раз или два, но впечатление сложилось далеко не самое хорошее.
– Николай Сергеевич, они же против коммунистов.
– Он не против коммунистов.
– Они побросали партийные билеты, в лучшем случае запрятали до лучших времен.
– А что же ты хочешь, чтобы человек с двумя высшими образованиями таскал кирпичи?
– За идею на каторгу шли, а не только "кирпичи таскали". Они ведь со своими двумя высшими образованиями  не партии служат, а прислуживают нынешнему режиму, помогают ему  угнетать простой народ.
Написал письмо Полохову, чтобы он на досуге смог спокойно прочитать.
Уважаемый, Евгений Викторович!
Обращаемся к вам письменно в надежде, что Вы до начала выборов измените свое отношение к поддержке кандидатур Яцуна и Гросса.
Главная задача коммунистов в избирательных компаниях –  социалистическая классовая пропаганда и организация рабочего класса на борьбу. Если, конечно, партия не оппортунистическая, а марксистско–ленинская. В связи с этим хотелось бы узнать, как можно вести "социалистическую классовую пропаганду", поддерживая Яцуна и Гросса. Сергей Александрович, как известно марионетка областной администрации, возглавляемой Толоконским. Виктор Александрович в свою очередь марионетка Путина и "Единой России". И внес немалый вклад, чтобы в 2002 году, когда проходили выборы в местные органы самоуправления, ни прошел ни один коммунист. Вообще в тот год получалась смешная картина. В областной администрации планируют как не допустить коммунистов во власть, а коммунисты – как поддержать эту самую власть.
Кстати, ранее Гросс публично заявлял, что больше баллотироваться не будет. Слова надо держать.
Когда проходили выборы главы областной администрации, Коломеец горой стоял за Толоконского. Благо случай преподнес Титова.
Надо быть хоть немного принципиальными. Ваш Х съезд четко сказал: Союзы заключаются только с теми организациями и личностями, которые разделяют основные позиции КПРФ по важным для страны вопросам. Это, прежде всего вопросы, выносимые на референдум.
Какова позиция этих "товарищей", которые плюнуть против ветра боятся, стоит ли говорить....
 Но письмо я так и не отправил.