Очерк о настоящем

Барабанов Виктор
Героев сегодняшних публикаций можно разделить на две основные группы. Одна из них – это разного рода лица-символы. Секс-символы, шоу-символы, символы богатства, власти и т.д. Они прессу интересуют как люди, олицетворяющие успех. Таких публичных людей немного, они примелькались, и многие изрядно читателю поднадоели. Их удел поддерживать интерес широкой публики разного рода пошлостями.

Вторая группа более многочисленна, и её герои никому неизвестны. Это  разного рода начальники, захотевшие, чтобы о них написали к определённой дате, либо просто так. Делается это за деньги. Понятно, что читать такие очерки могут только родные  и знакомые, да и то через строчку…

Тут автор и задаётся вопросом, а бывают ли люди, которые не относятся к первым двум категориям и которые искренне считают, что не сделали в этой жизни что-то, заслуживающее  всеобщего внимания, но при этом читать о них было бы интересно.
Таких людей, возможно, и много, но найти их нелегко. Они себя не выставляют напоказ. Поэтому, когда появляется возможность, о них обязательно следует рассказывать.

                Зинаида Александровна Кутузова


Врач-педиатр. Она уже умерла. В преклонные годы. Драма человека, которому почти 90, в том, что уже не остаётся на белом свете людей, которые его любили или ненавидели. Поэтому похороны глубоких стариков всегда немноголюдны.

Проститься с Кутузовой пришло много народа (никаких мер оповещения, кроме маленького некролога в «Магнитогорском металле», не было). И это были не благодарные пациенты: последнюю четверть века она уже не работала. Это были врачи и медсёстры, в основном пожилые… Тот факт, что героиня моего очерка не просто врач, а заслуженный врач Российской Федерации, бывший главный педиатр города и главный врач детской горбольницы № 3, здесь не главное. Всё это было очень давно. А крылатая фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» жизнью никогда не подтверждается… Но Кутузову помнили многочисленные коллеги, при всём при том, что большая их часть давно в мире ином. Автор попробовал разобраться, почему, а разобравшись, решил написать этот очерк.
 
                ***

Она была ярковыраженным трудоголиком. По этому признаку таких людей в наших теперешних корпорациях хоть пруд пруди. Сегодняшние менеджеры-трудоголики – люди очень жёсткие. Не жалея себя, они не жалеют и подчинённых. Кутузова свои стрессы на подчинённых не перекладывала. Этому есть подтверждения. Автор общался в разное время с немалым количеством коллег и бывших подчинённых Кутузовой, и вот что удивительно. Все говорят о ней только с пиететом. О других известных руководителях такого уровня мнения подчинённых рознятся диаметрально. Автор нашёл одного коллегу Кутузовой, который считал, что был главврачом наказан чрезмерно, но и он подчеркнул: «За дело». А потом вообще сказал: «Очень разумная женщина, именно она мне потом квартиру трёхкомнатную в Ленинском районе выхлопотала».
Тут и всплыло ещё одно качество главврача Кутузовой. Это полная, абсолютная неспособность к стяжательству и даже бытовому накопительству. Всё, что оставила она после себя материального, – это малюсенькая хрущёвка, полученная ею на семью из пяти человек, запущенный садовый участок да орден «Знак почёта»… Хотя нет, ещё хоккейная клюшка с автографами игроков сборной СССР: Харламова, Михайлова, Петрова. Она любила хоккей и гордилась личным знакомством с тренером сборной Тарасовым.


С подчиненными она всегда разговаривала вежливо, голоса никогда не повышала. Комплекции была миниатюрной, внешности приятной. Видимо поэтому, при свирепой целеустремленности и жертвенности  интересам  дела,   на не посвященных она производила впечатление человека мягкого и уступчивого.  Зато домашние получали руководящий импульс по полной.  Дочь - студентку мединститута,  пришедшую к ней на практику,  она определила  санитаркой  в инфекционное отделение. Как раз была вспышка дизентерии и кадров не хватало. Ее распоряжения семейные выполняли неукоснительно.  А потому сын,  после окончания вуза,  пошел не в аспирантуру, а служить в армию.  Вернее на флот. В пограничники. На флоте тогда служили три года.  По нынешним понятиям,  такие поступки  матери это - родительская  беспощадность какая-то. Наверное. Только она потом, несколько раз брала отпуск и через пол страны сына проведать ездила…  Было в ней что-то от старого князя Болконского из «Войны и мира»… Таким боль переносить легче, чем стыд.

И последнее. Когда главврачу Кутузовой исполнилось 55 лет, уже на другой день она написала заявление с просьбой об освобождении от руководящей должности. Не отпускали, но настояла. Осталась в больнице работать простым врачом и работала, пока не ослепла.

А когда она умирала и уже впала в беспамятство, то всё куда-то собиралась идти спасать ребёнка…

Вот, пожалуй, и всё самое интересное о враче-педиатре Кутузовой.
Хотя нет, вот ещё что.

Сегодняшней нашей медицине край как нужны такие Зинаиды Александровны Кутузовы. Так, может быть, присвоить её имя крупнейшей в городе детской больнице № 3, которой она долго руководила, да и которую строила, и организовывала её работу? Уверен, нет порядочного человека, который скажет слово против. А коли так, то пусть это имя станет символом того, что врач должен спасать людей не пока ему платят, а пока он дышит.

Магнитогорск, Челябинская область.